Новости Твиттера

Вы здесь

Позиция Конфедерации обществ потребителей

3 февраля 2010 года

В декабре 2009 года состоялось заседание правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), которое дало свою оценку эффективности технического регулирования в РФ. Пресс-релиз позиции КонфОП мы приводим ниже.


Позиция Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) об оценке эффективности технического регулирования в РФ.

Государство должно обеспечивать безопасность товаров, реализуемых на потребительском рынке как путем принятия нормативных требований, так и в рамках контрольных мероприятий, направленных на отслеживание выполнения законов. Пресс-релиз позиции КонфОП мы приводим ниже.

Государственные стандарты (ГОСТы), действующие еще с советских времен в отношении традиционных продуктов питания выполняют роль защиты прав потребителей, не позволяя производителям фальсифицировать продукцию без нарушения законодательства. Вместе с тем обновление ГОСТов должно быть приоритетным для развития нашей страны. В отношении новых товаров (бытовая техника, автомобили), современных продуктов питания, строительства действующая нормативная база стандартов устарела, либо вообще отсутствует. Более простая процедура принятия ГОСТов по сравнению с техническими регламентами позволяет делать этот процесс обновления более оперативным.

Технические регламенты — федеральные законы, которые должны были обеспечить установление новых требований - с задачей обновления и улучшения безопасности продукции не справились. Ответственность за принятие данных норм лежит на законодателях, однако непосредственное влияние на содержание документов оказывают компании-производители не всегда заинтересованные в защите прав потребителей, гармонизации требований со стандартами Европейского союза, в обеспечении современного уровня безопасности. К числу таких провальных технических регламентов, принятых под давлением бизнеса КонфОП относит: технический регламенты на табачную продукцию (разработчик ассоциация «Табакпром»), технический регламент на соки, проект технического регламента о маркировке пищевых продуктов (принят в 1 чтении, разработчик ассоциация компаний «Русбренд»). В данных документах закреплены нормы, не позволяющие защищать здоровье граждан и предоставлять достоверную информацию о продукции.

Разработка технических регламентов должна быть независимой от интересов производителей. Современные требования к безопасности (основанные на нормативах безопасности Европейского союза) должны приниматься незамедлительно. В отношении показателей, влияющих на идентификацию продукции и не оказывающих прямого воздействия на жизнь и здоровье граждан - возможен переходный период от 1 до 3-х лет в течение которого производители обязаны привести выпускаемую продукцию в соответствие с нормами законодательства.

Установление нормативов — лишь первый шаг к улучшению ситуации с безопасностью и качеством реализуемых в нашей стране товаров. Требует изменений существующая система надзора. Массовый обман потребителя при производстве и продаже товара не является основанием для проведения внеплановых проверок. Установленные даже на уровне технических регламентов нормативы не проверяются надзорными органами. Граждане не имеют возможности проверить безопасность продукции обратившись с образцом фальсифицированного товара в государственные органы. Для решения проблемы эффективности надзора необходимо пересмотреть требования, устанавливающие запрет на проведение внеплановых проверок при наличии заявлений граждан, а также обеспечить возможность тестирования продукции уже купленной потребителями по показателям безопасности и идентификации за счет бюджетных средств.

Реализовать эти преобразования можно совместно с некоммерческими организациями (прежде всего с обществами потребителей), имеющими многолетний опыт в мониторинге качества потребительских товаров и оценке соответствия российских нормативных требований международным стандартам. Такие организации могут стать реальным посредником между обычным потребителем и государственными структурами, призванными решать проблемы с безопасностью и качеством товаров в РФ.

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Качество и безопасность продуктовой потребительской корзины 2016

Проанализированы результаты испытаний образцов продукции, составляющей продуктовую потребительскую корзину россиян, проведенных тремя организациями из разных регионов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск).

Исследовано порядка 600 образцов.

Не соответствуют требованиям безопасности:

48% овощной продукции
38% рыбной продукции
24% бакалейной продукции
16% молочной продукции

Являются фальсификатами:

52% мясной продукции
22% молочной продукции

Не соответствуют по физико-химическим показателям и органолептике:

50% рыбной продукции
40% мясной продукции
31% молочной продукции
30% яиц
25% бакалейной продукции

Доля нарушений по маркировке:

100% — яйца
70% — мясная продукция
56% — свежие овощи
53% — бакалейная продукция
40% — молочная продукция
32% — рыбная продукция