Вы здесь

Тестирование (испытания)


Правила проведения испытаний

Испытания РИПИ (тесты) проводятся в соответствии с принципами декларируемыми организациями - членами Международной организации потребительских союзов (Consumers International, СI).

Цель испытаний

  • предоставление информации, помогающей потребителям сделать более рациональный выбор между марками и моделями, присутствующими на рынке, не подрывая при этом позиций производителей.

  • попытка подвигнуть производителей на улучшение качества производимых ими товаров, предоставляя информацию государственным органам, а также тем организациям, целью которых является поддержка и улучшение стандартов качества товаров и предотвращение доступа небезопасных товаров на рынок.

Несмотря на то, что в испытаниях обычно участвует более одной модели, данные принципы проведения испытаний также могут применяться и при исследовании одного товара, единственного в своем роде (новый товар), или же когда особые характеристики определенного товара (безопасность или эксплуатационные качества) являются целью исследования.

Информация, полученная в результате испытаний, может быть основана на технических оценках, сделанных в лабораториях или подобных учреждениях, а также на субъективных оценках, сделанных в соответствии с установленными методами получения оценок характеристик товара.

Выбор моделей

Выбор товаров для испытаний должен быть сведен к товарам, имеющим одинаковое назначение. Выбираемые модели должны быть достаточно широко представлены на рынке. Исключением является ситуация, когда целью испытаний является информирование потребителей о преимуществах и недостатках различных категорий товаров (например, ручных миксеров и миксеров, устанавливаемых на столе); или же выявление определенного аспекта (например, безопасности) у одного или всего нескольких товаров. Ограниченная выборка товаров также возможна, если целью испытаний является не оказание помощи потребителям в выборе товара, а предоставление им информации об определенных типах товаров или о новинках рынка.

Число образцов

Т.к. предполагается, что производители или поставщики отвечают за то, чтобы все образцы товаров, продаваемых под их торговыми марками, соответствовали минимальным стандартам качества и безопасности, то могут быть сделаны выводы о товаре по результатам испытаний одного образца, выбранного для испытаний, поскольку при совершении покупки потребительская организация ставит себя на место обыкновенного потребителя. Однако, в интересах предоставления потребителям наиболее полной информации, рекомендуется, чтобы потребительские организации принимали меры для проверки типичности товара для производителя или поставщика. Если же целью испытаний является выяснение постоянства определенных характеристик у товара, то необходимо проверять большее число образцов каждой модели.

Приобретение образцов

Обычно приобретая образцы для испытаний, потребительские организации действуют как обычные потребители, покупая их через торговую сеть. Однако, в определенных обстоятельствах, может быть необходимым использовать другие способы приобретения образцов (отбор образцов со склада производителя). Какой бы метод не использовался, необходимо следить за тем, чтобы в испытания не попали специально подготовленные товары.

Перед испытаниями также должны приниматься во внимание такие факторы, как условия хранения в магазинах, обслуживание и транспортировка. При тестировании особых видов товаров, например, скоропортящихся пищевых продуктов, должны приниматься особые меры для обеспечения сопоставимости результатов испытаний.

Если объектом тестирования являются новинки на потребительском рынке, которые еще не завезены в Россию, возможно предоставление образцов стороной заказчика.

Выбор характеристик

За исключением случаев, когда целью испытаний является оценка специфических характеристик товаров, в отчетах об испытаниях должны учитываться характеристики, наиболее важные для потребителей. Обычно это эксплуатационные качества, безопасность, удобство в использовании и цена.

При принятии решения о том, какие характеристики товаров будут отражены в отчете об испытаниях, во внимание принимаются рекламные заявления, требования законодательства, соответствие стандартам, а также и другие факторы, влияющие на мнение потребителей о товаре: надежность и обслуживание, гарантии, наличие запасных частей, упаковка, установка, инструкции по эксплуатации.

Методика проведения испытаний

Основной критерий при выборе методики - возможность предоставления потребителям полезной, достоверной и объективной информации о товаре.

Используемая методика должна обеспечивать сходимость полученных результатов.

Для характеристик, которые можно оценить только субъективно, методика может включать в себя экспертные оценки, оценки группы потребителей или потребительские опросы. Опросы и оценки такого рода должны проводиться в соответствии с принятой статистической практикой, а результаты должны быть представлены так, чтобы практическое значение полученных данных было ясным.

Проверка результатов испытаний

Чтобы свести к минимуму вероятность неправильных или вводящих в заблуждение результатов при тестировании нетипичных или бракованных образцов, а также из-за фактора человеческой ошибки, необходимо принимать меры по проверке результатов испытаний.

За потребительской организацией остается право выбора метода проверки результатов, наиболее подходящего для тестируемых товаров и использованной методики проведения испытаний.

Методы проверки результатов включают в себя:

  • Предоставление предварительных отчетов об испытаниях техническим экспертам для получения их комментариев до публикации
  • Сравнение результатов испытаний с отчетами о тестировании аналогичных товаров
  • Сравнение результатов с данными, опубликованными Производителями
  • Информирование производителей о результатах испытаний непосредственно их товаров, чтобы получить комментарии до публикации

Если же производитель не согласен с результатами испытаний, то он ответственен за предоставление данных для подтверждения своей позиции. Потребительские организации должны внимательно рассматривать комментарии производителей, однако свобода принятия решений остается за ними.

Оценка и представление результатов

Результаты испытаний должны быть представлены таким образом, чтобы их могли легко понять неспециалисты, однако результаты должны быть представлены технически корректно. По мере возможности нужно принимать во внимание различающиеся нужды и требования различных групп потребителей.

Чтобы удовлетворить как потребителей, предпочитающих простейшие инструкции (например, оценку «лучшая покупка»), так и потребителей, которые предпочитают знакомиться с детальными результатами испытаний, чтобы самим выбрать наиболее подходящий товар, выводы испытаний, данных в общих оценках, должны также сопровождаться и разумным количеством технических данных.

Если результаты испытаний показывают, что товар небезопасен и может подвергнуть потребителей неприемлемому риску, то производитель, соответствующие органы и потребители должны быть проинформированы как можно скорее, даже до публикации основного отчета об испытаниях.

Ошибки

Если, несмотря на процедуру проверки результатов, были найдены серьезные фактические ошибки в опубликованных отчетах, то потребительская организация должна быть готова опубликовать поправки как можно скорее.

Использование результатов

Если результаты испытаний используются телевизионными и радиопрограммами, газетами или другими средствами информации, то необходимо принимать меры для того, чтобы выводы испытаний не искажались.

Использование результатов испытаний третьими лицами может быть разрешено только в том случае, если при этом не искажается суть или объективность отчета. Например, цитирование результатов испытаний товара одной марки без указания общего контекста отчета считается вводящим в заблуждение и должно пресекаться.

Использование результатов испытаний в рекламных объявлениях производителей или поставщиков может быть расценено, как вводящее в заблуждение, и может подорвать доверие к потребительской организации. Поэтому при выдаче разрешения на использование результатов испытаний в рекламных целях необходимо принимать меры предосторожности.

Реклама

Организации - члены CI не публикуют рекламу в своих изданиях.

Конфиденциальность

Предоставление производителям и поставщикам информации о результатах испытаний для получения их комментариев до публикации, может иметь практическое значение при проверке результатов испытаний. Однако потребительские организации не обязаны делать этого, поэтому распространение информации, имеющей отношение к результатам испытаний (включая предварительные отчеты), до ее опубликования должно тщательно контролироваться, чтобы сохранить непредвзятость и защитить сотрудников от влияния заинтересованных сторон. Технические эксперты и прочие специалисты, к которым обращаются за комментариями или советами, должны давать обязательства соблюдать конфиденциальность.