Новости Твиттера

Вы здесь

ФАС рассмотрела запрос РИПИ

1 ноября 2010 года

Спустя три месяца РИПИ получил ответ на свое обращение в Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС) по поводу ситуации сложившейся на рынке климатического оборудования этим летом (подробнее).

Приводим ответ Заместителя руководителя ФАС Кашеварова А.Б.


Уважаемая Ирина Владимировна!

Федеральная антимонопольная служба рассмотрела Ваше обращение по вопросу повышения розничных цен на климатическую технику и сообщает.

Летом 2010 года сложилась неординарная ситуация на рынке розничной продажи климатической техники в связи с аномально высокой температурой в ряде регионов Российской Федерации.

В связи с этим, в Федеральную антимонопольную службу поступило ряд обращений граждан и организаций по вопросу повышения розничных цен на климатическую технику.

В целях оценки обоснованности повышения розничных цен на климатическую технику ФАС России была запрошена необходимая информация у крупных розничных сетей по продаже электроники и бытовой техники, а также позиция Минпромторга России по указанным в обращениях фактам.

Анализ информации, представленной крупными розничными сетями показал, что за период с 1 января 2010 года по 1 сентября 2010 года розничные цены на климатическую технику, реализуемую данными организациями, не изменялись или изменялись незначительно и данные изменения розничной цены были связаны в основном с началом сезона продаж, а также со спецификой размещения заказов на поставку кондиционеров и вентиляторов.

Значительная часть вентиляторов и кондиционеров, поставляемых в Россию, производится на территории Китая. В силу того, что срок доставки вентиляторов и кондиционеров из Китая после размещения заказа занимает от 3 до 5 месяцев (необходимых на включение заказа в план, производство, логистику, таможенное оформление, отгрузку на склад заказчика), оформление заказов на поставку указанных товаров на российском рынке осуществляется в ноябре-декабре года, предшествующего поставкам. Следуя данной специфике, а также ориентируясь на тенденции спроса, сложившиеся летом 2009 года, крупные розничные сети сформировали подавляющую часть своих заказов на поставку кондиционерод и вентиляторов в ноябре-декабре 2009 года. В свою очередь, поставщики начали отгружать большую часть заказанных товаров на склады розничных сетей в апреле-мае 2010 года.

Летом 2010 года в Центральной, Северо-Западной части России, а также в Поволжье на рынке розничной продажи климатической техники сложилась не наблюдавшаяся ранее и, следовательно, не спрогнозированная ситуация значительного роста спроса. Во многом рост спроса был обусловлен климатическими условиями - повышением средней температуры на территории указанных регионов. Повышенный спрос в начале июля способствовал снижению, а в конце июля полному вымыванию товарных остатков, которые частично были восстановлены только к концу августа 2010 года.

На фоне роста спроса крупные розничные сети в начале июля 2010 года приняли решение об увеличении закупок на внутреннем рынке и перемещении товарных запасов из магазинов, располагающихся на Урале и в Сибири в Центральную и Северо-Западную части России. Однако, даже эти экстренные меры, позволившие в итоге перевезти в конце июля-начале августа в регионы с аномально высокой температурой более 11 тысяч единиц климатической техники, не могли удовлетворить растущего спроса.

Вместе с тем, цены на климатическую технику в период с 1 января 2010 года по 1 сентября 2010 года по данным, представленным крупными розничными сетями, на территории Московского региона соответствовали рыночной цене в указанные периоды.

Из информации, представленной крупными розничными сетями, можно сделать вывод, что закупка, хранение и доставка товаров, ценообразование на климатическую технику осуществлялась исходя из рыночных тенденций (анализа спроса и предложения).

Кроме того, ФАС России запросил позицию Минпромторга России по вопросу повышения розничных цен на климатическую технику по указанным в обращениях граждан и организаций фактам.

Минпромторг России сообщил, что анализ статистических данных по импорту-экспорту климатической техники за период с 2008 по июнь 2010 гг. показал, что декларируемые цены на климатическую технику при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в I полугодии 2010 года выросли в среднем на 20-30% по сравнению с I полугодием 2009 года. При этом розничные цены на климатическую технику складываются под влиянием спроса и предложения и не регулируются государством.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе», ФАС России осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.

Статьей 22 и статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрены функции и полномочия антимонопольного органа.

В рамках антимонопольного регулирования ФАС России осуществляет контроль за ценообразованием на потребительском рынке в части обоснованности устанавливаемых хозяйствующим субъектом цен на товары (услуги), в случае, если данный хозяйствующий субъект занимает доминирующее положение. Условия, на основании которых положение хозяйствующего субъекта может быть признано доминирующим, установлены статьей 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с подпунктом 8 пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных данным законом, другими Федеральными законами, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары.

Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что розничные цены на климатическую технику складываются под влиянием спроса и предложения и не регулируются государством, ФАС России при проведении оценки анализа обоснованности повышения розничных цен на климатическую технику в действиях хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную продажу климатической техники, признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено.

С уважением,
А.Б. Кашеваров

Комментарии

Из ответа ФАС следует, что цены на климатическую технику этим летом в Москве не повышались. Так что, все ваши/наши возмущенные письма не имеют под собой оснований. Мы/вы на что-то другое цены смотрели, а ни как не на кондиционеры и вентиляторы. И вообще интернет-магазины, которыми мы/вы возмущались летом не находятся в сфере компетенции ФАС. ФАСу удобнее работать с сетевыми структурами и делать запросы в Минпромторг. А вот заглянуть на Яндекс-маркет в июле месяце им сложно... Реальную картину с ценами конечно лучше изучать по переписке с такими же чиновниками... Система работает сама на себя, а вы/мы не туда попали...
Владимир

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Качество и безопасность продуктовой потребительской корзины 2016

Проанализированы результаты испытаний образцов продукции, составляющей продуктовую потребительскую корзину россиян, проведенных тремя организациями из разных регионов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск).

Исследовано порядка 600 образцов.

Не соответствуют требованиям безопасности:

48% овощной продукции
38% рыбной продукции
24% бакалейной продукции
16% молочной продукции

Являются фальсификатами:

52% мясной продукции
22% молочной продукции

Не соответствуют по физико-химическим показателям и органолептике:

50% рыбной продукции
40% мясной продукции
31% молочной продукции
30% яиц
25% бакалейной продукции

Доля нарушений по маркировке:

100% — яйца
70% — мясная продукция
56% — свежие овощи
53% — бакалейная продукция
40% — молочная продукция
32% — рыбная продукция