Вы здесь
Как родители могут контролировать качество школьного питания?
24 февраля 2022 года
В помощь родителям школьников Роспотребнадзор в 2020 году разработал и утвердил Методические рекомендации МР 2.4.0180-20 "Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях". Пункт 3.3 раздела III МР гласит следующее:
"При проведении мероприятий родительского контроля за организацией питания детей в организованных детских коллективах могут быть оценены:
- соответствие реализуемых блюд утвержденному меню;
- санитарно-техническое содержание обеденного зала (помещения для приема пищи), состояние обеденной мебели, столовой посуды, наличие салфеток и т.п.;
- условия соблюдения правил личной гигиены обучающимися;
- наличие и состояние санитарной одежды у сотрудников, осуществляющих раздачу готовых блюд;
- объем и вид пищевых отходов после приема пищи;
- наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд;
- вкусовые предпочтения детей, удовлетворенность ассортиментом и качеством потребляемых блюд по результатам выборочного опроса детей с согласия их родителей или иных законных представителей;
- информирование родителей и детей о здоровом питании."
Обратите внимание на очень важный по мнению экспертов РИПИ пункт, посвященный исследованиям качества и безопасности продуктов и блюд:
"наличие лабораторно-инструментальных исследований качества и безопасности поступающей пищевой продукции и готовых блюд"
Для справки: Лабораторно-инструментальный контроль осуществляется с использованием лабораторных и инструментальных методов исследований и измерений для объективной характеристики физических, химических и биологических факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на здоровье.
Что означает "наличие... исследований..."?
Во-первых, это значит, что качество и безопасность продуктов и готовых блюд в школьной столовой должны реально проверяться в лаборатории, а не только быть задекларированы.
Во-вторых: документы, подтверждающие исследования, должны быть "в наличии". Иными словами, их можно увидеть и изучить. Очевидно, что родители не должны быть специалистами в этом вопросе, здесь им в помощь экспертные общественные организации.
Как правило, получить протоколы испытаний продуктов, поставляемых в школы, для родителей не реально. В лучшем случае могут показать декларацию о соответствии на товар. Но с точки зрения реального контроля за качеством декларация не поможет. Это документ, который свидетельствует о том, что производитель "А" заявляет, что его товар "Б" соответствует документу "С". Проверка проводилась в лаборатории "Д" тогда-то. Остается только поверить заявленному. А из протокола испытаний можно увидеть, к примеру, что сливочное масло было проверено только на жирность и не проверено на фальсификацию растительными жирами.
Только лабораторными испытаниями можно объективно подтвердить качество и безопасность продукта.
Анализируя показатели проверки в протоколе испытаний, можно сделать вывод о полноте испытаний и соответственно о качестве и безопасности продукта.
Есть родители-активисты, которым хотелось бы глубже разбираться в теме лабораторных исследований продуктов питания. Но без базовой подготовки, "с нуля" вникнуть в нормативные документы во время проведения мероприятий родительского контроля в школьной столовой вряд ли кому-то удастся, даже если будет представлена вся необходимая документация и будет выделено время на ее изучение. Чтобы разобраться, нужно обладать специальными знаниями.
Отметим, что в настоящее время РИПИ в рамках технического комитета Росстандарта ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг" разработал ГОСТы, в которых приводится список основных показателей проверки продуктов питания, поставляемых в общеобразовательные организации (подробнее).
Проекты РИПИ по данной теме
Другие проекты РИПИ.