Вы здесь
Результаты независимого опроса родителей о школьном питании
25 мая 2022 года
Российский институт потребительских испытаний (АНО РИПИ) в июне прошлого года завершил проект "Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей". За время работы по проекту в РИПИ обратилось более 20 тысяч граждан в основном из 3-х регионов РФ, где удалось широко распространить по детским учреждениям нашу анкету и информацию о горячей линии. Более 3 тысяч родителей были недовольны качеством и организацией питания. Подробный отчет можно посмотреть на сайте ("Грант 01.08.2020 — 30.06.2021").
Безопасность и качество школьного питания: выводы независимого опроса родителей
В конце 2021 года АНО РИПИ в инициативном порядке (за свои средства) провел опрос родителей школьников в трех регионах Российской Федерации с целью выяснить, есть ли положительная динамика в части удовлетворенности родителей (число жалоб) качеством и организацией питания школьников в сравнении с предыдущем учебным годом (2020-2021). Мы сохраняем конфиденциальность информации о территориях, где проводился опрос, так как есть договоренность с этими регионами о продолжении сотрудничества в рамках нашего следующего проекта.
В опросе приняли участие 12237 родителей, из них пожаловались на неудовлетворительное качество и плохую организацию школьного питания 4941 (40%).
Ранжируя претензии родителей по значимости можно констатировать следующее.
Наибольшее недовольство родителей вызывает качество питания: кормят "невкусно", дети остаются голодными.
На втором месте — жалобы на организацию питания администраций школ. Основные претензии к администрации:
- не организуют контроль за работой сотрудников комбината школьного питания;
- не могут рационально распределить учащихся для уменьшения потока в столовой;
- не организуют предварительное обслуживание с накрытием столов до начала приема пищи;
- не ведут претензионную работу при увеличении процента не съеденных блюд или увеличения объема пищевых отходов;
- не обеспечивают дезинсекцию помещений столовой;
- не контролируют санитарно-техническое состояние помещений столовой и пищеблока.
На третьем месте — жалобы на рацион питания. Родители отмечают скудность рациона и маленькие порции.
Заметим, что законодательно Роспотребнадзором установлено жесткое нормирование этих параметров, а требования прописаны в СанПиН и Методических рекомендациях
Анализ рациона питания не проводится ни администрациями школ, ни органами Роспотребнадзора, а дети недополучают необходимые для их организма белки и жиры. Уменьшение порций и замена дорогих блюд на более дешевые могут свидетельствовать о недобросовестности поставщиков питания, которая позволяет урезать рацион детей в пользу уменьшения расходов самого комбината школьного питания и повышения его прибылей. Особенно показательным фактом отсутствия надлежащего контроля за школьным меню являются жалобы родителей на появление в нем майонеза, кетчупа, уксуса, а также колбасы и сосисок, хотя данные продукты вынесены в раздел СанПиН по организации общественного питания населения как недопустимые для школьников.
На четвертом и пятом местах — жалобы родителей на ухудшение самочувствия детей после приема пищи и неудовлетворительное санитарно-техническое состояние пищеблоков.
Высокий процент жалоб – четверть всех недовольных родителей, свидетельствует о высоких рисках возникновения пищевых токсикоинфекций.
Главный вывод проведенного опроса: процент недовольных школьным питанием родителей не уменьшился, а вырос за последний год.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что Министерство просвещения РФ рапортует об успехах, которые оно выявляет благодаря тому, что "более 90% российских школ подключены к системе автоматизированного мониторинга питания". Она ("система"), по мнению первого заместителя Министра просвещения России Александра Бугаева, "позволяет родителям в автоматизированном режиме вести контроль за питанием их детей".
Однако данные независимых опросов родителей показывают, что персонифицированные опросы заинтересованных лиц в виде педагогических работников образовательных учреждений о качестве школьного питания не дают объективной оценки ситуации по организации питания, а носят манипулятивный характер. Так, при проведении опросов РИПИ выявил, что родители не хотят указывать класс своего ребенка и сообщать свои контактные данные, так как боятся буллинга (прим.: буллинг - травля, агрессивное преследование одного человека другим/другими) со стороны классных руководителей и администраций школ. В ряде регионов сотрудникам АНО РИПИ пришлось даже выступать в защиту родителей, недовольных питанием.
Мы хорошо понимаем, что в настоящее время наша страна находится под суровым давлением санкций, но это не повод кормить плохо наших детей и подвергать их здоровье риску. Бизнес, который оказывает услуги общественного питания образовательным учреждениям, не должен увеличивать свои прибыли за счет подрастающего поколения. Поэтому контроль со стороны родительского сообщества и институтов гражданского общества должен быть усилен и, уж, как минимум, поддержан.