Вы здесь

В России уже вводилась обязательная маркировка

23 декабря 2019 года

Конституционный суд РФ. Постановление N 601

Конституционный суд в 2001 году отменил в России обязательное маркирование. Постановление окончательное и не подлежит обжалованию.

История часто помогает разобраться и расставить по полочкам многое в настоящем.

В мае 1997 года Правительство РФ издало Постановление N 601 "О МАРКИРОВАНИИ ТОВАРОВ И ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗНАКАМИ СООТВЕТСТВИЯ, ЗАЩИЩЕННЫМИ ОТ ПОДДЕЛОК" [1]. Суть его сводилась к тому, что в России поэтапно вводится обязательная маркировка всех потребительских товаров. Первая группа товаров определялась прямо в означенном Постановлении. Все это делалось из благих соображений борьбы против подделок и за качество рынка. Бороться предлагалось посредством наклейки на товары голографических марок. Самое интересное, что изготовление и реализация этих самых марок была отдана частным структурам, учрежденным, в том числе, зарубежными оффшорными компаниями. По сути, эти структуры получали монополию на взимание поборов с потребительского рынка России.

В Постановлении так и было написано:

"организация производства знаков, техническое, организационное и программное обеспечение единой базой данных будет выполняться специализированными закрытыми акционерными обществами "Спецзнак" и "Кодзнак" без привлечения бюджетных средств".

Нетрудно понять, что это Постановление обременяло всех производителей дополнительными затратами (мягко сказано), которые в конечном итоге перекладывались на потребителей, при этом практически не защищая их от некачественных и поддельных товаров [2].

Против 601-го, за его отмену совместным фронтом стали выступать Конфедерация обществ потребителей (КонфОП) и Объединение предпринимательских организаций России (ОПОРа). В этом их поддерживало государственное ведомство – Министерство антимонопольной политики (так раньше назывался ФАС) [3].

Марки готовились полным ходом, так как с 1 января 1998 года товары из первой группы "обреченных" не имели права реализовываться в России, а объединения потребителей и производителей вступили в череду судебных дел против Правительства РФ. Суды проигрывались один за другим, переходя все в более высокие инстанции. Доводы, что вводимая система является бременем для потребителей, неэффективна и неактуальна, монопольна – не действовали. Аргумент, что аналогичной системы нет ни в одной цивилизованной стране мира, не был услышан. Утверждение, что декларируемая инициаторами принудительного маркирования цель - защита налоговых интересов государства - выглядит, мягко говоря, странной, поскольку все доходы от реализации марок отданы частным структурам, учрежденным в том числе, зарубежными оффшорными компаниями, не принималось.

Вся эта история с судами тянулась более четырех лет, и мало кто уже верил, что она завершится победой для производителей и потребителей. Но только не КонфОП!

В 2001 году состоялось судьбоносное для обязательного маркирования заседание Конституционного суда России. Решение суда – отменить в России обязательное маркирование! Обжалованию не подлежит! Точка. [4]

Далее было издано Постановление Правительства РФ об отмене обязательного маркирования [5].

История завершилась полной победой потребителей и производителей. Но теперь, спустя 18 лет, она повторяется на новом уровне – введение QR-кодов. Опять те же мотивации: "зачем это надо", обязательность, опять частные компании, дополнительные затраты для производителей, продавцов и, главное, потребителей.

Кто ответит на множество вопросов, которые возникают с введением обязательного кодирования?

И как будут учтены уроки истории обязательного маркирования - ведь решение Конституционного суда России никто не отменял!

Документы по теме:

[1] Постановление Правительства РФ от 17 мая 1997 г. N 601 "О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок"

[2] "Инструкция о порядке маркирования знаками соответствия с учетной информацией к ним, защищенными от подделок, товаров и продукции, реализуемых на территории Российской Федерации, и учете их движения" (утв. Минторгом РФ 30.12.1998 N 200, Госстандартом РФ 29.12.1998 N 30) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.03.1999 N 1731)

[3] Газета "Коммерсантъ" №36 от 28.02.2001 "Бунт против маркировки подавила таможня"

[4] Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 N 15-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" в связи с жалобой гражданина В.П. Редекопа"

[5] Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 82 "Об отмене постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам маркирования товаров и продукции знаками соответствия, защищенными от подделок"