Новости Твиттера

Вы здесь

Опыт прокурорского "разбора"

5 апреля 2021 года

Лейзенберг Александр Михайлович,
прокурор города Красноярска

Глубокий анализ нарушений в ключевых точках взаимодействия между головными государственными структурами в красноярском деле провел прокурор города Красноярска, Лейзенберг Александр Михайлович. Он выступил 1 апреля в прямом эфире вебинара "Отравление в школе. Что делать сейчас и что делать навсегда?", организованного ОНФ.

Поводом вебинара послужил факт массового отравления школьников сырыми салатами в феврале этого года в Красноярске, о котором мы писали ранее. Cистемный анализ прокурора г. Красноярск позволил выявить ключевые проблемы в области контроля качества и безопасности школьного питания. Эксперты РИПИ, имеющие более чем 20-летний опыт исследования проблем на потребительском рынке РФ, считают, что озвученные здесь проблемы носят не локальный характер, а присущи многим регионам страны.


Напомним суть случившегося. В конце февраля в Красноярске отравились 114 детей из 27 школ города. У всех заболевших врачи диагностировали иерсиниоз – острую кишечную инфекцию, распространяемую грызунами. Как выяснилось, источником патогенных бактерий иерсиний стали зараженные грызунами сырые овощи, из которых детям готовили салаты. Факт наличия грызунов в овощных хранилищах – несоблюдение основополагающих санитарно-гигиенических норм.

На фоне различных проблем со школьным питанием, постоянно обсуждаемых в прессе, этот случай на порядок более серьёзный. Он показал, что питание в детских образовательных учреждениях может быть не только некачественным, но и очень опасным для здоровья. А сегодняшние механизмы контроля легко "преодолеваются" недобросовестными участниками организации питания. В результате страдают дети. Почему такое возможно?

Прокурор привел общие статистические данные об организации питания в детских образовательных учреждениях Красноярского края. Так, в ходе плановых прокурорских проверок исполнения поручения Президента по бесплатному горячему питанию детей выявлены нарушения следующего характера:

  • закупка продуктов без деклараций, маркировок и ветеринарных сопроводительных документов
  • просроченные продукты
  • наличие растительных жиров там, где не должно быть
  • различные несоответствия в меню и так далее

Грубые нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства обнаружены в 214 из 1024 (21%) детских образовательных учреждений в регионе.

По выявленным нарушениям приняты исчерпывающие меры реагирования: внесено 253 прокурорских представления, 158 виновных получили соответствующие административные штрафы разного размера. По массовому отравлению детей возбуждено 3 уголовных дела.

Системные недостатки "локального уровня"

Из выступления Лейзенберга А. М. стали очевидны некоторые подробности случившегося. А именно, проявились следующие системные недостатки "локального уровня".

Отсутствие четко отлаженного алгоритма взаимодействия по выявлению и предотвращению причин пищевых отравлений между лечебными учреждениями и правоохранительными органами.

Лечебные учреждения, в которые начали поступать дети с симптомами пищевого отравления, своевременно не проинформировали правоохранительные органы. Те, соответственно, не смогли оперативно начать поиск причин, чтобы предотвратить другие подобные случаи. Прокуратура края вынесла представление Министру здравоохранения Красноярского края.

Между тем, это важно. Эксперты РИПИ непосредственно сталкивались с многочисленными жалобами родителей на плохое самочувствие детей после приема пищи в школе или детском саду. Причины нарушений здоровья у детей могут быть разные, но их обязательно нужно выяснять. Большинство родителей при подобных обстоятельствах растеряны и не знают, как правильно поступать. Если ребёнок заболевает после употребления заражённой патогенами еды в детском образовательном учреждении, родители вправе рассчитывать на компенсацию за некачественную услугу общественного питания. Но этого добиться очень трудно. Многие из родителей не готовы проходить сложный и зачастую безрезультативный путь взаимодействия с госорганами.

Отсутствие единого краевого стандарта по оценке качества и безопасности продуктов в детских образовательных учреждениях.

Министру образования Красноярского края направлено представление по выявленным грубым нарушениям санитарно-эпидемиологического законодательства.

Отсутствие четкого взаимодействия внутри структурных подразделений Роспотребнадзора по Красноярскому краю, то есть внутри структуры, непосредственно отвечающей за контроль безопасности питания.

В ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае" сведения от лечебных учреждений о заболевших, предположительно иерсиниозом, детях начали поступать еще 18 февраля. До Роспотребнадзора по Красноярскому краю эту информацию Центр гигиены донес только спустя неделю. По действующему законодательству, Роспотребнадзор при получении подобной информации должен сразу организовать расследование: выявить источник инфекции, пути распространения заболевания и предпринять срочные ограничительные мероприятия. Но целая неделя была упущена. Количество заболевших детей в этот период продолжало расти. В результате пищевое распространение инфекции органам контроля не удалось остановить на начальном этапе, хотя были все возможности это сделать. Пришлось включаться в расследование прокуратуре Красноярска.

Слишком "мягкие" меры местного Роспотребнадзора по устранению выявляемых нарушений на предприятиях общественного питания.

За два месяца до массового отравления детей местный Роспотребнадзор в плановом порядке проверял те самые предприятия общественного питания, руководители которых стали впоследствии основными фигурантами уголовных дел по отравлениям детей. Роспотребнадзор уже тогда выявил грубейшие нарушения безопасности по многим пунктам, но не приостановил деятельность этих предприятий, только вынес предписания к устранению нарушений в течение восьми месяцев. А когда заболели дети, и предприятия опять проверили, выяснилось, что ни одно из нарушений не было исправлено. Сроки ведь не поджимали, кроме того, работы по исправлению нарушений никто не собирался контролировать. В адрес Роспотребнадзора тоже внесено прокурорское представление.

Почему при выявленных грубых нарушениях безопасности не выстроена процедура остановки деятельности недобросовестных участников организации питания до полной ликвидации соответствующих нарушений? При этом должна быть возможность замены участников процесса на любом сроке действия контракта при его недобросовестном исполнении.

Несовершенство системы контроля расходования бюджетных средств по финансированию субсидирования горячего питания в детских образовательных учреждениях.

Внесено представление губернатору Красноярского края. Кроме вышеизложенных обстоятельств по вспышке иерсиниоза, ему поставлена задача совершенствования системы показателей оценки результативности исполнения государственной программы развития образования по Красноярскому краю, через которую происходит субсидирование организации горячего питания на территории края.

В контроле безопасности питания нужны механизмы, исключающие влияние человеческого фактора.

Предложения, вынесенные прокуратурой Красноярского края

Прокуратура Красноярского края внесла следующие предложения правительству Красноярского края:

Необходимо ввести показатель результативности использования государственного финансирования, который бы назывался "качество и безопасность питания"
  1. Разработать региональный стандарт безопасности питания в детских образовательных учреждениях. Подобные стандарты приняты в некоторых субъектах.
  2. Ввести в государственную программу развития образования в Красноярском крае, через которую происходит получение субсидий на горячее питание, такой показатель результативности использования государственного финансирования, который бы назывался "качество и безопасность питания". Через этот показатель давалась бы оценка органам местного самоуправления, территориям и принимались бы соответствующие управленческие решения.
  3. Необходимо разработать региональный правовой акт, который регламентирует межведомственное взаимодействие руководителей детских образовательных учреждений; их учредителей — органов местного самоуправления; органов государственной власти: Министерства здравоохранения и Министерства образования и органов контроля — Роспотребнадзора и Россельхознадзора.
  4. Совершенствовать систему общественного контроля. Эффективное взаимодействие с родительскими комитетами может стать важной составляющей в контроле питания. Прокуратура в процессе работы оперативно получала большую часть информации из родительских чатов, что значительно помогало расследованию.
  5. Разработать муниципальный регламент, определяющий порядок взаимодействия между операторами питания, детскими образовательными учреждениями, органами местного самоуправления и органами контроля.

Предложения от прокуратуры Красноярска органам власти федерального уровня:

  1. Установить отдельные требования по закупке продуктов для детских образовательных учреждений, медицинских и социальных учреждений.
  2. Сформировать федеральный реестр добросовестных производителей пищевой продукции. Часто в регионах не хватает своих производителей и приходится привлекать их со стороны. Такая база позволила бы выбирать надежных проверенных производителей из дальних субъектов.
  3. В рамках реализации проекта "Демография" рассмотреть проблему переоснащения пищеблоков детских образовательных учреждений. Это крайне актуальная задача для многих школ.

В заключение

Опыт прокурорского "разбора" вспышки иерсиниоза в Красноярске может помочь руководителям детских образовательных учреждений в других регионах страны для разработки локальных нормативных актов, позволяющих запускать оперативные механизмы проверки качества и безопасности питания детей.

Материал подготовила Татьяна Еременко

Комментарии

Мы попросили экперта РИПИ Татьяну Еременко ответить на вопросы, связанные с выявлением иерсиниоза.


Какой нормативный документ регламентирует требования по иерсиниозу?

Все мероприятия по надзору и профилактике иерсиниоза регламентированы в санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2615-10 "Профилактика иерсиниоза", утвержденных в 2010 году. Данные правила посвящены двум заболеваниям - псевдотуберкулезу и кишечному иерсиниозу. Возбудители обоих инфекционных заболеваний бактерии Yersinia, в случае псевдотуберкулеза это Yersinia pseudotuberculosis, а кишечного иерсиниоза - Yersinia enterocolitica.

СП 3.1.7.2615-10 "Профилактика иерсиниоза" действуют до 1 сентября 2021 года.

Им на смену придет
СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней"

Кто контролирует соблюдение санитарных правил?

Контроль за соблюдением правил возложен Роспотребнадзор.

Что необходимо делать если установлен диагноз иерсиниоз?

Учреждение, которое поставилоо вероятный диагноз, должно в экстренном порядке проинформировать об инфекционном заболевании по установленным формам территориальные органы Роспотребнадзора.

Если выявлено групповое заболевание, как, например, при отравлении в школах Красноярска в феврале этого года, реагирование должно быть незамедлительным. Сразу после получения экстренных извещений должно быть проведено эпидемиологическое расследование и принятие санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер. Расследование устанавливает причинно-следственную связь формирования эпидемического очага с групповой заболеваемостью псевдотуберкулёзом или иерсиниозом. Расследование в Красноярске, со слов прокурора Александра Михайловича Лейзенберга, начато на неделю позже того срока, когда из лечебных учреждений стали поступать сигналы о вероятном иерсиниозе.

Чем опасно промедление в реагировании?

Если уполномоченные органы действуют быстро и точно, то вспышку инфекции удаётся локализовать и, тем самым, предотвратить новые случаи болезни. Это важно. Заболевание псевдотуберкулезом или кишечным иерсиниозом может привести к формированию тяжелых и хронических форм инфекции.

Что должен контролировать Роспотребнадзор?

Контролировать соблюдение санитарных требований. Проводить мероприятия по предупреждению загрязнения иерсиниями пищевых продуктов на всей цепочке от производства до реализации. В том числе и предотвращение попадания возбудителей в готовые пищевые продукты и накопления в них микроорганизмов. Такие меры должны проводиться в овощехранилищах, плодоовощных базах, тепличных хозяйствах. Из слов прокурора известно, что за два месяца до отравления Роспотребнадзор проводил плановую проверку и выявил грубые нарушения, но при этом дал срок на исправление - 8 месяцев!

А сами поставщики овощей должны соблюдать санитарные правила?

Конечно. Только судя по данному случаю дезинфекция на овощехранилищах проводились не в полной мере, чтобы обеспечить профилактику заражения овощей иерсиниями. Санитарными правилами предусмотрен целый ряд мер, например, недопускается хранить вместе овощи старого и нового урожая, нужны просушка и дезинфекционная обработка стеллажей, стен, потолка и оборудования с последующим проветриванием и побелкой.

Эффективность дезинфекции оценивается по отсутствию в смывах микробов рода Yersinia, в том числе и непатогенных Y. enterocolitica.

Должны регулярно проводиться мероприятия по защите от грызунов. Ежеквартально, в рамках производственного контроля, для овощехранилищ, плодоовощных баз и тепличных хозяйств. И если возбудители обнаружены, то безотлагательно жолжны быть приняты меры (дезинфекция, дератизация, сортировка плодоовощной продукции...). Но параллельно этому необходимо немедленно информировать территориальные органы Роспотребнадзора.

Вернемся к ситуации в Красноярске. Проверка была проведена, но не было запрета

Мы не знаем всю правду. Какие грубые нарушения Роспотребнадзор выявил у поставщиков горячего питания в школы в декабре-январе? Были обнаружены патогенные иерсинии при плановой проверке Роспотребнадзора? Нашло ли это отражение на условиях поставки овощей в школы? Или поставку овощей разрешили с учётом дополнительной их обработки? Санитарные правила гласят,что ответственность за разрешение поставки овощей в организованные коллективы из овощехранилищ и теплиц, в которых выявлена обсемененность иерсиниями овощей и инфицированность грызунов, решается органом, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в конкретной ситуации с учетом эпидемиологической значимости выделенных культур.

Какова роль пищеблоков детских учреждений, они могут свести на нет зараженность иерсиниями?

На пищеблоках должны соблюдаться санитарные требования. Начиная с очистки и текущей дезинфекции мест хранения овощей перед каждым завозом новой партии. Обязательна ежедневная обработка моющими средствами оборудования и инвентаря, предназначенного для первичной обработки овощей и сырой мясной продукции. Соблюдение правил мытья столовой посуды, обработка - ошпаривание кипятком разделочных столов...

Что касается овощей для салатов, то правила гласят: "тщательная обработка овощей, предназначенных для приготовления салатов или выдачи их в сыром виде, мытье в проточной водопроводной воде с последующим ошпариванием кипятком, запрещение хранения очищенных овощей в холодной воде, особенно в холодильниках, мытьем фруктов, в т.ч. цитрусовых"

Очевидно, что в Красноярских школах все это не соблюдалось в должной мере. Хотя соблюдение этих правил в любом случае обеспечило бы профилактику иерсиниоза.

А должны ли проводиться лабораторные испытания на иерсиниоз на пищеблоке?

Если уже возник очаг эпидемии, то по предписанию Роспотребнадзора проводится бактериологический контроль обсемененности иерсиниями на пищеблоке, в том числе готовой продукции. Но, пока он не объявлен, нет оснований для лабораторной проверки. Здесь нужно вести речь о ежеквартальной плановой проверке на иерсиниоз.

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Горячая линия для родителей о качестве школьного питания. СПРОС

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)