Новости Твиттера

Вы здесь

Детское питание – зачем нужны стандарты?

12 января 2022 года

"Зачем вообще нужны эти стандарты и кто может ими воспользоваться?"

После публикации на сайте РИПИ материала "Национальный стандарт в помощь родителю и директору" от 16 ноября 2021 года, в которой речь шла о разработанных АНО РИПИ национальных стандартах, направленных на упорядочивание процессов в сфере контроля качества школьного питания, нам поступили вопросы от общественников с просьбой прояснить некоторые не вполне понятные им смыслы приведенных документов.

Основные вопросы – зачем вообще нужны эти стандарты и кто может ими воспользоваться?

Приводились следующие доводы: имеются законы о Защите прав потребителей, об Общественном контроле и др. Опираясь на них, родители как законные представители своих детей, имеют право принимать участие в контроле питания школьников в качестве потребителей...

На эти вопросы ответила Председатель ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг" Ирина Виноградова.


Зачем нужны стандарты и кто ими может воспользоваться?

Хорошо известно, что наличие перечисленных выше законов, а также других норм законодательства, предусматривающих наказание недобросовестных производителей, не может само по себе обеспечить защиту нас и наших детей от некачественных продуктов питания. Законы определяют правовые нормы, но процедуры их исполнения (методы, регламенты, порядок и т. д.) прописываются в сопровождающих документах. Таковыми, в частности, являются ГОСТы. На примере потребительской продукции это выглядит так. Есть Закон "О техническом регулировании”. В течение многих лет разрабатывались и принимались Технические регламенты, содержащие технические требования к продукции либо путем ссылки на стандарт (ГОСТ), либо путем включения в себя этих документов. То есть, у закона есть процедурное "подкрепление" или "база" в виде технических регламентов и ГОСТов.

Разработанные ГОСТы – универсальный инструмент, в котором прописаны четкие процедуры и методы для осуществления контроля в сфере детского питания

Так же обстоит и в нашей сфере – в сфере обеспечения качества школьного питания. Разработанные нами ГОСТы по сути отвечают на многочисленные вопросы родителей и общественников, которые пытаются принять участие в "родительском контроле". Родители зачастую не знают, как подступиться к этому контролю, например, как организовать лабораторные испытания продуктов, вызывающих подозрение в фальсификации или несоотвествии заявленным свойствам. Наши ГОСТы нужны и для администрации школ, чтобы понять, как заключить договор с оператором питания или как выбрать поставщика продуктов питания для школьной столовой.

Кроме того, ГОСТы прописывают возможную процедуру обратной связи родителей с чиновниками, о которой сейчас говорят на самом верху. Поэтому наши ГОСТы актуальны, как никогда. Мы фактически предлагаем универсальный инструмент, в котором прописаны четкие процедуры для тех или иных контрольных мероприятий в сфере детского питания.

Для своевременного выявления опасных продуктов, особенно в сфере детского питания, необходимы нормативные документы и стандарты, регламентирующие лабораторные проверки продуктов, поставляемых в образовательные учреждения. Без "лабораторной" составляющей в процессе родительского контроля не обойтись, так как нужна доказательная база опасности или некачественности продукции — основные угрозы для здоровья детей не лежат на поверхности. Фальсификаты в молочных и мясных продуктах, превышение норм нитратов и пестицидов без лабораторных испытаний выявить невозможно.То же можно сказать об антибиотиках в мясной продукции и наличии запрещенных в продуктах ГМО. Чтобы защитить потребителя, в данном случае школьника, нужно выстроить эффективную систему контроля, а для этого нужны ГОСТы, прописывающие процедуры и методы работы в этой сфере.


Дополнительное разъяснение от руководителя подкомитета ТК 111 Семёна Волчека.

Национальные стандарты

Национальные стандарты направлены на детализацию правовых норм, прописанных в федеральных законах. Они бывают 3-х основных видов:

  • ГОСТы, определяющие качественные свойства продукта или другими словами показатели (параметры) качества (например, жирность молока, количество белка и т. д.);
  • ГОСТы, определяющие процедуры (методы) осуществления корректного инструментального контроля показателей (параметров) качества;
  • ГОСТы, регламентирующие процедуры, необходимые для корректной организации мероприятий, направленных на мониторинг качества и безопасности потребительских товаров, в том числе продуктов питания. К таким процедурам относятся прежде всего:
  • отбор проб (образцов) для лабораторных испытаний,
  • правила упаковки, пломбирования, транспортировки и передачи образцов в лабораторию,
  • правила периодичности проведения лабораторного контроля для разного вида потребительских товаров и продуктов питания,
  • определение минимального числа параметров для корректного лабораторного контроля на фальсификацию, на соответствие требованиям безопасности и на соответствие заявленным свойствам.

Все эти правила и процедуры представлены в разработанных РИПИ ГОСТах. В том числе приведены таблицы с рекомендуемыми параметрами лабораторного контроля для основных видов продуктов и с необходимой периодичностью проверки для каждого из них.

Финансирование стандартизации

Может возникнуть и такой вопрос: вы разрабатываете ГОСТы за счет бюджета, должно ли государство тратить деньги, ведь не факт, что ваши ГОСТы нужны?

Частично на вторую часть этого вопроса мы уже ответили выше. Актуальность наших стандартов, посвященных контролю качества питания в образовательных учреждениях, не вызывает сомнения. Дополнительно можем сказать следующее.

Во-первых, необходимость стандартизации в различных сферах потребительского рынка определяют специалисты, а не те чиновники и представители бизнеса, которым бывает и невыгодно регламентировать свою деятельность. Существует национальная система стандартизации, в планы которой на разработку и финансирование включаются стандарты, прошедшие несколько стадий экспертной оценки.

Во-вторых, те деньги, которые государство выделяет на создание новых стандартов составляют в лучшем случае 25–30 % от общей суммы затрат на их создание. Поэтому РИПИ вкладывает на создание ГОСТов и собственные средства, которые тратятся на финансирование деятельности самого ТК, а также на оплату труда привлекаемых к разработке специалистов. Например, при разработке новых тем РИПИ привлекал аспирантов и преподавателей экономического факультета МГУ, студентов и аспирантов юридического факультета и факультета журналистики.

Бывает, что некоторые ГОСТы устаревают, и в этом случае их действие или ограничивают или отменяют. Это закономерный процесс, так как процессы в обществе подвержены постоянным изменениям. Например, примерно 10 лет назад начала развиваться интернет-торговля и это потребовало стандартизировать процессы выбора нужного товара, его доставки и приемки потребителем. В результате появился соответствующий ГОСТ.

Бывает и так, что некоторые стандарты опережают время, субъекты экономики, на которые они рассчитаны, еще не готовы принять нормативные документы, регламентирующие их деятельность. Возникает естественное сопротивление. Требуется время на внедрение. И это тоже затраты.


Комментарий от Инны Станиславовны Коваленко.

Сытый ребенок – крепкий иммунитет!

Новые ГОСТы открывают новые возможности для руководителей учреждений образования и простых родителей

Как врач-гигиенист и эксперт считаю, что коллективом АНО РИПИ проделана огромная работа по созданию методик для родительского контроля за качеством питания детей в образовательных учреждениях, которые являются основным содержанием в разработанных ГОСТах. Этим вопросом с 1991 года не занималась ни одна из общественных организаций РФ. Без адаптации подзаконных актов для использования их потребителями на низовом уровне не будут работать даже самые лучшие законы. С этими новыми ГОСТами родители по сути получили подробную инструкцию для своих действий по обеспечению качества питания детей в образовательных учреждениях, а руководители учреждений образования, благодаря ГОСТу по организации лабораторного контроля, смогут самостоятельно, без обращения к специалистам Роспотребнадзора, организовать лабораторный контроль за качеством сырья и готовой продукции. Этих возможностей для руководителей и простых родителей не было никогда ранее. Необходимо обеспечить скорейшее внедрение ГОСТов для повышения качества питания детей и улучшения здоровья детей в непростой ситуации с короновирусной инфекцией.

О стандартизации

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Документы в области стандартизации направлены на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции, повышение конкурентоспособности продукции (работ, услуг) и реализацию иных целей и задач стандартизации.

Стандартизация призвана обеспечивать:

  • развитие добросовестной конкурентоспособности продукции (работ, услуг);
  • устранение технических барьеров в торговле;
  • повышение уровня безопасности продукции (работ, услуг) и ее качества;
  • защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
  • охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;
  • предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
  • энергетическую эффективность и ресурсосбережение.

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)