Вы здесь
Родители – значимая сила в контроле качества школьного питания
20 апреля 2021 года
"Родительские комитеты в школах могут взять под контроль качество питания и организацию этой работы… родительские комитеты очень часто не допускаются до проверок качества питания. Совершенно не понимаю, почему. Я понимаю, что нельзя с улицы в грязных галошах на кухню зайти, понятно, есть определенные санитарные требования".В. В. Путин, 13.04.2021 во время посещения координационного центра кабмина
Фото: Пресс-службы Мипросвещения |
Родительское активное участие в контроле школьного питания приветствуется и чиновниками высшего звена. Так, в апреле этого года проблемы качества питания для школьников освещались на двух больших мероприятиях. Министерство просвещения Российской Федерации организовало Всероссийский семинар-совещание по вопросам обеспечения безопасности и качества питания обучающихся в образовательных организациях. Он прошёл 8-9 апреля 2021 года. Принять участие в этом семинаре непосредственно и онлайн могли все представители управленческих структур из регионов, занимающихся организацией питания детей. О проблемах контроля качества и безопасности питания детей рассказывали спикеры от контрольно-надзорных структур, органов здравоохранения, своим опытом и применяемыми успешными практиками поделились регионалы.
Второе мероприятие провёл Общероссийский народный фронт (ОНФ), оно называлось "Прямая линия. Обратная связь" и транслировалось онлайн. На нём Глушко Дмитрий Евгеньевич, Первый заместитель министра просвещения ответил на многочисленные вопросы родителей о качество питания в школах.
Эти два мероприятия были организованы, в том числе, и для подведения итогов работы в завершающемся учебном году по реализации задачи по обеспечению горячим питанием учащихся младшей школы, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию.
Сумма федеральных субсидий по этой линии в 2021 году составит 59.2 млрд. рублей
|
В этом году тема качественного питания детей – одна из самых "горячих" в СМИ. Всех интересуют вопросы эффективности расходования выделенных по поручению Президента субсидий на "бесплатные горячие завтраки" для младшеклассников.
Что конкретно улучшилось в питании детей? Стала ли еда в детских столовых более вкусной, разнообразной и полезной для здоровья? Насколько качественные продукты используются для её приготовления? Что делается для профилактики пищевых отравлений у детей? Как получить индивидуальное питание по назначенным диетам всем нуждающимся? И многое другое – "наболевшее".
Из выступления Шевкун Ирины Геннадьевны, начальника Управления санитарного надзора, стало понятно, что общее обеспечение горячим питанием детей улучшилось. В этом учебном году практически все младшеклассники в России (99.8%) едят в школьных столовых, в отличие от прошлого года, когда подобный охват наблюдался только в 18 субъектах страны.
Но вот с качеством питания пока очень много проблем.
По данным анализа обращений на сайт Госуслуги.ру, только 52% из 18 751 обратившихся респондентов "полностью удовлетворены" питанием. Больше всего жалоб на однообразную еду (68%), на неудовлетворительный вкус (51%), недостаточную температуру пищи (31%). Потому неудивительно, что удельный вес несъедаемой пищи по-прежнему высокий – 32%, хотя в прошлом году он был ещё выше – 48%.
Объясняется такая ситуация статистикой выявленных нарушений в школах на разных этапах организации питания. Нарушения отмечались в 74% школ и у 68% поставщиков продуктов питания, проверенных Роспотребнадзором.
Нарушения отмечались в 74% школ и у 68% поставщиков продуктов питания, проверенных Роспотребнадзором.
|
Родительский контроль
На этих двух мероприятиях очень много говорилось о родительском контроле и необходимости его развития. Почти все вопросы от родителей, так или иначе, касались этой "больной" темы.
Организованное родительское сообщество – значимая сила в контроле качества детского питания.
Родители ежедневно сталкиваются с жалобами своих детей и могут отреагировать на непорядок быстрее любых других контролирующих структур. Вот только голос родительского сообщества не всегда приятно слышать чиновникам на местах, тем более, не хочется допускать родителей к непосредственному контролю питания в столовых.
У родителей есть все необходимые права полноценно участвовать в организации питания в детских образовательных учреждениях. В мае 2020 вышли методические рекомендации "Родительский контроль за организацией питания детей в общеобразовательных организациях" (МР 2.4.0180-20).
Анпеткова Наталья Сергеевна, Председатель комиссии по контролю за качеством и организацией питания в образовательных организациях, сказала про данный документ следующее:
О возможностях родителей по оценке качества питания детей (пошаговый алгоритм)
|
"Очень большую помощь и поддержку оказали общественным организациям, а также и родительским общественным комитетам эти методические рекомендации, где чётко прописано, практически разжёвано и положено в рот родительской общественности... как помочь своей собственной школе или детскому садику".
В данных методических рекомендациях перечислено, что могут проверить родители в детских столовых. В частности, родители могут зафиксировать объём и вид пищевых отходов после приёма пищи. Между тем, о работе и возможностях Родительских советов в школах и садиках родители по-прежнему знают очень мало.
Нужны социально ориентированные НКО, которые смогут популяризировать базы знаний из нормативных документов и в доступной форме объяснять родителям их потенциальные права по контролю питания детей.
В связи с этим, Глушко Д. Е. подчеркнул:
"Это абсолютно межведомственный вопрос – реализовать качественное питание, чтобы оно было здоровое, безопасное и полезное. Школа, система образования одна не может с этим справиться без участия Минсельхоза, Минпромторга, регионального Минздрава, Роспотребнадзора и много кого ещё и общественных организаций".
На вопрос о самой важной проблеме в школьном питании в ходе мероприятия ОНФ он сообщил:
"Наше общество разное, как и в любом другом государстве. И в нашем обществе есть люди, для которых извлечение прибыли остаётся более важным, чем то, что будет после того, как они эту прибыль получат. К моему удивлению, после анализа Роспотребнадзором во многих субъектах РФ, в большинстве (они проанализировали пока ещё не все), есть предприятия, которые абсолютно не стесняются поставлять детям вместо молочных продуктов фальсификат. Есть предприятия, которые не стесняются привозить на пищекомбинаты школьного питания, прямо в школы, продукты, у которых срок хранения уже истёк: меняют маркировку, искажают маркировку. И есть люди, которые принимают такую продукцию…".
И далее Дмитрий Евгеньевич подытожил:
Три ключевые составляющие проблемы школьного питания: поставка продуктов, кадры и технологическое переоснащение".
Он предложил системное решение:
"В каждом регионе должен быть очень чёткий стандарт, что, чем, как должны кормить ребёнка. И он должен предусматривать жёсткое межведомственное взаимодействие и координацию не на уровне Министра образования, а на уровне, как минимум, вице-губернатора, который отвечает за развитие сельского хозяйства, предпринимательства или экономики. Потому что здесь возникает взаимодействие, в первую очередь, связанное с поставкой продуктов и вовлечением сельхозпредприятий региона для того, чтобы они качественную продукцию поставляли. В субъектах существует большой комплекс мер, направленный на стимулирование развития сельхозпредприятий. И странно, когда предприятие поддержку получает, а продукты питания качественные не поставляет. Следующее, это взаимодействие с контрольными органами – Роспотребнадзором, Россельхознадзором, прокуратурой и так далее, и конечно же, предприятиями, которые занимаются технологическим переоснащением, в том числе, школьных пищеблоков.
Поэтому регионарный стандарт – это определяющий документ, в соответствии с которым будет понятно, что и как, и кому контролировать. А дальше уже, регламент работы в муниципалитетах должен определить подходы для того, чтобы исключить некачественных поставщиков как продукции, так и самой услуги питания, а также обеспечить взаимодействие с родительской общественностью, на которую именно и должны опираться для того, чтобы, в конечном счёте, сказать правильно ли организованно питание, качественно ли или нет".
Вывод
Общий вывод на основании этих двух медиа событий следующий.
Родительское активное участие в контроле питания приветствуется и поощряется чиновниками высшего звена. Местные органы власти не должны препятствовать этому процессу, а ОБЯЗАНЫ всячески помогать выстраиванием удобных алгоритмов взаимодействия со школой.
Со своей стороны, надеемся, что вышеприведённые цитаты (они практически даны без редактирования) ответственных лиц в сфере детского питания добавят родителям целеустремлённости, оптимизма и помогут собрать силы для полноценного участия в контроле питания детей в общеобразовательных организациях.
Материал подготовила Татьяна Еременко, эксперт РИПИ