Вы здесь

Своевременны и актуальны, статус "предварительные"

20 ноября 2023 года

РИПИ разработал национальные стандарты по общественному и родительскому мониторингу школьного питания.

Фонд президентских грантов

Презентация по итогам реализации проекта

В 2021 г. РИПИ завершил работу по проекту "Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей", поддержанному Фондом президентских грантов. В процессе работы по этому проекту были выявлены проблемы в качестве и организации школьного питания, в том числе, системные проблемы.

С целью минимизации и, в конечном итоге, купирования этих проблем, РИПИ приступил к разработке стандартов на тему контроля за качеством питания детей в школах РФ. Работа велась в рамках технического комитета по стандартизации "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг" (ТК 111), координатором которого является АНО РИПИ. Стандарты, посвященные контролю качества питания в общеобразовательных организациях, были включены в Программу национальной стандартизации Росстандарта. Надеемся, что активные родители, которые пытаются наладить контроль питания в школах, где учатся их дети, наконец, получат вразумительные алгоритмы. Также и школьные администрации получат необходимый инструментарий для взаимодействия с активными родителями, что, при наличии доброй воли с обеих сторон, позволит им выстроить конструктивное взаимодействие.

Главная новация предлагаемых стандартов – возможность и прописанная процедура привлечения к контролю школьного питания независимых экспертных организаций, обладающих компетенцией в области качества и безопасности продуктов и имеющих функцию и соответствующий опыт в области защиты прав потребителей.

По правилам стандартизации РИПИ должен был согласовать предлагаемые стандарты со смежными техническими комитетами Росстандарта. Наиболее серьёзными оппонентами стали члены ТК 174 "Продукция и услуги общественного питания", представляющие интересы поставщиков питания. Понятно, что по некоторым вопросам разногласия носили фундаментальный характер. Принятие разработанных стандартов затянулось на 1,5 года. Основные разногласия касались некоторых терминов.

Например, вместо термина "контроль" в конечном итоге был принят термин "мониторинг", также был расширен юридический статус независимой экспертной организации.

ПНСТ ТК 111

ПНСТ – предварительный национальный стандарт

Компромиссным решением стал статус стандартов — "предварительный", что позволит нам совместно с заинтересованными родителями открыто и активно заняться применением этих стандартов на практике. В процессе апробации в школах нескольких регионов РФ в стандарты могут быть внесены поправки и получены отзывы от участников контроля качества школьного питания, подтверждающие их необходимость. В этом случае стандарты становятся государственными национальными стандартами с более известной аббревиатурой – ГОСТ.

Дата введения в действие пяти ПНСТ: 15.01.2024,
дата ограничения срока действия: 15.01.2027

В ближайшее время мы сообщим, как можно будет ознакомиться с текстами стандартов:


  • ПНСТ 851-2023 "Рекомендации по организации мониторинга качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях участниками образовательных отношений с привлечением независимой экспертной организации"

Настоящий стандарт содержит рекомендации по проведению мониторинга качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях участниками образовательных отношений, включая независимую экспертизу качества и безопасности питания, проводимую экспертными организациями по запросу общеобразовательных учреждений или законных представителей учащихся. Настоящий стандарт предназначен для общественных объединений потребителей и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на защиту прав потребителей и включает в себя проведение лабораторных испытаний в области качества и безопасности товаров, а также для родительской общественности, родительских советов, общеобразовательных организаций, муниципальных органов образования, учредителей общеобразовательных организаций, операторов питания, поставщиков продуктов питания

  • ПНСТ 852-2023 "Общие принципы организации независимой экспертизы качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях"

Настоящий стандарт устанавливает принципы организации и требования к участникам независимой экспертизы качества и безопасности питания в общеобразовательных организациях, проводимой с участием независимой экспертной организации. Настоящий стандарт предназначен для общественных объединений потребителей и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на защиту прав потребителей и включает в себя проведение лабораторных испытаний в области качества и безопасности товаров, а также для родительской общественности, родительских советов, общеобразовательных организаций, муниципальных органов образования, учредителей общеобразовательных организаций, операторов питания, поставщиков продуктов питания. Настоящий стандарт не распространяется: - на бюджетные организации (за исключением операторов питания поставщиков продуктов питания, испытательных лабораторий, общеобразовательных организаций и их учредителей); - отраслевые союзы и ассоциации производителей и продавцов продуктов питания

  • ПНСТ 853-2023 "Рекомендации по организации независимых лабораторных испытаний качества и безопасности продуктов питания, поставляемых организаторам питания для общеобразовательных организаций"

Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по организации независимых лабораторных испытаний продуктов питания, поставляемых операторам питания для последующей поставки пищевой продукции в общеобразовательные организации, на соответствие параметрам качества и безопасности с привлечением независимой экспертной организации. Настоящий стандарт предназначен для общественных объединений потребителей и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на защиту прав потребителей и включает в себя проведение лабораторных испытаний в области качества и безопасности товаров, а также для родительской общественности, родительских советов, общеобразовательных организаций, муниципальных органов образования, учредителей общеобразовательных организаций, операторов питания, поставщиков продуктов питания

  • ПНСТ 858-2023 "Рекомендации по организации Родительского мониторинга услуг питания в общеобразовательных организациях"

Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по организации родительского мониторинга услуг общественного питания в общеобразовательных организациях (ОО), методы и формы участия родителей в мониторинге качества питания учащихся. Настоящий стандарт предназначен для родителей и иных законных представителей учащихся; для родительской общественности (далее – родителей), родительских советов, общеобразовательных организаций, муниципальных органов образования, учредителей общеобразовательных организаций, операторов питания, поставщиков продуктов питания

  • ПНСТ 859-2023 "Рекомендации по оказанию услуг питания в общеобразовательных организациях"

Настоящий стандарт устанавливает рекомендации по оказанию услуг общественного питания учащимся в государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организациях (ОО). Настоящий стандарт предназначен для педагогических и иных сотрудников ОО, непосредственно участвующих в оказании услуг общественного питания учащимся

Комментарии

Приведём оценку проделанной работы, данную нашим многолетним партнером ФБУ "Красноярский ЦСМ", а именно Воронкиной Надеждой Ивановной, начальником отдела стандартизации и оценки соответствия ФБУ "Красноярский ЦСМ", экспертом РИПИ.

Эксперт РИПИ Воронкина Надежда Ивановна

"Разработанные проекты стандартов ПНСТ 858-2023 "Рекомендации по организации Родительского мониторинга услуг питания в общеобразовательных организациях" и ПНСТ 859-2023 "Рекомендации по оказанию услуг питания в общеобразовательных организациях" своевременны и актуальны.

Качественное школьное питание - обязательное условие для обеспечения здоровья детей. Проекты стандартов направлены на создание условий для здорового питания, в том числе, посредством организации родительского контроля за оказанием услуг питания в общеобразовательных организациях.

Для сведения сообщаю, что ФБУ "Красноярский ЦСМ" в течение 20 лет проводит экспертизы и мониторинги различных групп товаров, в т. ч. и пищевой продукции. В адрес ЦСМ поступают обращения на проведение экспертизы из различных организаций, в т. ч. и в связи с низким качеством пищевой продукции, поставляемой по государственным заказам. Анализ результатов мониторингов качества и безопасности пищевой продукции, реализуемой торговыми предприятиями Красноярского края, показывает динамику увеличения количества образцов продукции, не соответствующих требованиям нормативно-правовых и нормативных документов, по ряду основных групп товаров потребительской корзины.

Учитывая вышеизложенное, в силу социальной значимости вопроса, необходимо осуществлять контроль при исполнении государственных контрактов при поставке продуктов питания в образовательные учреждения, не допускать поступление в образовательные учреждения некачественной, фальсифицированной и небезопасной продукции, осуществлять контроль (в т. ч. и родительский) при оказании услуг питания."

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)