Вы здесь

Откровенно о школьном питании

14 мая 2021 года

Цитаты из интервью с бывшим заместителем директора комбината школьного питания

Коррупция, желание заработать, размер откатов, "экономия" на детях. Проблемы в системе питания в образовательных учреждениях за последние тридцать лет накопились более чем серьезные. Очень откровенно, очень искренне – поделился своим опытом и наблюдениями в сфере школьного питания бывший замдиректора комбината школьного питания. По понятным причинам мы не раскрываем его личность и город проживания. Интервью мы провели еще осенью 2020 года. Но тогда наш проект был еще в самом начале пути.

Сейчас же, поработав с большим числом родителей "на земле" и непосредственно столкнувшись с непреодолимыми преградами в проведении независимых экспертиз качества питания детей в образовательных учреждениях, мы осознанно публикуем эту тяжёлую правду личного опыта работника пищевой сферы.

Интервью было записано в аудиоформате. Цитаты из интервью публикуются без изменений, так как мы не считаем, что вправе вносить какие-либо корректировки. Мы не можем согласиться с некоторыми высказываниями интервьюируемого, но отдельные формулировки совпадают с нашими выводами, полученными в результате работы по проекту в некоторых регионах.


Откровенно о школьном питании. Цитаты из интервью с бывшим заместителем директора комбината школьного питания

О главном

"Нет изначально самого главного — уверенности в том, что продукты питания, поступающие на пищеблок любого социального учреждения, будь то школы, детские сады, больницы — качественные. Нет никаких гарантий, потому что нет четкой системы, дающей гарантию безопасности, системы контроля. Именно лабораторного контроля".

Сложности родительского контроля школьного питания

"Даешь родительский контроль! Да? На высоком уровне. А даешь его за счет того, что подошел к забору школы, бьешься об него, а тебя туда не пускают и не пустят, потому что имеют на это полное право в связи с карантинными мероприятиями и всем остальным. Да и раньше все, что было связано с родительским контролем, — все через родительские нервы, страдания, унижения".

"У родителей как такового контроля полноценного, возможности подойти к вопросу конструктивно — НЕТ. Потому что в школу никто никого не пустит. А если и пустит, то только сделать органолептику, а это — вкусно-невкусно, красиво-некрасиво".

Система выстраивалась десятилетиями

"Это целая коррупционная система, машина, которая запущена, она десятилетиями работает, ее сейчас сломать очень сложно. Тем более сейчас еще дополнительно выделили федеральные деньги, стопроцентная гарантия получения федеральных денег. Так естественно, руки все потирают, слюна бежит от того, сколько на этом смогут заработать. А о детях никто не думает! Дети недополучают полноценного питания из-за того, что существуют схемы, которые "крышуют" — это прям я официально заявляю — региональные власти, администрации городов и так далее".

Больше полномочий родителям и общественным организациям!

"Нужно, чтобы у родителя, у тех же самых НКО, у активных движений, организаций общественных были государством наделенные полномочия и права. Потому что подойти к забору и упросить директора — пустите на пищеблок — это неправильно, мягко говоря. Основная задача — не проверить качество котлеты, а не допустить, чтобы на территорию пищеблока была возможность попасть партии некачественного мяса".

Новосибирск — впереди России всей

"Есть регионы, которые идут уже по этому пути. Например, Новосибирск. Там создан лабораторный центр. Все поставщики, которые работают с комбинатами питания, они просто обязаны — это на региональном уровне поставлен у них вопрос — они обязаны проходить лабораторный контроль всего сырья, который завозится на территорию школьного пищеблока. Качество продуктов питания сейчас у них на высоте. Я считаю, это все зависит от главы региона, от администрации региона и их личной заинтересованности в этом вопросе.

В нашем регионе я этого не наблюдаю вообще. Схемы как работали, так и работают. Нет никакой информации о муниципальных комбинатах питания, нет информации на сайте госзакупок, то есть они просто работают с поставщиками напрямую. И они на протяжении многих лет не утруждают себя информировать контролирующие структуры этой информацией. И проверяющие структуры при этом "ничего не замечают." То есть работают напрямую со своими поставщиками.

Гарантии качества мы можем дать только при лабораторном исследовании. Придя на пищеблок и взяв "лабораторную котлету", вам ее будут делать 10 дней. За 10 дней у вас столько партий пройдет через этот комбинат питания, вы не сможете, как родитель, общественник, постоянно контролировать этот вопрос. Нужна системная работа на законодательном уровне, как в Новосибирске. Пока ты не получил разрешение и заключение лаборатории, ты не имеешь никакого права везти свою колбасу или свою картошку, или свое мясо, или молоко на комбинат".

Как европейское мясо "на корм животным" попадало в социальные учреждения

"В нашем городе канал был — через таможню из Европы тащили мясо под литером "на корм животным". 80% рынка социального питания города обеспечивал этот оператор, этот поставщик. Мясо это пилили просто в ангаре, в котором раньше стояли трактора, какие-то машины. Распиливали эти туши, клеили этикетку, ветеринарная служба выписывала сколько нужно всяких ветеринарных свидетельств. Этот бессменный поставщик многие лета у нас работал, никто ни разу не сделал нормального лабораторного контроля этого мяса по биобезопасности. Никто — ни Роспотребнадзор, вообще никто из администрации города ни разу не задал вопрос — а почему ваше мясо стоит почти 700 рублей за килограмм? Потому что разницу с этой цены откатывали. Себестоимость этого мяса — только транспортные расходы и этикетка. Понимаете, до какой степени отсутствует мораль, что в целом городе дети всех социальных учреждений питались этим мясом, и никто никогда не задавал вопроса".

Как работает система откатов на пищеблоке

"Заведующая производством (в школьной столовой – прим. редакции) принимает человека с комбината питания (комбинат школьного питания – прим. редакции). Он на год выиграл конкурс, его основная задача — заработать! Поэтому он зарабатывает на всем! Начиная от сотрудников, заканчивая количеством ложек. Я уже не говорю о качестве производимой продукции. Поэтому заведующего производством конкретно у нас в городе все проверяющие структуры, администрация города, все знают. Это везде, по всей Российской Федерации, я вас уверяю. Заведующий производством для того, чтобы её сильно не беспокоили, она зарабатывает по многим вопросам сама себе в карман. Но она обязана сдать директору комбината питания определенный процент от оборота. Допустим, у неё оборот 100 000 в месяц. 20%, где-то 25%, где-то 30%, в зависимости от того, насколько наглый директор комбината, где-то вообще 40%, — вот, умри, но сдай. Что значит — сдай? Наличкой она не может сдать.

Идет сговор: комбинат питания — заведующий производством — поставщик. Заведующий производством (в школе – прим. редакции) на эти 40% недополучает товар. Сегодня должно прийти 20 кг творога. Она на 40% творога получает меньше, расписывается, как за 20 кг. Поставщик на 40% привозит меньше. Кладовщик это всё там себе отмечает. А потом разницу в деньгах за недополученное количество товара поставщик привозит на комбинат питания директору в коробке из-под конфет.

Это сразу бьет автоматом по количеству на выход порции. А выход порции контролируется, тут же контроль в школе, учителя, они же с детьми все это кушают. То есть заведующая производством должна дать выход. А как она это даст? Понятное дело, она не побежит в магазин, не будет покупать за свои деньги. Она начинает выкручивать всю эту тему следующим образом — собирает пищевые отходы, то, что не доели — запеканку, допустим с четверга. Они эту запеканку собрали, заморозили, потом на следующей неделе в среду привозят творог, чтобы опять в четверг приготовить запеканку, она эту разницу, которую заморозила, размораживает, пропускает ещё раз через протирочную машину, добавляет к новой партии творога, и выход у нее получается прекрасный. И это во всем так! Я это все сама ела. Это же катастрофа!"

Выход из тупика — установить видеонаблюдение на всех этапах

"Контроль должен быть тотальный на всех этапах — от момента закупки до работы школьного пищеблока и школьной столовой, где дети едят. Даже тот участок, где дети моют руки, должен быть полностью прозрачен. Видео в ежеминутном режиме онлайн. Каждый родитель имеет право зайти онлайн в столовую и посмотреть, как работает мясной цех, как работает мойка, как работает раздача, как повар закладывает в 5 часов утра какое количество мяса и так далее. Нужно на федеральном уровне законодательно принять, чтобы все камеры пищеблоков всех школ Российской Федерации работали бесперебойно. Тогда будет всё у нас работать, как часы. Вот вы хоть законтролируйтесь, пока вы стоите у дверей пищеблока, они вам привезли качественный продукт, вы только отвернулись, пошли в другую школу, они уже следующую партию везут, совершенно другой продукт. Это система такая, очень серьезная, сложная. Персональная ответственность отсутствует, вот если бы каждый директор школы нес персональную ответственность за жизнь и безопасность детей и по факту питания тоже, поверьте, подход бы к вопросу был совершенно другой."

Информация на сайте школы должна быть прозрачной и полной

"На сайте школы должна быть информация об операторе питания. Нужно внести дополнения в стандарты, регламентирующие порядок информации на сайтах школ. Пока родитель не имеет вообще никакой информации, он знает только одно, сколько за ребенка он обязан сдать за завтраки".

"Фотография директора комбината питания, полная информация о комбинате, куда платит комбинат налоги, все контакты, где берет продукты, по какой цене. Кто поставщик? Почему вы выбираете поставщика, у которого цены выше?"

"Чтобы как-то систематизировать проверки, нужно единое меню. Распределяет деньги Федерация, это их деньги, и они имеют полное право спросить и попросить за уровень качества у операторов питания".

Как в реальности происходит лабораторный контроль

"Лабораторный контроль по требованиям СанПиНа обязаны делать комбинаты питания. Это называется производственный контроль. Как он делается? Комбинат питания заключает договор с лабораторий аккредитованной, определенные виды продуктов, перечень, что они обязаны сдавать и т. д. Плюс готовая пища и все точки, где они организуют питание, должный пройти производственный контроль. Сам врач этого же комбината питания приезжает с банками, которые берет в лаборатории, сам отбирает те пробы, которые надо. Естественно, они купят очень качественное масло, положит в эту банку, купят очень качественное мясо, положат в эту банку и т. д. Приготовят, 3 раза прокипятят и везут это в лабораторию. И угадайте, какие будут результаты?"

Роспотребнадзор – слабая опора

"Знаю очень многих работников Роспотребнадзора, у них заявлений огромное количество. Они просто физически не в состоянии даже отписки делать. Помимо родителей и школ, есть еще детские сады, есть еще куча покупателей, потребителей в магазине. А у нас их четыре человека на целый район. Как вы думаете, смогут они с этим справиться?"

"Когда Роспотребнадзор приходит с проверкой в школу, директор открытым текстом говорит: "Давайте договоримся, ну, трешечка (три тысячи рублей – прим. редакции)". Любой визит – есть директор в школе или нет, секретарь распишется – трешечка. Потому что сотрудник Роспотребнадзора не может уйти без замечаний. Но уровень этих замечаний, уровень проверок, уровень качества и отношение к этому вопросу – трешечкой и определяется".

Опасно для жизни

"Ещё раз говорю, любой руководитель региона на этом зарабатывает огромные деньги. Понимаете? Мы еще не говорим о дотациях, о суммах, у нас еще огромная сумма — это родительская оплата. Те, кто начинает эту тему поднимать, как правило, знают, что и отстрелить их могут на любом повороте".

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)