Вы здесь

Как бороться с контрафактом

31 августа 2022 года

Логотип Россельхознадзора

"Наш бизнес по-прежнему не гнушается приемами, которые позволяют фальсифицировать продукцию, заменять одни ингредиенты другими. Но сегодня мы видим по электронным системам весь производственный контроль на предприятии - делались ли исследования на безопасность и качество, в каких лабораториях и т.д. В электронных системах содержится вся информация о товаре от поля до прилавка. Это гораздо эффективнее плановых проверок"

Такую высокую оценку эффективности электронных систем дал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в интервью "Российской газете" (ссылка).

Возникает вопрос: если электронные системы показывают реальную картину, почему немногочисленные общественные органиции по-прежнему при случайных проверках выявляют наличие на полках магазинов и в бюджетной сфере фальсифицированную продукцию?

На наш взгляд, нельзя целиком и полностью полагаться на электронные системы, хотя бы по той причине, что исходные данные вносят в них люди, которым свойственно ошибаться. Поэтому необходим институт независимого контроля качества и безопасности продуктов питания, который реализуют некоторые НКО и такие общественные организации, как, например, Санкт-Петербургская общественная организация потребителей "Общественный контроль", Воронежское региональное общественное движение в защиту прав потребителей "Качество нашей жизни", а также такие организации, как ФБУ "Красноярский ЦСМ" (проект "Проднадзор.Инфо") и представитель Объединения потребителей России Игорь Болбат, председатель Красноярского отделения, руководитель Комитета общественных расследований (авторский канал).


Ссылка на полную версию интервью: https://rg.ru/2022/06/27/vinegret-bez-granic.html

Комментарии

В нашем материале мы выразили сомнения в действенности эффективности всевозможных автоматизированных систем контроля потребительской продукции, в том числе продуктов питания. Напомним, что мы не однократно выступали против спец маркировки ("В России уже вводилась обязательная маркировка").

Сегодня публикуем еще одно эксперное мнение, подтверждающее нашу позицию о недостаточной эффективности действующей системы контроля продуктового рынка, опубликованное на сайте проекта "Продукт медиа" в статье "Оператор обязательной маркировки товаров снял с себя ответственность за фальсификат":

"Национальная система цифровой маркировки "Честный знак" была создана для того, чтобы обеспечить полную прослеживаемость продукции от производства до потребителя. Это дает возможность потребителям в случае выявления каких-либо нарушений обратиться с жалобой через бесплатное приложение Честный ЗНАК в контрольно-надзорные органы, а контрольно-надзорным органам — легко выяснить происхождение такой продукции и провести проверочные мероприятия. При этом сам оператор системы маркировки не может осуществлять контрольно-надзорную деятельность, однако передает всю информацию о выявленных нарушениях в соответствующие государственные органы, которые могут осуществлять контроль и проверки на основании этих данных", — так звучит официальный комментарий пресс-службы ЦРПТ (оператора цифровой маркировки).


Ссылка на источник: "Оператор обязательной маркировки товаров снял с себя ответственность за фальсификат"

На днях покупали молоко в магазине. Взяли сразу много пакетов. На кассе кассир стала сканировать QR-коды каждой упаковки. Сканер работал плохо. Она мучилась, мы тоже нервничали, очередь за нами впала в ожидание. И это все вместо того, чтобы отсканировать одну упаковку и ввести количество товара. На наш вопрос кассир ответила, что это новое требование, для отслеживания каждой упаковки! Потом из кассового аппарата выехал длиннющий чек и кассир, а потом и мы, вручную считали количество пробитых пакетов молока, чтобы избежать ошибки.

Возможно, что идея была благая, но результат неэффективный, на наш взгляд. Что-то в консерватории нужно подправить )

Наш партнер Воронежское региональное общественное движение в защиту прав потребителей "Качество нашей жизни" опубликовал на своем сайте переписку с Минпромторгом на тему "Честного ЗНАКА" в молочной продукции. С согласия партнера публикуем полный вариант переписки.


О маркировке "Честный Знак"

30 июня текущего года мы обратились в Минпромторг России с предложением рассмотреть вопрос об отмене обязательной маркировки молочной продукции "Честный ЗНАК" по следующим основаниям.

Во-первых, потому, что внедрение этой системы не дало возможности выполнению предполагаемой основной своей задачи - противодействия незаконному ввозу, производству и обороту молочной продукции на территории Российской Федерации.

Во-вторых, для предприятий молочной промышленности она принесла только дополнительные затраты на приобретение оборудования, программы, QR-кода, содержание дополнительного персонала и т.д. Это неизбежно привело к повышению себестоимости производства и подорожанию молочной продукции. Ни один руководитель, из опрошенных нами 22 предприятий молочной промышленности Воронежской и Белгородской и Липецкой областей, не дал положительной оценки этой системы. Нет и повышения конкурентоспособности молочной продукции, маркированной QR-кодом "Честный ЗНАК". Какое же это повышение конкурентоспособности, если недобросовестные предприниматели, как вырабатывали фальсифицированные молочные продукты, так и продолжают их вырабатывать, но уже с маркировкой "Честный ЗНАК". А вот у предприятий, вырабатывающих не натуральные, а молокосодержащие продукты и различные маслоподободные спреды, для которых не вменена обязанность маркировать продукцию QR-кодом "Честный ЗНАК", конкурентоспособность повысилась.

В-третьих, широко разрекламированная система маркировки молочной продукции "Честный ЗНАК", не дала никакой защиты потребителю от опасной для здоровья фальсифицированной молочной продукции, а привела только к ощутимому повышению розничных цен. Проведенный волонтерами общественного движения "Качество нашей жизни" опрос более 600 человек в г. Воронеже, показал, что менее 5 % слышали о маркировке "Честный ЗНАК". Из опрошенных ни один человек не мог ответить, какую пользу дает потребителю эта система маркировки, как выглядит знак, где его искать на продукте.

На сайте "Честный ЗНАК" указано, что маркировка продукции QR-кодами предназначена для того, чтобы человек был уверен в качестве покупаемой продукции. Такое заявление вводит в заблуждение потребителя. Маркировка "Честный знак" фактически только идентифицирует упаковку в которую расфасован молочный продукт. Сам значок нанесенный на упаковку молочного продукта неприметный и потребитель вообще не обращает на него внимание.

Не соответствует действительности информация, указанная на сайте оператора маркировки "Честный ЗНАК" про то, что система маркировки является инструментом общественного контроля и защиты прав потребителей. Например, от имени общественного движения "Качество нашей жизни", 16 июня текущего года, было обращение (жалоба) в приложении "Честный ЗНАК" на качество сливочного масла производителя ООО "Лав продукт" (Московская область), которое до введения маркировки неоднократно по результатам исследований в аккредитованных лабораториях выявлялось как фальсифицированное. К обращению были приложены копии документов (кассовые чеки, фото продуктов), подтверждающих наличие в розничной торговой сети г. Воронежа молочных продуктов производства ООО "Лав продукт" маркированных QR-кодами "Честный ЗНАК". В ответе оператора, в этот же день обращения указано, что "нарушений в рамках проекта "Честный знак" не выявлено. Информация отображается в соответствии с указанными в системе сведениями. По данному вопросу рекомендуем обратиться по месту приобретения или в соответствующий контролирующий орган". Какой же это инструмент общественного контроля? А где же рекламируемая оператором маркировки ООО "Оператор-ЦРПТ" гарантия качества?

Непонятно к какому контролирующему органу советует обращаться оператор маркировки "Честный ЗНАК", если даже Председатель Совета Федерации РФ считает, что в нашей стране нет такой службы? На требование Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, определить конкретную в стране службу ответственную за качество пищевых продуктов, премьер-министр Р.Ф. Д.А. Медведев, ещё в начале 2019 г., пообещал "сформулировать такую задачу Роспотребнадзору", но это оказалось пустыми словами. В январе 2020 г., В.И. Матвиенко, попросила уже прокуроров помочь навести порядок с контрафактной продукцией в розничной торговле. Она отметила, что "это большая угроза здоровью населения, это подрыв нашей экономики, подрыв конкуренции… Почему, когда в Европе люди покупают продукты, они абсолютно уверены, что "мин" нет, они проверены, и все правильно? А у нас такой уверенности у граждан нет". И снова просьба "повисла в воздухе".

В РФ уже давно ликвидирована торговая, хлебная и др. инспекции, а также санэпидслужба. Эти службы действительна по-настоящему занимались качеством. Вместо этого, создали новую организацию с красивым названием - "Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Роспотребнадзор), а функциями контроля за качеством товаров и услуг, её не наделили. Подтверждая это, руководитель Роспотребнадзора РФ А. Попова, официально заявила, что "санитарный врач может приостановить реализацию продукции лишь в случае возникновения угрозы инфекционных заболеваний и отравлений. Пока эта угроза не наступает, права такого у нас нет".

Вот поэтому оказались бесполезными официальные многочисленные обращения общественного движения "Качество нашей жизни" в Роспотребнадзор по фактам наличия в розничной сети региона фальсифицированных молочных продуктов, с подтверждением протоколами исследований аккредитованных лабораторий продукции различных изготовителей (ООО "Лав продукт", ООО "Внуковский масло-жировой комбинат", ООО "Милкснаб", ООО "ТД "ДУБРОВКАМОЛОКО" и многих других). У системы "Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" (Роспотребнадзор) нет функции контроля за качеством пищевых продуктов.

Из анализа состояния внедрения обязательной маркировки "Честный ЗНАК" молочных продуктов можно сделать вывод, что положение об обязательном её внедрении является ошибочным. Эта система ничего не дает ни государству, ни бизнесу, ни потребителям. Но, вполне возможно, единственным положительным успехом является то, что её внедрение способствует выполнению главной цели устава оператора системы "Честный ЗНАК" ООО "Оператор-ЦРПТ" - извлечение прибыли.

На наше обращение ООО "Оператор ЦРПТ" ответил: ООО "Оператор ЦРПТ" не принимает решения о начале маркировки товаров или её прекращении. Маркировка товаров молочной продукции выполняется согласно Постановления Правительства РФ от 15.12.2020 N 2099 "Об утверждении Правил маркировки молочной продукции средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении молочной продукции" (далее Постановление). Для решения вопроса, рекомендуем обратиться в МинпромТорг.


Развитие событий

Ответ от Минпромторга РФ был получен 6 сентября 2022 года. Нас этот ответ совсем не устроил, и мы написали новое письмо в министерство.

Читать переписку...

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)