Вы здесь
Недостаточность контрольных мер по исследованию качества и безопасности продуктов питания в школах и детсадах, предусмотренных законодательством
28 июня 2021 года
В настоящее время контролировать качество пищевых продуктов в детских образовательных учреждениях (услуги по организации питания) уполномочены:
- территориальные органы Роспотребнадзора;
- учредители образовательных организаций;
- непосредственно сами образовательные организации как заказчики или получатели услуги.
На практике школы не могут осуществлять лабораторный контроль качества пищевых продуктов, так как у них нет для этого ни финансовых, ни кадровых, ни организационных ресурсов (подробнее в статье "Почему так важно внедрить практику независимых лабораторных испытаний продуктов питания в школах и детских садах").
Проводимые Роспотребнадзором проверки не могут существенно изменить объем фальсифицированных продуктов. В качестве основных причин можно указать:
- недостаточная частота плановых проверок (не чаще чем один раз в три года);
- отсутствие внезапности плановых и внеплановых проверок. Информация о проверках на местах зачастую поступает на проверяемый объект заранее, что дает возможность недобросовестным поставщикам произвести замену проверяемых продуктов;
- показатели проверок выбираются без учета реально существующих проблем и потому не выявляют их (например, проверяется микробиологическая безопасность, но не проверяется фальсификация мясной и молочной продукции или содержание пестицидов в овощах).
В целом у Роспотребнадзора не хватает ресурсов для обеспечения необходимого объема и качества проверок, способного сократить поток фальсификата (подробнее здесь).
Муниципальные органы — учредители образовательных организаций, за редчайшим исключением, не реализуют данное право.
Исключения составляют те случаи, когда органы муниципального контроля действуют по инициативе представителей общественных и некоммерческих организаций или совместно с ними. Таким образом, общественные организации и НКО являются на данный момент основной движущей силой процесса организации контроля и должны быть наделены соответствующими полномочиями. Необходимы разработка и включение механизмов независимого контроля, обеспечивающих решение задачи контроля качества и безопасности поставляемых продуктов при помощи общественных организаций и НКО, а также заинтересованной родительской общественности за счет финансового обеспечения экспертизы непосредственными участниками взаимоотношений — поставщиками продуктов и операторов питания (подробнее в Проекте резолюции по итогам круглого стола на тему: "Родительский контроль школьного питания. Ожидания и реальность").