Новости Твиттера

Вы здесь

Круглый стол "Школьное питание: Ожидание и реальность"

15 июня 2021 года

Круглый стол 'Ожидание и реальность'

10 июня в Координационном Совете НКО прошел круглый стол на тему: “Школьное питание: Ожидание и реальность”.

Спикерами выступили Волчек Семён Григорьевич, руководитель проекта АНО РИПИ “Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей” и Коваленко Инна Станиславовна, врач-гигиенист, эпидемиолог, педагог-психолог, общественный деятель, эксперт РИПИ.

В ходе обсуждения участники круглого стола подвели итоги работы горячей линии, организованной РИПИ для работы с обращениями от родителей по вопросам питания детей в школах и детских садах.

25138 – обратилось родителей на горячую линию РИПИ

3978 – родители, обратившиеся на горячую линию РИПИ с жалобами на питание ребенка в школе или детском саду

2566 – обратившиеся с жалобами родители, которые оставили свои контактные данные. Сотрудники РИПИ вышли на контакт с каждым из этих родителей


Семён Волчек отметил важность непосредственной работы с родителями, с которыми необходимо вести разъяснительную работу. Включить родителей в контроль школьного питания предлагают чиновники высокого ранга и Президент России. Но к сожалению, у родителей отсутствуют знания о своих правах, им нужна методическая, консультационная, экспертная поддержка со стороны независимых НКО.

Еще одна проблема – активные родители часто сталкиваются с непробиваемой стеной в виде школьной администрации. В лучшем случае от родителя отмахиваются, в худшем – настойчивость вредит ребенку, сказываясь на его оценках или отношении к нему учителей. Родителям практически некуда пожаловаться, чтобы быть услышанными, не раскрывая при этом свои личные данные, во избежание дальнейшего давления со стороны школы.

По словам Семёна Волчека, главным регулятором качества и безопасности продуктов питания в образовательных учреждениях является Роспотребнадзор:

“Он выпустил год назад Методические рекомендации, он влияет на законодательство, на процедурные вопросы, он выпускает СанПиН, но при этом в его задачах прописано "защита прав потребителей", в данном случае – защита прав родителей. Данный регулятор, по-моему, исчерпал свои возможности. И судя по тем письмам, которыми нам отвечал Роспотребнадзор после наших обращений, становится понятно – на местах у него нет силёнок. Обойти в каком-то городе 100 школ и проверить там санитарное состояние, – даже это затруднительно,” – отметил Волчек.

РИПИ считает, что в сфере школьного питания необходим независимый регулятор. Эту роль могут взять на себя независимые региональные НКО с компетенциями по организации лабораторных испытаний продуктов питания.


Инна Коваленко поддержала необходимость правовой поддержки родителей. По ее мнению, проект РИПИ показал, что родители доверяют общественникам, доверяют НКО, экспертам, готовым их поддержать. Методические рекомендации Роспотребнадзора от 2020 г. наделяют родителей правами общественных контролеров. Это значит, что родители приобретают права общественных инспекторов и общественных экспертов. Но в своих методических рекомендациях Роспотребнадзор предусмотрел лишь две формы участия родителей: проведение опросов и участие в работе общешкольной комиссии. Эксперт считает, что в школах необходимо возродить независимые Советы родителей и именно они должны стать главным элементом общественного контроля с обязательной консультативной, методической, экспертной поддержкой родителей соответствующих НКО.

“Жалобы родителей, не сформулированные правильно, могут не рассматриваться, накапливаться и приводить к серьезным проблемам!”, – отметила эксперт, говоря о сегодняшней ситуации.

К участию в круглом столе были приглашены общественники и активные родители. Родители горячо поддержали идею экспертных НКО в регионах, способных оказывать консультационную и методическую помощь. И родители, и общественники заявили, что ситуация, при которой родители не могут инициировать полноценную проверку качества блюд школьной столовой вплоть до лабораторной экспертизы – недопустима. Эту проблему необходимо решать на самом высоком уровне.

Скачать текст проекта резолюции

Итогом круглого стола стал проект резолюции, с которым можно ознакомиться ниже.

Ссылка на видео заседания круглого стола на тему “Школьное питание: Ожидание и реальность”: https://www.youtube.com/watch?v=VMBA7VOgHNk&t=49s



ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ

по итогам круглого стола на тему: "Родительский контроль школьного питания. Ожидания и реальность"

10 июня 2021 г.Координационный совет НКО России


В ходе обсуждения участники круглого стола подвели итоги проекта Российского института потребительских испытаний "Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей", поддержанного Фондом президентских грантов.

Цель проекта — создать условия для здорового питания детей в школах и детских садах в регионах России посредством организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания силами местных некоммерческих организаций и активных родителей.

Идея участия родителей в контроле школьного питания поддерживается на государственном уровне. Об усилении роли родителей активно говорят в СМИ, тема поднимается чиновниками высокого ранга и Президентом России. Однако активные родители часто сталкиваются с непробиваемой стеной. В лучшем случае от родителя отмахиваются, в худшем – их настойчивость вредит ребенку, сказываясь на его оценках или отношении к нему учителей. Также одной из причин бездействия родителей является отсутствие знаний о своих правах.

Основываясь на анализе ситуации, РИПИ предлагает привлечь компетентные экспертные НКО, с которыми директор мог бы заключить договор на разработку плана мониторинга качества и безопасности продуктов питания, поступающих как в школьный пищеблок, так и на комбинат питания. Такими экспертными организациями могут стать региональные социально-ориентированные НКО. Экспертная НКО может организовать независимые лабораторные испытания и дать независимую экспертную оценку качества и безопасности продуктов.

Такие региональные экспертные НКО должны осуществлять обратную связь с родителями своего региона посредством организации горячей линии. При этом жалобы родителей могут поступать в них и анонимно, а информация о родителе, который жалуется, может быть использована только с согласия обратившегося. Экспертные НКО должны проводить с родителями разъяснительную работу по всем вопросам, касающимся качества, безопасности, организации питания, оказывать консультационную помощь в организации родительского контроля и т. д.

Участники круглого стола заявили, что выстроить механизм независимого контроля за качеством продуктов питания возможно только совместными усилиями экспертных НКО, родительской общественности, муниципальных, региональных и федеральных органов власти.

Представители родительской общественности, принявшие участие в круглом столе, предложили наделить экспертные СО НКО правом инициировать встречи родительской общественности с Министерством просвещения и другими госструктурами, влияющими на питание, для решения вопросов в области организации и контроля качества питания, а также с целью наделения родителей полномочиями по осуществлению общественного контроля в школах, закрепленного законодательством. По мнению участников, одна из основных проблем при организации мероприятий родительского контроля — невозможность проведения отбора образцов пищи для проведения независимых лабораторных испытаний. Есть активные родители, готовые организовать родительский контроль, есть экспертные организации, готовые провести независимые лабораторные испытания, но отсутствует возможность взять образец пищи из школьной столовой для проведения независимых лабораторных испытаний.

Родители считают также, что нужно узаконить Советы родителей и участие их представителей в деятельности Управляющих советов. Положения о работе Советов родителей необходимо внести в Устав общеобразовательных учреждений и утвердить реальные действенные полномочия, которые позволят участвовать в решении вопросов по контролю организации, качества и безопасности питания. Родители, имеющие опыт сотрудничества с независимой СО НКО, специалисты которой могут оказать помощь в решении вопросов и проблем в области питания, активно поддержали необходимость такого взаимодействия на постоянной основе для того, чтобы сделать первые шаги в организации родительского контроля и в дальнейшем проводить лабораторный контроль качества совместно: школа, родители, экспертная организация.

Также прозвучало предложение от родителей из г. Москвы обратиться к Президенту РФ с предложением о создании рабочих групп по питанию в образовательных организациях:

  • при Общественной палате Российской Федерации
  • при Общественном совете Министерства просвещения Российской Федерации
  • при Общественном совете Департамента образования и науки г. Москвы
  • при Общественной палате города Москвы

Заслушав выступления основных докладчиков и обсудив все замечания, высказанные на заседании, участники круглого стола ПРЕДЛАГАЮТ:

Дополнить Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьей 95.3 <Независимая оценка качества питания в образовательном учреждении>, в которой прописать механизм общественного контроля за качеством питания обучающихся, включающий:

  1. Наделение Совета родителей (Управляющего совета) полномочиями по осуществлению общественного контроля за качеством питания в образовательных учреждениях, среди которых в т. ч. — привлечение для экспертной оценки качества питания профильных НКО, способных отобрать пробы пищевых продуктов (блюд), произвести их органолептическую оценку, а также отправить на исследования в аккредитованную испытательную лабораторию по физико-химическим и микробиологическим показателям.
  2. В механизме необходимо предусмотреть, что отбор проб производит экспертное учреждение, приглашаемое Советом родителей (Управляющим советом), а оплату за услуги производит образовательное учреждение.
  3. Полномочия Совета родителей (Управляющего совета) должны быть также прописаны в Уставах образовательных учреждениях.
  4. На основании Заключения по итогам общественного контроля образовательные учреждения обязаны принять меры. В случае непринятия мер должны следовать дисциплинарные и административные санкции в отношении учредителя и руководителя образовательного учреждения.

Муниципальным, региональным и федеральным органам власти:

  • принять федеральные и региональные нормативные акты, которые сделают возможным организацию независимых лабораторных исследований качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения с участием независимых экспертных организаций
  • включить в федеральные и региональные программы порядок организации и финансирования независимого лабораторного контроля качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения, операторам питания с привлечением независимых экспертных организаций

Общественным и социально-ориентированным некоммерческим организациям:

  • выстроить работу с родительской общественностью с обязательной методической поддержкой.
  • искать пути реализации независимого лабораторного контроля качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения. Выстраивать сотрудничество по данному вопросу с муниципальными, региональными и федеральными органами власти

Участники круглого стола предлагают довести настоящую резолюцию до сведения всех заинтересованных лиц, организаций и учреждений.

Резолюцию поддержали:

Волчек Семен, руководитель проекта РИПИ "Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей"

Коваленко Инна, врач-гигиенист, эпидемиолог, педагог-психолог, общественный деятель, эксперт РИПИ

Гунина Софья, руководитель Удмуртской Республиканской общественной организации "Союз потребителей"

Вишневецкий Всеволод, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей "Общественный контроль"

Яна Заславец, родитель-активист

Майко Елена, председатель Севастопольской региональной общественной организации развития личности и семьи "Берегиня"

Вещикова Ольга, Лига родителей "На защите традиционного образования"

Козлова Елена, Репина Елена, активисты Общественного движения "Родители Москвы"

Горбачева Жанна, "Родительский отпор"

Петелина Татьяна, активист "Родители Москвы"


г. Москва
10 июня 2021 г.

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Горячая линия для родителей о качестве школьного питания. СПРОС

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)