Вы здесь

Татьяна Бадалова - главный редактор "Комсомолки" Рязани

Татьяна Бадалова

Татьяна Бадалова — главный редактор газеты "Комсомольской правды" - Рязань" (www.ryazan.kp.ru)

7 октября 2019 года

Наши партнеры в регионах, как правило, — общественные организации по защите прав потребителей. Особое место в этом списке занимает Рязань. Здесь за эту работу взялись журналисты – региональная редакция "Комсомольской правды". Случай уникальный, поскольку СМИ чаще всего освещают события. А в Рязани "Комсомолка" помогает людям и информацией, поскольку публикует результаты испытаний и тем "держит в тонусе" местных производителей, а также реально помогает покупателям в конфликтах с продавцом некачественной продукции. Зачем газета этим занимается, как построена эта работа, какие результаты она дает, об этом рассказывает главный редактор издания, Татьяна Бадалова.


Что подтолкнуло редакцию "Комсомольской правды" в Рязани к тому, чтобы не просто освещать, а защищать права потребителей?

Наша редакция занимается этой темой давно, еще до начала партнерства с РИПИ. Мы часто получали жалобы читателей на качество продуктов и местных производителей, и произведенных в других регионах, и продающихся в федеральных торговых сетях в Рязани. Много жалоб на качество продуктов питания получает и рязанское общество защиты прав потребителей, с которым мы сотрудничаем. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что надо что-то делать, поскольку часто люди не могут доказать производителям и поставщикам то, что они поставляют в наш город некачественную продукцию. Начали делать экспертизы продуктов: за свой счет покупали образцы молочной или мясной продукции и отдавали в местную лабораторию обезличенные образцы. По итогам готовили материал и публиковали результаты исследований с указанием производителя, который фальсифицирует продукцию, отмечали производителей, которые работают качественно. Сначала столкнулись с сильным противодействием со стороны производителей: после первых экспертиз нам звонили, угрожали судами, обещали "задушить" нашу маленькую редакцию, поскольку предприятия были на самом деле крупные для нашего региона. Пугали связями. Мы не испугались и скоро увидели, что наши публикации дают результат: люди начали обращать на них внимание, они ждали их, звонили в редакцию и интересовались, когда будет очередная экспертиза, консультировались, и делают это сейчас по поводу того, какие продукты лучше покупать. Информация о том, что "Комсомолка" в Рязани занимается экспертизой продуктов питания, широко распространилась. А производители начали нас всерьез побаиваться. После обнаружения нарушений иногда нас приглашают на производство, говорят, что нам попалась бракованная партия, предлагают проверить продукцию через какое-то время, за которое они наведут порядок. Много было интересных моментов. Мы проводили повторные проверки — некоторые производители действительно добивались идеальных результатов и сейчас в наших рейтингах по итогам экспертиз занимают хорошие места. А другие как работали плохо, так и сейчас выпускают на рынок некачественную продукцию. Как правило, это дешевая молочка, в которой и молока-то зачастую нет, но для определенной части покупателей главным фактором является цена, поэтому эта продукция и пользуется спросом. Это так, но мы считаем: люди должны знать, что едят и пьют.

Газета не потеряла рекламодателей из числа тех, кто по результатам испытаний оказался нарушителем. Перспектива потерять рекламодателей вас не волновала, когда вы "втравились" в это дело?

Больше всего это волновало наш коммерческий отдел! Это правда. В итоге, какие-то рекламодатели от нас ушли, были те, кто обиделся на нас и начал публиковать в других СМИ платные коммерческие статьи о том, какие неграмотные экспертизы мы проводим. Правда, напрямую нашу газету не называли, но мы себя в этих публикациях узнали сразу. Такая тактика нам казалась несолидной, поскольку мы всегда выходим на общение с производителем, который допустил нарушение, даем ему возможность высказаться. По просьбе предприятия делаем повторную закупку. Да, каких-то рекламодателей мы потеряли, но нам важнее имидж газеты у нашего читателя.

А новые рекламодатели появились? С ростом читательского интереса какие-то компании к вам пришли со своей рекламой?

Да, появились компании, которые не имеют отношения к производству продуктов, но которые готовы поддерживать наши экспертизы, оплачивать их в обмен на упоминание компании как партнера, поддерживающего эту деятельность газеты. Разумеется, сразу договариваемся о том, что влиять на результаты, продвигать интересы своих партнеров в этих публикациях они не будут. Были случаи, когда производители продуктов пытались нас подкупить, предлагали большие деньги взамен на молчание по факту нарушений с их стороны. Конечно, мы на это не идем: мы дорожим своей репутацией и независимостью. Любой случай нашего согласия на такую сделку с совестью сразу станет достоянием бизнеса и общественности, мы это хорошо понимаем.

Татьяна, как редакция решает вопрос финансирования испытаний продукции? Кроме спонсорских денег, где источник финансирования?

Деньги на это идут из бюджета газеты, недавно начали работать с лабораторией по бартеру: публикуем ее рекламу, а лаборатория исследования для нас делает за свой счет.

Вы доверяете лаборатории, с которой работаете? Были сомнения относительно добросовестности сотрудников, есть ли проблема ангажированности в ситуации, когда на исследование попадает продукция местного производителя, который мог быть клиентом лаборатории?

Когда мы начинали эту деятельность, мы сменили несколько лабораторий, пытались делать в Москве. Действительно, было сопротивление со стороны одной из лабораторий, они боялись говорить о некачественной продукции предприятий, с которыми они работали. В Москве делать исследования оказалось дорого и неудобно. В итоге мы договорились с местной ветеринарной государственной лабораторией, в которой исследования проводит Роспотребнадзор. Эта лаборатория работает с местными производителями продуктов, но мы-то на анализ привозим обезличенные образцы. И тем самым ограждаем ее от давления и соблазна подтасовать факты в угоду партнерам. Только из статьи в газете все узнают, какой образец под конкретным номером скрывается.

А с Роспотребнадзором у вас выстроились взаимоотношения? Есть партнерство?

По факту никакой совместной работы нет. Более того, мы неоднократно обращались в Роспотребнадзор за комментариями, но ответы нам присылали в течение месяца почтой! Понятно, что для нас это неприемлемо, для СМИ оперативность в освещении информации очень важна. Такая история повторялась неоднократно. Очень редко удавалось получить ответ адекватный, читабельный и понятный людям! Иногда просто конкретные сотрудники шли навстречу. Но в целом очень неповоротливая система, от которой очень трудно получить комментарий. Поэтому о совместных экспертизах даже речи не заходило.

У вас есть партнеры? В городе еще кому-то важно получать достоверную информацию о том, что покупают в магазинах горожане?

Мы пытались властям предложить такое сотрудничество, однако дальше переговоров не пошло. Некоторые знакомые чиновники просто интересуются экспертизой в частном порядке. Они меня часто спрашивают, чем закончилось исследование того или иного продукта, какое молоко лучше покупать. Но дальше этого дело не идет.

А кого вы бы хотели видеть своим партнером в этом проекте?

С одной стороны, хотелось бы видеть правительство области, потому что это сила, это влияние. Но есть и оборотная сторона медали, с которой нам не хочется иметь дело. Получая финансовую поддержку, мы можем стать объектом давления. Тогда нам могут звонить и указывать, чью продукцию мы можем проверить, а чью — нет! Экспертиза – дело не дешевое, но все равно речь идет не о таких больших деньгах, чтобы мы сами не могли их оплачивать. Хорошо, когда есть партнеры, которые не зависят от власти и производителей продуктов, но даже если их не будет, мы все равно будем этим заниматься, потому что это важно для наших читателей. Мы уже давно поняли, что задача журналистов не просто информировать, а помогать. Кто-то должен этим заниматься.

А можете привести пример конкретной помощи?

К нам обратилась женщина, которой отказались заменить некачественное молоко, купленное в небольшой торговой точке. Она пришла к нам. Мы позвонили производителю, в течение нескольких часов с покупательницей связались, молоко заменили… А мы взяли этого производителя на заметку и начали его проверять. И он понял, что "попал". К сожалению, по-другому никак. Приходится вмешиваться, когда в больнице инвалидов заставляют скальпели покупать для операции – такое тоже было!

То, что вы делаете, достойно уважения. Грустно другое, что партнеров по этой работе в регионе у вас нет!

Потому что для многих деньги оказываются важнее. Крупный бизнес всегда солидарен друг с другом. Нам говорят, что к СМИ мало кто прислушивается, но когда после публикации негативных результатов исследований продажи продуктов падают, репутация ухудшается, предприниматели начинают понимать, что все-таки наши публикации действенны. Когда мы начинали этим заниматься, не очень верили в такой результат. Но когда ты постоянно что-то делаешь, это начинает работать. Сейчас бизнес отслеживает наши публикации, смотрит, какое место компания заняла в очередном рейтинге, который мы формируем. Некоторые даже звонят и скандалят, когда видят, что в рейтинге съехали вниз. Однажды с недовольным руководителем такой компании объяснялась 40 минут по телефону! Кто-то думает, что наши экспертизы заказные: приходится рассказывать технологию предоставления образцов на экспертизу. Кстати говоря, мы процесс обезличивания снимаем на видео и записи храним у себя вместе с протоколами исследований, чтобы эти материалы можно было показать недовольным производителям.

Насколько трудоемко заниматься этой работой СМИ, у вас же основной вид деятельности совсем другой?

Когда этим занимаешься в системе, это оказалось несложно. В течение дня наш журналист закупает образцы, потом мы дегустируем их и обезличенные отправляем в лабораторию. Когда анализ готов, журналист едет в лабораторию, записывает комментарии специалиста и забирает протоколы испытаний. В публикации мы включаем и комментарии диетолога, который объясняет, насколько выявленные нарушения могут повлиять на работу человеческого организма. Результаты исследований мы публикуем в виде таблицы, которая сразу дает возможность увидеть картину в целом. Экспертизы составляют 15-20% от общей массы наших публикаций. Не так много, но полезно для людей. А основные наши темы – это социалка: ЖКХ, уровень цен, состояние медицинского обслуживания.

Хочу подчеркнуть, что публикации результатов экспертиз изменили отношение к СМИ со стороны бизнеса. Предприниматели не ожидали, что сегодня газета может так влиять на прибыли. Не ожидали, что придется прислушиваться и меняться для того, чтобы успешно работать на рынке. К сожалению, сейчас у производителей развязаны руки, поскольку ГОСТЫ фактически не действуют, в основном все работают по техническим условиям, которые предъявляют более мягкие требования к продукции. Сегодня производитель, удешевляя продукцию, вовсе не указывает часть ингредиентов, выпуская на рынок откровенный фальсификат. Вот это мы и выявляем! Много фальсификата в молочке, колбасных изделиях, мы начали проверять бензин на фальсификацию – работы много! Продавцы бензина тоже нам уже грозят исками… Мы поняли, что если не мы, то никто этим заниматься не будет.

К сожалению, сегодня в журналистике набирает силу новостной формат, который только информирует, причем часто коллеги пишут, не особо разбираясь в сути, лишь бы это вышло быстрее, чем в других СМИ. Серьезно работают, тратя время на подготовку больших аналитических материалов, только крупные федеральные издания. В регионах от этого СМИ уходят.

Что вам дает сотрудничество с РИПИ, в чем для вас его перспективы?

Нам очень важно, что такой партнер у нас появился, потому что особо нас в этой работе, по сути, никто не поддерживает. Важно, что РИПИ независим, и в случае испытаний продукции наших производителей на него никто не может надавить. Мы готовы делать совместные покупки чаще и развивать наше сотрудничество.

Беседовала Елена Пустыгина

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)