Новости Твиттера

Вы здесь

Итоги реализации гранта Президента РФ

Фонд президентских грантов

Проект поддержан Фондом президентских грантов.

24 августа 2021 года

Тема проекта

"Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей".


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создание условий для здорового питания детей посредством организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания силами некоммерческих организаций и активных родителей в школах и детских садах в регионах РФ.

ЗАДАЧИ

  • Организация горячей линии для родителей с целью методической и юридической помощи им в конкретных ситуациях в случаях наличия жалоб на качество питания в детских школьных и дошкольных учреждениях.
  • Обучение представителей родительских объединений методам организации лабораторных испытаний и информирование их о методах фальсификации продуктов питания и использовании в них опасных веществ при производстве, а также о негативных следствиях для здоровья детей.
  • Поиск региональных общественных организаций, заинтересованных в мониторинге безопасности и качества продуктов школьного и дошкольного питания в своих регионах при организационной, методической поддержке РИПИ.
  • Совместная организация независимых лабораторных испытаний на безопасность продуктов школьного и дошкольного питания силами активных родителей, представителей общественных организаций при методической поддержке и помощи РИПИ.

ИТОГИ ПРОЕКТА В ЦИФРАХ

25138 – родителей обратились на горячую линию РИПИ, из них:

3978 пожаловались на качество питания детей в школе или детском саду
2566 были опрошены сотрудниками РИПИ

113 школ и детских садов в регионах получили методическую помощь РИПИ, с родителями которых была организована просветительская работа по вопросам безопасности и качества продуктов питания

56 число писем – в переписке РИПИ с госорганами, из них:

27 писем составляет переписка с Роспотребнадзором
29 писем составляет переписка с региональными отделениями Министерства просвещения

63 статьи опубликованы на форуме РИПИ, в которых эксперты дают подробные ответы на вопросы родителей

372 публикации в течение проекта

9 регионов России приняли участие в испытаниях продуктов питания в рамках проекта.

67 образцов продуктов питания проверены по показателям качества и безопасности.

Выявлено: 10 фальсификатов, 4 продукта с нарушениями по безопасности.


Фонд президентских грантов

Презентация по итогам реализации проекта

ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЬНОМ ПИТАНИИ

Самые частые жалобы родителей, поступившие на горячую линию

  • не вкусно
  • холодная пища
  • однообразное меню/нет выбора
  • плохо приготовленная/недоваренная пища
  • плохое качество продуктов
  • несоблюдение гигиены (жирная посуда, тараканы, предметы в еде и т. д.)
  • маленькие порции/ребенок остается голодным
  • не дают молоко/мало молочных продуктов
  • мало фруктов/овощей
  • жалобы на самочувствие/проблемы с желудком
  • отсутствует обед/жидкое/горячее блюдо
  • нет специального меню для детей с ОВЗ
  • плохая организация/очереди в столовых
  • плохое обслуживание

Отсутствуют нормативные докумены на процедуру отбора проб в пищеблоках детских образовательных учреждений с целью проведения независимой проверки качества и безопасности продуктов питания.

В контрактах между государственным образовательным учреждением и оператором питания, как правило, директору школы вменяется обязанность организовать проверку качества поставляемой на пищеблок продукции и прописана возможность привлекать внешних экспертов и экспертные организации. Но эксперты практически не привлекаются из-за отсутствия финансирования такой экспертизы и отсутствия компетенций у администрации школ и детских садов в области качества школ и детских садов в области качества и безопасности продуктов питания.

В лучшем случае в отдельных регионах активным общественникам удается привлечь к проверке поступающих в школы и детские сады продуктов специалистов лабораторий Россельхознадзора и Роспотребнадзора. Но эти лаборатории действуют по наработанным схемам. Практически не проверяются такие вредные компоненты, как антибиотики, неразрешенные к применению пестициды, глицидиловые эфиры, ГМО... А это те компоненты, которые оказывают негативное действие на здоровье детей, в том числе на рост детской онкологии. При этом протоколы испытаний не публикуются, и экспертное сообщество не имеет возможности оценить эффективность и достоверность результатов испытаний.

В настоящее время в общегосударственном масштабе не выстроен механизм независимого общественного контроля качества пищевых продуктов в детских образовательных учреждениях, способный обеспечить достоверность и объективность оценки качества продуктов питания, так как отсутствует главное звено контроля – независимые лабораторные исследования.

ПРИЧИНЫ ПАССИВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Родители часто не знают, как повлиять на плохую организацию питания и на его качество (невкусная еда, холодные блюда, нарушения санитарии и т. п.). Специалистам РИПИ пришлось обучать родителей самым простым вещам: написать заявление директору о жалобах ребенка, зафиксировать отравление или болезненное состояние ребенка после обеда в школе у врача, получить справку...

Основная масса родителей пассивна и не верит, что можно что-то изменить. Усилия специалистов и экспертов РИПИ были направлены на то, чтобы убедить родителей в том, что взяв отвественность за здоровье ребенка на себя, они могут добиться изменений. Для этого проводились вебинары, общение с родителями в чатах и беседы по мобильной связи.

Специалистами РИПИ были разработаны алгоритмы действий родителей при выявлении разного рода нарушений в организации питания. В ответ на запросы родителей был создан сборник из 65-ти подробно разобранных экспертами и опубликованных статей по типовым вопросам родителей.

  • Родители не знают своих прав в качестве законных представителей своих детей.
  • Родители опасаются, что по отношению к детям будут притеснения со стороны администрации школы, если родители будут жаловаться на качество питания детей.
  • Родители не верят, что можно что-то изменить в организации питания и качестве блюд.
  • Родители не знают, как можно бесконфликтно решать возникающие проблемы со школьной администрацией.
  • У родителей нет знаний о качестве питания. Многие родители ограничиваются понятиями: "вкусно – невкусно", "нравится – не нравится" и т. п.

С родителями нужна разьяснительная и просветительская работа на постоянной основе.

РЕЗОЛЮЦИЯ ПО ИТОГАМ ПРОЕКТА

10 июня 2021 г. в Координационном совете НКО России прошел Круглый стол по итогам проекта, в ходе которого были сформулированы представленные здесь пункты резолюции.

Дополнить Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьей 95.3 "Независимая оценка качества питания в образовательном учреждении", в которой прописать механизм общественного контроля за качеством питания обучающихся, включающий:

  • наделение Совета родителей полномочиями по осуществлению общественного контроля за качеством питания в образовательных учреждениях, среди которых в т. ч. — привлечение для экспертной оценки качества питания профильных НКО, способных отобрать пробы пищевых продуктов (блюд), отправить их на исследования в аккредитованную испытательную лабораторию по физико-химическим и микробиологическим показателям.

  • В механизме необходимо предусмотреть, что отбор проб производит экспертное учреждение, приглашаемое Советом родителей, а оплату за услуги производит образовательное учреждение.

  • Полномочия Совета родителей должны быть также прописаны в Уставах образовательных учреждений.

  • На основании Заключения по итогам общественного контроля образовательные учреждения обязаны принять меры. В случае непринятия мер должны следовать дисциплинарные и административные санкции в отношении учредителя и руководителя образовательного учреждения.

Муниципальным, региональным и федеральным органам власти:

  • принять федеральные и региональные нормативные акты, которые сделают возможным организацию независимых лабораторных исследований качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения, с участием независимых экспертных организаций;
  • включить в федеральные и региональные программы порядок организации и финансирования независимого лабораторного контроля качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения, операторам питания с привлечением независимых экспертных организаций.

Общественным и социально-ориентированным некоммерческим организациям:

  • Выстроить работу с родительской общественностью с обязательной методической поддержкой.
  • Искать пути реализации независимого лабораторного контроля качества продуктов питания, поставляемых в школьные и дошкольные учреждения. Выстраивать сотрудничество по данному вопросу с муниципальными, региональными и федеральными органами власти.
  • Участники круглого стола предлагают довести настоящую резолюцию до сведения всех заинтересованных лиц, организаций и учреждений.

Ведущие круглого стола:

Волчек Семен Григорьевич, руководитель проекта АНО РИПИ "Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей"

Коваленко Инна Станиславовна, врач-гигиенист, эпидемиолог, педагог-психолог, общественный деятель, руководитель Комитета ОПР по обеспечению безопасности продукции для детей и подростков.

Резолюцию подписали:

Гунина Софья, руководитель Удмуртской Республиканской общественной организации "Союз потребителей"

Вишневецкий Всеволод, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей "Общественный контроль"

Заславец Яна, родитель-активист

Майко Елена, председатель Севастопольской региональной общественной организации развития личности и семьи "Берегиня"

Вещикова Ольга, Лига родителей "На защите традиционного образования"

Козлова Елена, Репина Елена, активисты Общественного движения "Родители Москвы"

Горбачева Жанна, активист "Родительский отпор"

Петелина Татьяна, активист "Родители Москвы"

РЕГЛАМЕНТЫ И СТАНДАРТЫ

В ходе практической работы с родителями были выявлены многочисленные процессуальные тупики в сфере организации контроля за качеством и безопасностью питания детей. С целью их разрешения специалистами РИПИ были разработаны регламенты по организации контроля питания с привлечением активных родителей и независимых социально-ориентированных экспертных некоммерческих организаций.

Регламент по организации лабораторных испытаний продуктов питания в школах

Регламент по организации лабораторных испытаний продуктов питания в детских садах

Регламент по контролю безопасности продуктов питания, поставляемых на комбинаты питания


Системный анализ сложившейся ситуации позволил сформулировать предложения по изменению системы контроля качества и безопасности питания в государственных образовательных учреждениях и детских дошкольных учреждениях.

Используя принципы, заложенные в указанных регламентах, РИПИ, являясь координатором Технического комитета по стандартизации ТК 111 "Контроль качества потребительской продукции на стадии обращения" приступил к разработке национальных стандартов в сфере детского питания.

Эти документы помогут активным родителям и общественным организациям, деятельность которых направлена на защиту прав потребителей, выстроить реальный контроль качества и безопасности и организовать лабораторные испытания продуктов питания.

Указанные регламенты могут быть использованы:

  • администрациями детских образовательных организаций
  • родителями, желающими непосредственно участвовать в контроле питания
  • общественными организациями, имеющими опыт в организации лабораторных испытаний продуктов питания

ПРЕДЛОЖЕНИЯ РИПИ

В каждом регионе, в каждом городе должна быть независимая компетентная социально ориентированная НКО, обладающая компетенциями для проведения лабораторных испытаний в детских образовательных учреждениях.

Директор школы должен получить финансово подкрепленную возможность заключать договор с НКО для обеспечения мониторинга качества и безопасности продуктов питания, как на пищеблоке, так и на входе комбината питания.

Региональные социально ориентированные НКО должны стать приемниками обратной связи от родителей. Жалобы от родителей должны поступать на горячую линию этого НКО, если внутри образовательного учреждения не решаются проблемы или проблемы требуют привлечения компетентных экспертов. Причем информация о родителе, который жалуется, остается закрытой.

При составлении плана мониторинга по каждой школе используется риск-ориентированный подход, который состоит в том, что лабораторные проверки проводятся в выборочном режиме. Не обязательно делать "ковровую бомбардировку" лабораторными проверками поставщиков и операторов питания. Важно, чтобы они знали, что они под реальным контролем, что обратная связь работает.

Компетентная экспертная НКО в рамках договора с государственным образовательным учреждением:

  • разрабатывает план мониторинга качества и безопасности продуктов питания, поступающих как на школьный пищеблок, так и на комбинат питания

  • организует независимые лабораторные испытания и дает независимую экспертную оценку качества и безопасности продуктов

  • обеспечивает публичность результатов испытаний

Только системная работа общественников с родителями и госорганами может сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Дополнительные материалы

  1. Почему так важно внедрить практику независимых лабораторных испытаний продуктов питания в школах и детских садах
  2. Недостаточность контрольных мер по исследованию качества и безопасности продуктов питания в школах и детсадах, предусмотренных законодательством
  3. Общественный контроль школьного питания. Есть ли выход из тупиков?
  4. Общие принципы проведения независимой экспертизы продуктов питания в детских общеобразовательных учреждениях
  5. Важность независимых лабораторных испытаний продуктов питания в школах и детсадах
  6. Предварительные итоги проекта
  7. Ответы экспертов РИПИ на вопросы родителей на форуме "Вопросы по школьному питанию"