Вы здесь

Разъяснения Евразийской экономической комиссии по открытому письму

14 декабря 2020 года

Логотип ЕАЭС

23 ноября этого года мы опубликовали Открытое письмо о сложившейся ситуации с глицидиловыми эфирами в России, адресованное Председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаилу Владимировичу Мясниковичу. Открытое письмо было подготовлено Болбатом Игорем Анатольевичем, Председателем РО ОО "Объединение потребителей России в Красноярском крае".

В ответ на это мы получили разъяснения Евразийской экономической комиссии, направленные в Объединение потребителей России, относительно выводов, изложенных в открытом письме. Приводим документ без изменений.


Разъяснения Евразийской экономической комиссии по вопросам, озвученным в открытом письме

27 ноября 2020 года

Общероссийское общественное движение в защиту
прав и интересов потребителей "Объединение
потребителей России" в Красноярском крае

В Евразийской экономической комиссии (далее – Комиссия) в порядке и в пределах полномочий, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее соответственно – Договор, Союз), рассмотрено обращение Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" в Красноярском крае. По результатам рассмотрения сообщаем следующее.

Обязательные для применения и исполнения требования безопасности продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Союза, устанавливаются в технических регламентах Союза.

Пищевая продукция является объектом технического регулирования 12 технических регламентов Союза, в том числе "О безопасности пищевой продукции" (далее – ТР ТС 021/2011), "Технический регламент на масложировую продукцию" (далее – ТР ТС 024/2011) и "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания" (далее – ТР ТС 027/2012). При этом требования по допустимым уровням содержания в пищевой продукции глицидиловых эфиров жирных кислот в перерасчете на глицидол и 3-монохлорпропандиол (далее – допустимый уровень глицидиловых эфиров жирных кислот) в настоящее время в названных выше технических регламентах Союза не установлены.

Следует отметить, что нормирование допустимого уровня глицидиловых эфиров жирных кислот является новым существенным требованием, которое ранее не было установлено не только в актах, составляющих право Союза, но также и на уровне обязательных национальных требований государств – членов Союза.

Учитывая важность и актуальность данной темы, заинтересованность промышленности и потребителей в ее системном и прозрачном правовом регулировании Решением Коллегии Комиссии от 6 августа 2019 г. № 132 (далее – Решение № 132) были определены гигиенические нормативы содержания максимально допустимых уровней глицидиловых эфиров жирных кислот. Эти нормативы включены в Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299, и соответствуют принятым в международной практике. При этом пунктом 3 Решения № 132 предусмотрено, что данный документ вступает в силу с даты вступления в силу соответствующих изменений в ТР ТС 021/2011.

Процедуры внесения изменений в технические регламенты Союза урегулированы Порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Союза, утвержденным Решением Совета Комиссии от 20 июня 2012 г. № 48 (далее – Порядок). Так как установление допустимого уровня глицидиловых эфиров жирных кислот в ТР ТС 021/2011 и других технических регламентах Союза в сфере безопасности пищевой продукции, является новым существенным требованием, необходимо соблюдение пунктов 15 – 36 Порядка, предусматривающих, в том числе проведение процедур публичного обсуждения, оценки регулирующего воздействия и внутригосударственного согласования.

Внесение изменений в ТР ТС 024/2011, в том числе по установлению допустимого уровня содержания глицидиловых эфиров жирных кислот именно в масложировой продукции, как в первичном источнике этих контаминантов в пищевой продукции, осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз России), ответственным разработчиком ТР ТС 024/2011, с учетом проведенных перед публичным обсуждением соответствующих консультаций с представителями уполномоченных органов государств – членов Союза и бизнес-сообществ.

Проект изменений в ТР ТС 024/2011, доработанный по итогам публичного обсуждения, внесен в Комиссию Минсельхозом России 18 ноября 2020 г. для рассмотрения в установленном порядке. В соответствии с Порядком в течение 30 календарных дней будет проведена оценка его регулирующего воздействия. Далее проект изменений будет направлен на внутригосударственное согласование.

На совещании высокого уровня с уполномоченными органами государств – членов Союза и бизнес-сообществами, состоявшемся 21 октября 2020 года на площадке Комиссии, в целях обеспечения безопасности здоровья человека Комиссией был предложен подход по включению максимально допустимых уровней содержания глицидиловых эфиров жирных кислот во все технические регламенты, устанавливающих требования к пищевой продукции, которая может содержать глицидиловые эфиры жирных кислот, а именно – в ТР ТС 021/2011, ТР ТС 024/2011 и ТР ТС 027/2012.

В ходе публичного обсуждения проекта изменений № 4 в ТР ТС 021/2011 и проекта изменений № 1 в ТР ТС 027/2012 Комиссия в инициативном порядке направила в Роспотребнадзор предложения по включению в них нормативов содержания глицидиловых эфиров жирных кислот.

Учитывая, что нормирование допустимого уровня глицидиловых эфиров жирных кислот является новым существенным требованием должна быть подготовлена соответствующая исследовательская база, в том числе аккредитованы лаборатории. В связи с этим Комиссия направила соответствующие запросы в правительства государств – членов Союза. Значительная часть уполномоченных органов проинформировала об отсутствии национальных стандартов и методик, а также испытательных лабораторий, имеющих возможности для проведения необходимых исследований.

Как это неоднократно отмечалось Комиссией ранее, установленные Решением № 132 нормативы могут в настоящее время применяться производителями на добровольной основе, а также использоваться для планомерного перевода производственного процесса предприятий пищевой промышленности для работы по новым требованиям.

При этом отмечаем, что в обращении Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей "Объединение потребителей России" в Красноярском крае содержится недостоверная информация, касающаяся деятельности Комиссии. Также допускаются и отдельные выпады, носящие откровенно оскорбительный характер для Комиссии, как международной организации, и ее сотрудников, что является недопустимым.

Директор Департамента технического регулирования и аккредитации
Т.Б. Нурашев

Ссылка на оригинал документа: Разъяснения Евразийской экономической комиссии по вопросам, озвученным в открытом письме

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)