Вы здесь

Интервью с Татьяной Мисяковой, директором школы № 14 из Томска

Мисякова Татьяна Анатольевна

Мисякова Татьяна Анатольевна,
директор МАОУ СОШ №14 имени А. Ф. Лебедева г.Томска (www.school14.tomsk.ru)

6 ноября 2020 года

В рамках президентского гранта РИПИ собирает и анализирует опыт родительского контроля за школьным питанием. В школу № 14 в Томске нам посоветовали обратиться сотрудники территориального Управления Роспотребнадзора по Томской области. Это одна из немногих школ в нашей стране, в которой налажен реальный процесс родительского контроля.

Эксперт РИПИ, Асия Ярмухаметова взяла интервью у директора школы Мисяковой Татьяны Анатольевны.


Татьяна Анатольевна, расскажите, пожалуйста, как организовано питание в школе, как Вы работаете с поставщиками?

Я предпочитаю, чтобы поставщик не заходил ко мне со своим оборудованием. У меня оборудование всё в школе своё. Мы передаём площади. Он несёт за эти помещения ответственность.

Поставщиком является тот, кто выигрывает контракт, выигрывает договор. Мы объявляем конкурс в ноябре на следующий финансовый год. Календарный год у нас с 1 января по 31 декабря. Это не совсем удобно, но пока так. Конкурс выиграла ИП Шнурко Наталья Александровна. С ней заключены договоры о передаче в безвозмездное пользование движимого имущества, это всё наше оборудование. Я предпочитаю, чтобы поставщик не заходил ко мне со своим оборудованием, которое я должна изучить, посмотреть. У меня оборудование всё в школе своё. Мне так удобнее. Потому что поставщик ушёл, а мне потом где искать это оборудование?

Это договор заключён через департамент управления муниципальной собственностью. Это как движимое, так и недвижимое имущество. Мы передаём им площади. Обеденный зал столовой — имущество школы. А вот раздача, мойка, подсобные помещения, цеха, кухня, всё вместе более 100 м2 — это всё передано поставщику. Он несёт за эти помещения ответственность. У нас подписан договор, согласно которому текущий ремонт этого помещения делает поставщик. Плюс по движимому имуществу — все поверки делает он. Сначала экспертное заключение мы получили от департамента образования, потом договор согласовал департамент управления муниципальной собственностью. Мне так спокойнее, потому что наш учредитель в курсе, что кому передаётся и на каких условиях.

Вы сказали, что все конкурсы последнее время выигрывает индивидуальный предприниматель Шнурко Н. А. Почему она?

У меня заключён договор с юридической фирмой. То, что меня слышат и проводят всё правильно, чтобы у нас не было ни претензий от ФАС, ни от прокуратуры, это дорогого стоит.

Во-первых, она удовлетворяет требованиям технического задания, в котором рассматривается заявка и набираются баллы. Она набирает больше всего баллов. Меня сопровождает юридическая организация, с которой у меня заключен договор. Эта юридическая организация сопровождает все сделки, которые проводит школа. У нас нет ограничений, принимать участие в конкурсе может любой, кто заявится. Там не только сумма контракта важна, там важны ещё качество и опыт работы. Мы выставляем, юристы просматривают, чтобы не было нарушений закона о конкуренции. Но и на основании нашего положения о проведении закупок, работ, услуг, мы действуем.

Вот зашла в школу бригада, которая выиграла конкурс. Меня эта бригада устраивает, потому что с ними можно решать вопросы. Я не говорю, что всё идеально, всё хорошо. Мы разбираемся по каждому случаю.

По поводу технического задания. Как Вы считаете, может ли школа формировать техническое задание таким образом, чтобы в нём было отражено качество поставок? Можно ли заложить условия, чтобы обезопасить себя от некачественных продуктов?

От бригады очень много зависит. Я думаю, что людей не нужно менять как перчатки, нужно воспитывать. И люди это понимают.

Так мы так его и составляем. У меня нет, например, контрактного управляющего. Поэтому у меня заключён договор с юридической фирмой, с которой мы работаем уже пять лет. То, что меня слышат и проводят всё правильно, чтобы у нас не было ни претензий от ФАС, ни от прокуратуры, это дорогого стоит.

Хочу сказать, что от бригады очень много зависит. Не только от самого поставщика, как у него организована доставка, всё ли он с сертификатами привозит, какую продукцию он привозит. Но это ещё и какова бригада. У нас бригада уже несколько лет работает, она постоянная. Я думаю, что людей не нужно менять как перчатки, нужно воспитывать. И люди это понимают. У нас очень хороший повар-бригадир, Валентина Викторовна, которая слышит меня.

Расскажите, пожалуйста, о питании для отдельных детей с разными заболеваниями?

Вчера у меня был заместитель начальника департамента образования нашего города. Мы с Максимом Георгиевичем как раз прорабатывали меню, которое должен сделать либо врач, либо диетсестра. Это дети с сахарным диабетом. Если даже аллергия, родители приносят справки, что аллергия на такой-то продукт. Классный руководитель, который приходит с детьми в столовую, он повару говорит: «Валентина Викторовна, напоминаю». И этому ребёнку будет предоставлено то, что он может кушать. Я не скажу, что для всех. Вот с сахарным диабетом мы работаем. В рамках школьного питания, как у нас оно построено, я думаю, что это практически трудно осуществимая вещь. Нужно как-то по другому продумывать эти вопросы и не на уровне школы. А на уровне Федерации.

Кто разрабатывает меню у Вас для таких детей?

Если родитель официально пришёл к классному руководителю со справкой, либо со своим заявлением, которое подтверждает заболевание, мы заявление относим медикам. У нас медики в школе не наши штатные, у нас договор с больницей. Но они работают у нас весь день, поэтому мы с ними очень плотно дружим. Питание тоже под контролем, и бракераж проводит ещё и медик у нас. Всё идет очень правильно.

Татьяна Анатольевна, я смотрю, у Вас на сайте вывешено очень много вариантов меню. Кто и на каком основании их разрабатывает? Какие специалисты?

По договору разрабатывает исполнитель, то есть поставщик. У нас есть методические рекомендации по разработке меню. Вот НИИ в Новосибирске, там тоже есть меню. Наш поставщик тоже со своими предложениями выходил, прежде чем вышли эти методические рекомендации.

Вы имеете в виду какие рекомендации? Которые последние годы выходили?

Нет, это те, которые у нас были. Рекомендации нам были присланы на почту. На основании этих, плюс территориальное Управление Роспотребнадзора по Томской области, оно согласовывает все меню очень тщательно. Поэтому меню, которое у нас выставлено на сайте, согласовано с Роспотребнадзором. Только на основании этого меню у нас комплектуется меню на неделю. У нас есть завтрак первый, завтрак второй, если это комплексное меню. Есть обед, полдник, есть просто завтрак для первоклассников. Пять меню. Мы их все делаем.

Татьяна Анатольевна, раз уж мы коснулись вопросов меню, как Вы считаете, введение единого меню, например на целый город, насколько это целесообразно? В Петербурге организовано так: на сайте определенной организации вывешивается единое меню, и все школы в городе по нему работают. С одной стороны, какой-то плюс есть. Потому что не у всех так тщательно поставлено дело, как у вас. В школах, в которых нет специалистов, которые бы разрабатывали меню, они могли бы воспользоваться каким-то общим. С другой стороны, такая получается обязаловка. Как Вы считаете, что правильно?

Вы знаете, рациональное зерно, наверное, в любом предложении можно найти. Я думаю, что это действительно плюс хороший. Если нет специалистов по разработке меню, если это каким-то образом не прописано в договоре, город если на это пошёл и сделал всё, то тогда действительно это можно. А с другой стороны, если вдруг какие-то продукты не завезли, что-то не сделали, мы можем менять на целый день меню. Но тогда составляется акт, это не просто же так делается. Повара решили, что, да, вот лучше мы вот это... Нет, у нас чётко согласованное меню, которое идёт на 21 день, и из этих дней мы на неделю меню составляем. Поставщик нам привозит меню, мы согласовываем. Я смотрю, что всё в соответствии с меню, которое согласовано. У нас ничего там лишнего нет, либо недостачи какой-то, и всё, мы питаемся. Ну пока прецедентов, что единое меню на город, у нас такого нет. Поэтому мне сложно сказать, хотя рациональное зерно есть.

То есть правильно ли я Вас поняла, что поставщик составляет меню сам на основе методических рекомендаций?

И согласовывает с Роспотребнадзором.

Именно поставщик согласовывает с Роспотребнадзором?

У нас это в договоре прописано. Если бы в договоре было прописано, что заказчик это делает, мы бы делали сами.

Понятно. Возможны варианты. В принципе, школе не нужно иметь никаких специалистов для разработки меню, это всё делает поставщик.

В школе такого специалиста точно нет. Пришлось бы каким-то образом крутиться, где-то искать.

Про мобильные группы родителей хотела поговорить с Вами.

У нас третий год работают мобильные группы. Это не значит, что три года назад мы решили и сделали. До этого в бракеражную комиссию были включены члены управляющего совета от родителей. У меня такой серьёзный приказ о бракеражной комиссии, расписана таблица, кто когда бракерует. Блюда готовятся в 8, 10, 12, 14 и 15 часов. И в каждый момент, когда идёт горячее питание, приходят члены бракеражной комиссии и соответственно заполняют бракеражный журнал. Всё пробуют и заполняют. У нас не каждый день получалось, где-то 2 раза в неделю приходили члены управляющего совета. У нас целые тетради, они в архиве хранятся. Мы их просматриваем иногда с поваром-бригадиром — какие были замечания или что высказывалось.

Три года назад получилось так, что в сентябре во время стартового общешкольного родительского комитета две родительницы рассказали, что всю неделю был рис в столовой. Я знаю, что это не так, потому что я каждый день в столовой. Я каждый день сама бракераж провожу. Но у людей сомнения были, дети так говорят. Мы предложили, давайте обратимся к классным руководителям, к общественности родительской в классе, кто хочет быть в комиссии в группе родительского контроля. Мы решили так сделать. И когда поступили предложения от родителей, что они бы не против, мы сделали контроль родителей сначала два раза в месяц. И вопросы практически были сняты.

Родители из разных классов, это значит, что каждая новая группа — действительно новая. Там и ответственный за питание, может присоединиться член управляющего совета от родителей. И плюс родители из разных классов, кто захочет. Ответственный по питанию приходит и говорит, давайте на октябрь задание, потому что родители не все же работают в зоне общепита. Они многого не знают. Например, если они хотят проверить вес блюд. Мы объясняем, как это правильно делать, чтобы не менее 10-ти порций, объясняем. Я делаю задание. Я знаю, что в эту неделю у меня мобильная группа. Она собирается, они знают, что это халат, это шапочки, это бахилы, это перчатки, это маски вот сейчас. Ну вплоть до того, что они пишут мне, информируют меня, что у них не было контактов ни с ковидными, ни с контактными с ковидными. Профилактика есть профилактика. Они получают задание у ответственного по питанию, а он ко мне приходит только с готовым актом и с выполненным заданием.

Столовая бригада у меня не знает, когда может прийти родительский контроль. Мы не афишируем это для столовой. С родителями первоклассников мы проговаривали всё на собраниях. В августе собрания я проводила очные в каждом классе отдельно. И мы всё проговаривали. Телефон они мой знают, школьный телефон знают. То есть они могут позвонить, либо связаться через классного руководителя. В прошлом и позапрошлом году родительский контроль приходил вот также без объявления. Как у нас любят надзорные органы любые ходить? Ну, вы знаете, по весу... один контроль у меня был февральский... Они пришли, говорят, вот у нас один вопрос. Я говорю — какой? А мы вот взвесили все блюда, они больше на 5 г. Я говорю — это замечательно! Главное, чтоб не меньше.

А задания примерно одинаковые или каждый раз разные?

Задание в принципе одинаковое. Мы долго работали над ним. Кроме задания родители составляют акт и там всё прописывают.

Задание для представителей родительской общественности, входящих в мобильную группу общественного контроля организации качества питания:

В этом году у нас сахара стало на 5 г меньше практически везде. Это почувствовалось. Уменьшаем, чтобы не провоцировать развитие диабета.
  • Подготовка помещения к приему детей — они смотрят санитарное состояние, насколько накрыты столы, например, для первоклассников. Это санитарное состояние, это эстетическое оформление.
  • Распределение обязанностей персонала во время приёма детьми пищи. Класс поел, мойщица посуды, которая у нас в это время свободна, выходит и срочно вытирает стол, чтобы он был чистый, чтобы салфетки стояли.
  • Учитель сел есть за учительский стол или он с классом, смотрит, как ребятишки едят, предлагает детям — а ты попробуй эту котлету. Если мы не будем настаивать, — а ты попробуй, давай сегодня кусочек, завтра второй... Школьное питание, оно отличается от домашнего, у нас нет жареного, майонеза.

В этом году у нас сахара стало на 5 г меньше практически везде. Это почувствовалось. Т. е. уменьшаем, чтобы не провоцировать развитие диабета.

Вы это уменьшаете по согласованию с поставщиком?

По согласованию с Роспотребнадзором это сделано. Это не просто так, что захотели — убрали, нет. Теперь смотрите, ещё следующее какое задание:

  • Соответствие меню нормативным требованиям возрасту детей. Мы смотрим меню, которое согласовано с Роспотребнадзором, недельное меню не отличается от него. И возрастное, у нас есть 7-11 лет и 12-18 лет. Там разное бывает количество, порция по граммам различается.
  • Отношение к приёму пищи, опрос детей.
  • И чисто визуальные наблюдения: едят с удовольствием — без удовольствия, аккуратно — неаккуратно.
  • Всё ли они оставляют или оставляют, например, только второе блюдо или первое блюдо. То есть вот это смотрится.

В положении по мобильным группам написано, что мобильная группа контролирует работу пищеблока, в том числе и материальную базу пищеблока. Скажите, пожалуйста, мобильная группа, но не сейчас во время вируса, а вот раньше, она может заходить только в столовую или она может смотреть, что происходит на кухне, в пищеблоке?

Мобильная группа родительская у меня такими компетенциями не обладает. Родители пришли, например, они смотрят материальную базу, в каком состоянии что работает, что не работает. Мы раньше устраивали экскурсию по школе для общешкольного родительского комитета. Столовую тоже показываем.

Следующая у нас мобильная группа, я знаю что они должны пойти в конце недели. Они должны посмотреть сертификаты качества продуктов, им выносят это. То есть на все продукты, которые используются сегодня, сертификаты качества все будут представлены.

Когда родителям, состоящим в мобильной группе выносят сертификаты качества, они видят названия продуктов и исходных продуктов, молочных продуктов?

Да.

Как Вы считаете, правильно было бы эту информацию представлять где-то на сайте может быть не школы, а может быть поставщика, чтобы любой родитель без необходимости посещать школу мог посмотреть, какие поставщики поставляют продукты, из которых потом готовится еда?

Вопрос надо прорабатывать. Я сразу не могу сейчас ответить.

Это целесообразно с Вашей точки зрения?

Наверное, где-то и можно выставить. Мы готовые блюда пробуем. И говорим: да, и органолептические свойства хорошие, и вес отходит. Качественно приготовленное, всё вкусно, всё хорошо.

Сертификаты качества... может быть на сайте поставщика это было бы лучше, потому что они же поставку делают на несколько школ. На неделю продукты завозятся. Какие-то продукты довозятся в течение недели. На сайте поставщика если бы такое было выставлено, мы бы обязательно в разделе школьное питание сделали, что можно зайти по такой-то ссылке, посмотреть сертификаты качества на питание.

Вы как-то в разговоре упоминали о том, что знаете, откуда привозятся продукты. То есть какие-то фермерские хозяйства. Возможно местные, региональные, если я Вас правильно поняла.

Мы смотрим сертификаты качества. Я прихожу, когда поставка продуктов осуществляется, я вижу, откуда продукты. В сертификате всё прописано. Кто производитель, мы видим. И по мясу, и по молоку. Мы понимаем, что в Московскую область не повезут молочную продукцию из Томской области. Это качественные продукты. В какой-то области свои местные производители, которые производят хорошие качественные продукты. Эта поддержка местного бизнеса, думаю, что она обоснована.

Обоснована безусловно. У Вас есть свой набор производителей в регионе, про которых Вы знаете, что их продукция качественная, и видите, что именно они поставляют какую-то часть продукции для школьников. А как, по Вашим оценкам, какую часть продукции составляют эти региональные поставщики?

Я сейчас не скажу. Но у нас Роспотребнадзор достаточно серьёзно стоит на страже качества школьного питания, очень серьёзно. И когда фальсификат выплывает, у нас срочно появляются письма. У меня сразу комиссия — мы и родителей туда привлекаем — сразу идёт проверять на пищеблок. В позапрошлом году были письма по поводу масла сливочного. Мы проверяли, но наш поставщик без фальсификата работает.

А письма были от родителей?

Нет. От Роспотребнадзора, что выявлен фальсификат.

Роспотребнадзор осуществляет проверку именно по каким-то лабораторным показателям в школах? К Вам он приходил когда-либо?

Наверное, два года назад. Хранение продуктов, торговое соседство — что с чем лежит, проверялось это всё. У нас плановые проверки есть. Внеплановые идут, если вдруг жалобы. Я знаю, что проверки проводятся. Все проверки согласовываются с прокуратурой, вывешиваются на сайт.

У Вас радостная картина. Я увидела хорошо работающие структуры, которые находят между собой общий язык, договариваются по-человечески о каких-то действиях. И поставщик, и школа, и родительская общественность, и органы надзора и контроля, которые дают сигнал школам проверить, нет ли фальсификаторов.

Да, это есть у нас. Вообще они молодцы, что сообщают нам. Я считаю, что это нам помощь большая. Вы понимаете, любой надзорный орган, он воспринимается как нами? Это надзор и контроль, пришли, проверили. Но контроль же не только, например, в школьных столовых. Это же и контроль на их уровне.

Мы стараемся, чтобы всегда были переговоры и сотрудничество. Только так можно решить проблему.

Я могу в любой момент позвонить в Роспотребнадзор заместителю начальника нашего отдела по воспитанию и образованию, который нас курирует, и я всегда получу консультацию чёткую, нужную, конструктивную. В этом плане у нас хорошее сотрудничество с надзорными органами. Я не могу сказать, что картинка у меня идеальная. До идеальной далеко. Потому что мне бы хотелось еще оборудование новое, новую мебель в столовую. Есть проблемы, есть рабочие моменты. Есть два варианта развития, либо отработать качественно, чтобы рабочий момент больше не повторялся, развивать в лучшую сторону конструктивно. Либо конфликт, который не прибавит здоровья никому и заведёт в тупик. Мы стараемся, чтобы всегда были переговоры и сотрудничество. Только так можно решить проблему.

Когда Роспотребнадзор ответил на наш запрос о школах, где работает комиссия родителей, он предоставил несколько школ. И у всех этих школ один и тот же поставщик, Ваш поставщик, Наталья Александровна. Как Вы считаете, Томску повезло, что у него такой поставщик хороший?

У меня есть поставщик, Наталья Александровна, у которой есть кондитерский шикарный цех. Дети всегда любят выпечку. Здесь не просто повезло. Это большая работа города по работе с поставщиками. Чтобы остались те, кто горит и живёт этим делом.

У нас выстроена так работа. Департамент образования очень тесно работает с поставщиками, которые выигрывают конкурсы. С ними систематически проводятся встречи по рабочим вопросам. Всё зависит от человека. Человек, который не стоит на месте, он смотрит, какие пути развития школьного питания. И мы постоянно это обговариваем. У меня курники, пироги, которые пекутся, школьные пиццы, они вкусные. Это не чета магазинным. Они расходятся на ура у ребятишек. Потому что дети всегда любят выпечку.

У меня есть поставщик, Наталья Александровна, у которой есть кондитерский шикарный цех. И у меня две остановки до её базы, и мне привозится это всё свежее. Если в 5 утра это выпекли, то в 7 утра это всё у меня в школе.

Да. Для школьников — мотив ходить в школу.

Да, хороший. Поэтому я считаю, здесь не просто повезло. Это большая работа города по работе с поставщиками. Чтобы остались те, кто горит и живёт этим делом.

Всё зависит от человека. Но и должны быть нормативные документы, регламенты, которые прописаны в законе, которые позволят человеку строить правильный процесс. Сейчас Вы при помощи человеческого фактора выстраиваете процесс. Второй вариант пути — через законодательство. Как Вы считаете, какого рода изменения норм могли бы позволить быстрее выстроить взаимодействие всех этих структур?

Я льщу себя надеждой, что я системный человек. Я стараюсь им быть. Я думаю, что регламенты взаимодействия, законодательные акты должны быть обязательно. С другой стороны, я отношусь к школе, наверное, как к семье. Я хочу, чтобы у меня здесь всё было хорошо, в том числе питание. Это моё здоровье, здоровье ребятишек, которые здесь учатся, здоровье сотрудников. Законодательно это должно быть. А вот дальше? Ну, а дальше — наша работа по выстраиванию диалога с теми людьми, которые придут в качестве поставщиков, в качестве бригады, которая будет работать на кухне.

Есть какие-то ещё документы, местные, региональные, может даже школьные, которые Вам позволяют выстраивать процесс правильно? Я увидела прекрасное положение о работе мобильной группы, кстати, очень чётко всё по делу там расписано, ничего лишнего. Есть ли ещё подобные документы? Спрашиваю для того, чтобы изучить Вашу позитивную практику, их сейчас не так много. Наличие этих документов позволяет расширить эту практику.

Я когда школу свою изучаю, смотрю, какие вопросы у меня. И выстраиваю документационное обеспечение всего образовательного процесса. Питание — часть этого процесса. Я смотрю, что у меня должно быть, как регламентировано. Вот, достаточно четырёх документов:

  • Положение об организации питания в школе
  • Положение о школьной столовой
  • Функциональные обязанности ответственного за питание
  • Положение о мобильной группе родительского контроля

Комментарии

Татьяна Анатольевна, отвечая на первый вопрос интервью сказала:

Я предпочитаю, чтобы поставщик не заходил ко мне со своим оборудованием. У меня оборудование всё в школе своё. Мы передаём площади. Он несёт за эти помещения ответственность.

На Круглом столе, про который мы писали 05.11.2020 об этой проблеме рассказала Наталья Ивановна Альшева, Депутат городской Думы VII созыва, заместитель председателя комитета по образованию, культуре, вопросам семьи и детства, генеральный директор КШП №1. Она сказала:

...критерием оценки заявок является цена, которая составляет 60% от общих критериев оценки, и только 40% отведено на оценку качества предоставляемых услуг, квалификации работников и опыту работы предприятий. Из-за этого на конкурс выходят недобросовестные предприниматели, не имеющие опыта работы в данной сфере, но предлагающие низкую цену, и за счет этого выигрывают закупку. В результате демпинга, как правило, снижается качество готовой продукции, которое не соответствует установленным требованиям санитарных норм, так как полученной суммы в результате не хватает на покрытие всех издержек, и такие поставщики начинают экономить на качестве закупаемого сырья, на сокращении выхода блюд, привлекают некомпетентные трудовые кадры. Оборудование и помещения, принадлежащие учреждению, эксплуатируются так, что после необходимо проводить капитальный ремонт. Руководителям общеобразовательных учреждение приходится вести претензионную работу с такими поставщиками и расторгать контракты. Возникает следующая проблема — кто будет кормить детей, пока пройдут следующие торги?!

Нужны гарантированные поставщики: автономные учреждения, некоммерческие организации или МУПы, созданные специально для удовлетворения социальных потребностей населения, а не для получения прибыли коммерсантами.