Вы здесь

Интервью с партнером из Самары

Богомолов Алексей Олегович

Богомолов Алексей Олегович
Председатель правления Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей "Русконтроль", г. Самара

5 сентября 2019 года

Самарская Межрегиональная общественная организация по защите прав потребителей "РУСКОНТРОЛЬ" (www.ruscontrol163.ru) имеет богатый опыт работы по контролю за соблюдением законодательства по защите прав потребителей. В практике было все: от разборок в духе 90-х со слежкой и физическим насилием до проигранных судебных процессов в ангажированных судах. Чем сегодня занимается организация, как решает задачу защиты прав потребителей в своем регионе — об этом рассказывает ее руководитель Алексей Богомолов.

Интервью подготовлено нашим специальным корреспондентом Еленой Пустыгиной.


Алексей, общественная организация по защите прав потребителей РУСКОНТРОЛЬ была создана в 2012 году. Вы были в числе инициаторов создания. Что привело Вас к мысли о необходимости создания такой организации?

Организацию я создал в 2012 году в Тольятти. На тот момент закон "О защите прав потребителей" в городе не работал. Было огромное количество нарушений, начиная от торговли продукцией с истекшим сроком годности, заканчивая условиями, в которых реализовывались продукты в торговых точках и на рынках. Конкретным поводом для создания организации стала история, которая случилась в семье моего товарища. Он купил дочери йогурт, дочь отравилась им, пролежала в реанимации, и никто за это не ответил. Доказать мы ничего не смогли. Поэтому мы решили создать организацию и бороться с этим беспределом всеми законными способами.

Наша стратегия в том, что мы стараемся проблему решить на стадии ее зарождения, а не на уровне, когда с ней сталкивается потребитель. Проводим проверки, выявляем нарушения закона "О защите прав потребителей" в торговых сетях, в школах, детских садах.

В 2012 году было тяжело заявить о себе, заработать репутацию в городе, объявить о том, что теперь есть общественная организация, которая контролирует соблюдение прав потребителей?

Было очень сложно добиться того, чего мы добились на данный момент: выстроили взаимоотношения с властями, Роспотребнадзором, Россельхознадзором.

Вас вначале всерьез не воспринимали?

Да! Были случаи, когда во время проверки нас закрывали в магазинах, прятали от нас просроченную продукцию, устанавливали слежку за автомобилем, на котором мы передвигались. Вплоть до того, что в магазинах вывешивали фотографии наших сотрудников, чтобы продавцы знали их в лицо и убирали негодный продукт вовремя с прилавков, бойкотировали работу, мешали, доходило даже до применения физической силы. И с таким мы тоже сталкивались.

Как в дикие 90-е!

Так оно и было! Как это ни печально, мы начинали с этого.

А как вам удалось переломить ситуацию, заработать репутацию и стать реальной силой?

Мы всегда работали в правовом поле, не выходя из него, и полученную в ходе рейдов информацию доводили до потребителя, придавали ей широкую огласку. В 2014 году нам удалось организовать большой круглый стол под председательством депутата Госдумы Александра Хинштейна, на котором обсудили проблему взаимодействия с государственными органами власти и общественными объединениями по вопросам защиты прав потребителей. К этому времени у нас были разработаны алгоритмы взаимодействия, их нужно было внедрить в жизнь. На этой встрече были представители полиции, прокуратуры, Роспотребнадзора, судебные приставы. И мы совместными усилиями прорабатывали эти алгоритмы. Какие-то из них работают по сей день, какие-то работают хуже.

Алексей, не каждый может "достучаться" до депутата Государственной Думы! И потом в это время уже давно действовал закон "О защите прав потребителей", и в других регионах эти механизмы работали, вы ими не пользовались?

Что касается того, было просто или сложно добраться до депутата Государственной Думы, могу сказать, что нет. Мы быстро достигли понимания, тогда Александр Хинштейн был депутатом от Самарской области, еще и поэтому была возможна совместная работа. Мы пришли на прием, объяснили ему ситуацию, показали конкретные факты, объяснили, как обстоят дела в регионе. После заседания круглого стола мы привезли всех участников на рынок, затем в один из крупных сетевых ритейлеров, чтобы они убедились в нашей правоте. И они увидели наяву проблемы, о которых мы им незадолго до этого рассказывали. О которых знали все, но никто их не решал. Вывод был такой: проблемы есть, проблемы нужно решать. Совместными усилиями решить эти проблемы будет гораздо проще.

Алексей, то, что сумели провести круглый стол с Александром Хинштейном — хорошо! Но потом, когда Хинштейн уехал, решения спустились на местный уровень, все вернулось на круги своя, силовики притихли? Как у Вас было?

Фактически так и получилось. Вскоре Александр Хинштейн ушел в другую структуру, работа по совместному наведению порядка на потребительском рынке в Тольятти замедлилась и потихоньку сходила на нет. Но мы не опускали руки, использовали наработки других регионов, ходили на приемы в контролирующие органы с нашими проблемами. К счастью для нас недавно Александр Хинштейн вновь стал депутатом Госдумы от Самарской области, и мы надеемся на продолжение совместной работы.

В тот момент в каких госструктурах вы нашли понимание?

Здесь стоит говорить не о понимании как таковом, а о желании выстроить взаимодействие. Лучше всего это получилось с Россельхознадзором. Мы и сегодня работаем с ним продуктивно, проводя совместные проверки по выявлению фальсифицированных продуктов, контрафакта.

А как у вас складываются отношения с Роспотребнадзором?

У нас сложилась такая схема: после проведенной проверки и обнаружения нарушений, мы не направляем результаты исследования в Роспотребнадзор. Это бесполезно! Раньше они по результатам наших обращений, согласовав с прокуратурой, выходили на проверку, но эти выходы не давали никаких результатов. Сейчас мы действуем по-другому: отстаиваем свою позицию в суде, и в Роспотребнадзор отправляем уже готовое судебное решение, по которому Роспотребнадзор, не выходя на место, возбуждает административное дело и выписывает штрафы на конкретных нарушителей.

Алексей, очевидно, ситуация в Самарской области с механизмами наведения порядка на потребительском рынке непростая, раз вам приходится по фактам нарушений обращаться в суд, чтобы меры по ним были приняты. Кто эти люди, которые с вами работают? Сегодня не каждый этим будет заниматься!

Костяк у нас — человек пять, с которыми мы идем с самого начала, привлекаем волонтеров, просто неравнодушных граждан. Занимаемся повышением правовой грамотности населения, рассказываем, на что прежде всего должен обращать внимание потребитель. Сотрудничаем с другими общественными организациями в регионе, которые работают по обращениям граждан.

Насколько широк круг соратников из числа общественных организаций?

Мы создали ассоциацию организаций по защите прав потребителей, в нее вошли 3-4 организации, с которыми мы постоянно контактируем, обмениваемся опытом. Наша организация имеет статус межрегиональной, мы работаем не только в Самарской области — в целом по Приволжскому федеральному округу, выезжаем в Саратов, в Ульяновск. Это совместная работа гораздо эффективнее. Мы обмениваемся опытом, алгоритмами работы с политиками, муниципальными служащими. Проводим совместные действия по общественному контролю с депутатами городской Думы, есть хороший контакт с вице-спикером самарской городской Думы – Сергеем Рязановым.

Обращаем внимание на все: на нарушение пожарной безопасности — заставленные эвакуационные выходы, закрытые пожарные двери. Стараемся решить проблему в зачатке, что делать легче вместе с депутатским корпусом.

Алексей, в 2012 году Тольятти был краем непуганных нарушителей прав потребителей. Как сегодня изменилась ситуация?

Все наши проверки мы проводим циклично, в торговых точках знают, что мы обязательно придем! И сегодня все понимают, что лучше один раз сделать нормально, чем каждый месяц или квартал тебя будут тыкать носом в твои нарушения! Мы видим положительную динамику: делаем срез по количеству обращений граждан, по тому, какую картину мы видим во время наших проверок. Конечно, ситуация меняется в лучшую сторону, но до идеала нам очень-очень далеко. К сожалению, у нас много нерадивых предпринимателей, которые преследуют только цель личного обогащения и не заботятся о здоровье и правах потребителей. Есть разница и в характере нарушений. В 2012 году проблема фальсификата не было такой острой, как сейчас. Начиная с тех продуктов, которые мы видим на полках магазинов, заканчивая теми, которые поступают в детские учреждения и больницы по результатам тендеров! Стоит задача настраивать механизм общественного контроля бюджетных учреждений.

А как Вы видите решение этой проблемы?

Да! Надо проводить экспертизы продукции победителей тендеров, выходить в рейды с Россельхознадзором, с которым мы хорошо совместно работаем: закупаем продукцию и через их подразделение отправляем на экспертизу.

У вас есть опыт работы с лабораториями? Были примеры ангажированности лаборатории?

Был пример ангажированности суда! В 2013 году мы взяли на исследование молочную продукцию одного из производителей Самарской области, отправляли на анализ в аккредитованный центр в Новокуйбышевске. В результате получили анализ с наличием кишечной палочки, вышли в суд, и в суде нам не дали отстоять нашу позицию. Оказалось, что производитель-нарушитель вкладывал большие деньги в регион. И судья нас тогда "очень качественно" завернул с нашим иском, придирки были даже по месту расположения запятых, не пустили на открытое заседание СМИ, которые мы пригласили. Через какое-то время мы вновь уже совместно с Россельхознадзором проверяли продукцию этого производителя, но, к счастью, кишечную палочку там не обнаружили. Тогда ситуация усугублялась тем, что это предприятие поставляло свою продукцию по тендеру в детские учреждения! В 2013 году у нас не получилось наказать недобросовестного производителя, сейчас с этим гораздо проще, поскольку сегодня есть работающий алгоритм, продукцию отбираем вместе с сотрудником Россельхознадзора, и отправляем на анализ.

А что с лабораториями? Вы доверяете той лаборатории, с которой работаете? Может быть она ангажирована производителем, чью продукцию вы отправляете на анализ?

Такие подозрения есть, поэтому мы начали работать с РИПИ! У РИПИ есть возможность проводить исследования в разных лабораториях. Для нас это гораздо удобнее и лучше! Мы работаем с 2-3 лабораториями, которые имеют отношение либо к Роспотребнадзору, либо к Россельхознадзору. Сомнения возникают! Столкновения интересов могут быть. Но доказательств у нас нет. Сотрудничество с РИПИ дает нам возможность проверить добросовестность наших лабораторий.

Алексей, Вы много сил потратили на то, чтобы выстроить рабочие отношения с властями региона. Можно надеяться, что от властей вы сможете получать не только моральную поддержку?

Хочется в это верить! В этом году у нас создан координационный совет по защите прав потребителей при губернаторе. Мы будем активно там работать и развивать это направление. Возможно, появятся какие-то предложения по финансированию в рамках деятельности этой структуры.

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)