Вы здесь

Право на качество: потребительские испытания

Виноградова Ирина Владимировна

Ирина Виноградова
Председатель Высшего совета РИПИ

14 марта 2023 года

В середине марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей.

Журнал Росстандарта "Стандарты и качество" (2023/03) опубликовал интервью с Ириной Виноградовой, председателем Высшего совета Российского института потребительских испытаний (РИПИ), главным редактором журнала "СПРОС", председателем технического комитета по стандартизации "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг" (ТК 111), в котором изложено ее мнение по ряду вопросов, непосредственно связанных с темой праздника.


— Ирина Владимировна, как вы считаете, что важнее — безопасность или качество продукции?

— По-моему, безопасность от качества неотделима. Все это понимают, особенно люди, которые профессионально работают в сфере безопасности и качества. Как в математике — необходимые и достаточные условия. Безопасность — необходимое условие, обеспечивается соблюдением требований технических регламентов, что даже отражается в названиях, которые начинаются со слов "О безопасности...", а далее идет конкретизация по отдельным видам продукции, в стандартах на которые прописано качество.

Приведу пример из своей деятельности. В 1992 г. был создан первый и до сих пор единственный в нашей стране потребительский журнал "СПРОС". В каждом уважающем себя государстве есть такое издание, которое дает людям объективную информацию о качестве и безопасности товаров. Журнал "СПРОС" выдерживал все международные правила для потребительских журналов — в первую очередь отсутствие рекламы — и публиковал результаты сравнительных испытаний различных видов продукции. В среднем в год проводилось около 500 испытаний. Не занимались мы только автомобилями и сложной компьютерной техникой. В этих областях были и есть достойные представители, которые проводят глубокие и дорогостоящие исследования. Иногда потребители задавали вопрос о безопасности. И мы отвечали. К примеру, повышенное количество кадмия в семенах подсолнечника, растущего около автодорог, может превышать допустимые значения. Подсолнечник — растение, которое способно накапливать вредные вещества. Это опасно. Есть микробиологические показатели, напрямую связанные с безопасностью. Если в молочном или мясном продукте обнаружена группа кишечных палочек, это может прямо повлиять на здоровье потребителя. Поэтому сначала продукт проверяется на безопасность, затем — на качество. Допустим, выясняется, что продукт безопасен, но, к примеру, в "сметане" много растительных жиров. Тогда он не проходит экспертизу, и мы пишем: "Продукт не является сметаной". А потребителю отвечаем: "Продукт не опасен, вы не умрете, не заболеете, но это не тот продукт, который называется "сметана". Таким образом, выбор делает покупатель на основе объективной информации о товаре.

Принцип абсолютно всех потребительских изданий — не клеймить производителя, а показывать, что фактически он производит, тем самым предоставляя покупателю возможность сделать осознанный выбор. Таким образом, на первом этапе продукт проверяется на безопасность и, если он безопасен, на качество. В случае опасности товара загорается красный свет, дальше испытания не проводятся.

— На каком этапе вы испытывали продукцию: на этапе производства или реализации?

— Журнал "СПРОС", а затем РИПИ никогда не проводили испытания на этапе производства, не занимались сертификацией производства. Все образцы закупали только в розничной торговле, как это делает обычный покупатель. Только для исследований нам требуется не один образец, а несколько. Поэтому расходы для журнала "СПРОС" были выше, чем те, которые имеют стандартные журналы. В открытой торговле мы покупали все образцы, из своих же средств оплачивали испытания — лаборатории проводили их не бесплатно.

— Для испытаний вы использовали свои лаборатории или обращались к кому-то еще?

— У нас никогда не было своих лабораторий, потому что невозможно было бы тестировать такое большое количество разных продуктов — от еды до сложной оргтехники. Мы всегда работали с аккредитованными нами лабораториями, подчеркиваю, нами — речь идет не о государственной аккредитации. Хотя государственная аккредитация является необходимым условием нашего обращения в лабораторию. За долгие годы, как через сито, просеялись многие лаборатории, с частью из них мы стали работать на постоянной основе. База данных по лабораториям осталась, РИПИ проводит испытания, электронный журнал "СПРОС" их освещает.

— По каким признакам лаборатории попадали в этот список?

— Есть лаборатории, которые не занимаются исследованиями продуктов так глубоко, как нам требовалось. Мы никогда не опубликовывали, в каких лабораториях проводили испытания, все протоколы оставались внутри нашей организации. И только когда поступали претензии от производителей, поднимали протоколы. Но некоторые лаборатории боятся. Наши же испытания сравнительные. По их результатам происходит формирование рейтинга производителей. На первом месте бывали образцы, изготовленные по требованиям даже выше ГОСТ. Как только выпускался журнал, а вначале это были огромные тиражи — 150—200 тыс. экземпляров, он расходился по всем городам, областям и начинались звонки от производителей-"плохишей", которые были не на первых местах: "Откуда вы взяли результаты?" Поэтому мы всегда держали про запас все контрольные образцы на случай обращения недовольных производителей.

Приходилось сталкиваться с некомпетентными лабораториями. Например, в одном отраслевом институте зашли в лабораторию и видим, что там санитарные условия не соблюдаются, эксперты трактуют результаты протоколов по принципу "как дышло: куда повернешь, туда и вышло". Понимаем, что объективно в таких условиях невозможно протестировать на ту же самую микробиологию. Не выдерживаются определенные нормы проведения самих испытаний. Услугами подобных лабораторий не пользовались, институт называть не буду. Вспоминаю громкое дело с йогуртами. Приехали эксперты из Германии и при посещении лаборатории попросили показать эталонные образцы. Я была готова провалиться сквозь землю, услышав ответ специалиста: "У нас нет денег на покупку эталонных образцов". Немецкие коллеги пообещали их прислать и порекомендовали более с этой лабораторией не работать.

Следует отметить, что лаборатории подросли. Элита осталась, эти лаборатории являются законодателями, работают над стандартами, над улучшением требований к лабораторной деятельности. На сайте Росаккредитации есть полный список экспертной базы. И среди них есть образцовые. Мы рекомендуем обращаться именно к ним. Хотя свою базу проверенных лабораторий не публикуем — был негативный опыт. Но для организаций-партнеров, например региональных, мы открыты к сотрудничеству.

Есть региональные общества потребителей, которые не знают, на какие показатели необходимо проверять группу продуктов. Не нужно проверять на все, для каждой группы есть самые важные. Например, мясную продукцию необходимо проверять на гистологию, для молочной группы надо всегда проверять жирно-кислотный состав — основной предмет фальсификации. Но далеко не все это понимают, не везде есть лаборатория, которая может адекватно провести исследования. Базовыми в регионах остаются испытательные лаборатории ЦСМ Росстандарта. Они одни из лучших. У нас был президентский грант, когда мы обучали региональные общества потребителей, как нужно проводить испытания. Практика работы с 20-ю регионами показала, что общественники могут организовать лабораторную экспертизу и провести грамотный отбор проб. Если не было лабораторий соответствующей квалификации, мы с соблюдением всех правил транспортировки переправляли образцы в Москву для испытаний. Консультируем наших партнеров абсолютно бесплатно. Друг другу нужно помогать.

— То есть РИПИ не ограничивается проблемами потребительского рынка Москвы, а работает и в регионах?

— В последние годы РИПИ активно действовал именно в регионах. Страна большая и охватить всех без бюджетного финансирования невозможно. В основном сотрудничаем с активными общественными потребительскими организациями: обучаем их, исследуем качество и безопасность продуктов питания, которые продаются именно в этих регионах. Мы даже разработали серию ГОСТов, в том числе ГОСТ Р 58185—2018 "Закупка образцов для проведения потребительских испытаний продукции. Руководство по добросовестной практике". Имеем опыт интенсивной переписки с Роспотребнадзором и Россельхознадзором, посредством которой информировали о плачевном состоянии дел в сфере качества и безопасности продуктов питания. В 2019 г. наш проект "Межрегиональная система мониторинга безопасности и качества продуктов питания некоммерческими организациями как институт гражданского общества в области защиты прав потребителей" вошел в 100 лучших социально ориентированных проектов и занял первое место в конкурсе Общественной палаты РФ в номинации "Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления".

— Сейчас основные группы товаров проходят через систему "Меркурий", которая отслеживает продукты от производителя до прилавка. Есть "Честный знак". По идее проблемы с фальсификацией товаров должны были сократиться. Так ли это?

— Для тех, кто не знает, что такое система "Меркурий" Россельхознадзора, коротко расскажу. Любой продукт, например из молочной группы, а таких групп уже достаточно много, имеет особую маркировку. Как только он попадает в торговую сеть, продавец не может выставить в продажу этот товар (группу товаров), пока не проведет через систему "Меркурий". Система установлена в магазине. Продавец пробивает, что товар вошел в его торговую сеть. Когда он реализуется, проходит кассу, продавец делает отметку, что товар продан.

Система "Меркурий", по утверждению ее создателей, позволяет отслеживать продукт животного происхождения от момента его производства до реализации конечному потребителю; ограничивает недобросовестного производителя, реализацию подпольной продукции. Например, при покупке молока в системе отмечается, что потребитель приобрел именно то молоко, которое документально оформлено как поступившее в магазин. Система была создана для отслеживания и якобы для контроля не только безопасности, но и фальсификации продукции.

журнал Росстандарта 'Стандарты и качество'

Журнал "Стандарты и качество"
основан в 1927 г. Это самое авторитетное профессиональное периодическое издание по вопросам разработки и внедрения передовых технологий и инструментов стандартизации и управления качеством, лидер среди b2b-изданий аналогичной тематики в России и странах ЕАЭС.

Создатели системы "Честный знак" тоже утверждали, что это база, по которой покупатель может отсканировать код и увидеть, что товар отмечен "Честным знаком". Но мы продолжаем сталкиваться с подделками. Наши партнеры из Воронежа, сильная потребительская организация, регулярно присылают нам результаты проверок. Как было, так и осталось. Но, может, в молочных продуктах доля фальсификации стала не 50, а 48%. Возникает вопрос: не хотят ли государственные органы разобраться, каким образом, имея "Честный знак" и проходя через систему "Меркурий", в продажу поступает фальсификат?

Обе эти системы не подразумевают испытаний. Задача проверить реально продукты не стоит. Более того, если какой-то продукт имеет "Честный знак", проходил через систему "Меркурий" и оказался фальсификатом, а покупатель об этом узнал, например, из результатов тестирования, то системы не предпринимают ответных мер. Они не предполагают обратной связи с потребителем. Ему предлагается длинный путь: жалуйтесь в Роспотребнадзор.


       Полная версия интервью опубликована здесь.

Из нее вы узнате:

— Куда обращаться потребителю за защитой своих прав;

— Кто защитит права школьников;

— Про новые стандарты;

— Как Госты обеспечивают качество продукции;

— О лучших практиках защиты прав потребителей в России.

Беседу вела
заместитель главного редактора
журнала "Стандарты и качество"
Алена Макиева