Вы здесь

Почему так важно внедрить практику независимых лабораторных испытаний продуктов питания в школах и детских садах

Фонд президентских грантов

28 июня 2021 года

В ходе реализации проекта "Помощь родителям в организации общественного контроля безопасности и качества продуктов питания в школах и детских садах в регионах РФ. Горячая линия для родителей", поддержанного Фондом президентских грантов, специалисты РИПИ изучили существующие практики организации питания в образовательных учреждениях при поставках продукции по контракту с комбинатами питания. Именно такая схема организации школьного питания в больших городах является преимущественной. Комбинаты питания в настоящее время бывают муниципальные и частные. Ниже приведены выявленные проблемы и сформулированы предложения, позволяющие внедрить практику организации независимых лабораторных испытаний продуктов питания, поступающих на комбинаты питания с тем, чтобы улучшить качество и безопасность питания в школах и детских садах.

Качественное и безопасное исходное сырье по умолчанию? Ну-ну...

Система контроля качества и безопасности продуктов питания детей в общеобразовательных организациях в настоящее время полагается на то, что поставляемые исходные продукты или сырье – безопасные и качественные. Независимый лабораторный контроль продуктов питания, поставляемых на комбинаты питания, практически не производится. Наличие сертификатов, предоставляемых поставщиком продуктов, не подтверждает качество этих продуктов, так как сертификаты выдаются часто формально, без проведения необходимого объема испытаний, без проверки наиболее существенных показателей качества и безопасности.

Практически системно не проверяются наиболее значимые показатели в продуктах питания. Например, фальсификация молочной и мясной продукции; пестициды и нитраты в овощах, микотоксины в крупах и т. д.

Следствием этого является обилие фальсифицированной и даже опасной продукции в школьных столовых.

Почему операторы питания не проводят лабораторные исследования поступающей от поставщиков продукции?

Операторы питания самостоятельно не проводят проверку закупаемых продуктов, так как проведение лабораторных испытаний не является обязательным, а проводить их добровольно за свой счет у операторов питания нет стимула. Как правило, по условиям договоров с поставщиками экспертиза поставляемых продуктов должна оплачиваться исполнителем – поставщиком продуктов. Соответственно, в случае, когда оператор питания инициирует проверку, он должен заранее согласовать необходимость такой экспертизы с поставщиком продуктов. Такие условия не исключают возможности, что для экспертизы поставщик предоставит образцы продукции, которые не будут соответствовать реальному качеству поставляемых продуктов.

Процесс организации экспертизы оператором питания, помимо финансовых трудностей, имеет организационно-юридические препятствия, а именно, оператор питания должен обосновать необходимость проведения лабораторных испытаний поставщику, так как поставщик является плательщиком. При этом основания для проведения экспертизы четко не регламентированы и, соответственно, могут быть оспорены.

Существует и сложность с отбором образцов, так как для признания результатов испытаний легитимными образцы должны быть отобраны специалистами испытательной лаборатории, аккредитованной на отбор проб на предприятиях общественного питания. В ряде регионов такая аккредитация наличествует только у испытательных лабораторий Роспотребнадзора. Обращаться же в испытательные лаборатории Роспотребнадзора затруднительно по нескольким причинам

  • это и нежелание привлекать внимание контролирующих органов;
  • и излишняя бюрократизированность процедур;
  • и недостаточная оснащенность лабораторий;
  • и высокая стоимость ряда необходимых показателей.

"Верхи не могут, а низы не хотят"

Таким образом, создана ситуация, в которой поставщик продуктов не заинтересован в проведении экспертизы, а оператор питания имеет серьезные препятствия при инициировании лабораторных испытаний.

Жалобы от родителей не доходят до операторов питания

В качестве основания проведения экспертизы продуктов питания, поступивших к оператору питания, могут быть рассмотрены жалобы на качество продуктов питания конечных потребителей питания – детей и их законных представителей – родителей. Однако в настоящее время у значительной части операторов питания нет обратной связи со школами и родительской общественностью. Школа в лице директора и администрации также не является связующим звеном с оператором питания, так как родители предпочитают не жаловаться на качество блюд администрации школы.

Таким образом, оснований для проведения экспертизы продуктов не возникает, и фальсификат продолжает поставляться операторам питания и в школы.

Где директору школы взять деньги на проведение экспертизы?

Ответственность за качество и безопасность питания возложена на директора образовательного учреждения (Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ). В типовом контракте между школой и операторам питания, как правило указано, что Заказчик (образовательное учреждение) должен осуществить экспертизу поставляемой продукции с привлечением внешних экспертов и экспертных организаций в течении 3-х дней. При этом не указан источник финансирования проведения работ по экспертизе продукции.

Что предлагает в сложившейся ситуации РИПИ

Для налаживания механизма лабораторного контроля продуктов питания, поступающих оператору питания, на систематической основе необходимо включение в этот процесс общественных и некоммерческих организаций, наделенных определенными полномочиями, что позволит им взять на себя ряд организующих, экспертных и контролирующих функций. Второе необходимое действие – включение в договорные отношения оператора питания и поставщика ряда пунктов об организации обязательной экспертизы.

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)