Вы здесь
Нектары из “красных” ягод
Данное исследование нектаров из "красных" ягод проводилось в рамках "Соглашения 12 марта 2002 года", направленное на повышение качества соковой продукции. Поэтому ниже мы приводим полный текст статьи, опубликованной в журнале СПРОС 2005/01.
Ягода-малина нас с тобой манила...
Тестирование нектаров из “красных” ягод – очередной этап исследования сокового рынка. Как обычно, не обошлось без нарушителей, хотя в силу особенностей продукции ни один из образцов в этот раз не претендовал на “звание” 100-процентного сока.
|
Сегодня мы подводим итоги очередного исследования соковой продукции. В этот раз эксперты изучали качество нектаров и сокосодержащих напитков из “красных” ягод – вишни, черешни, малины, красной и черной смородины, клубники (земляники) и черноплодной рябины.
Наши постоянные читатели знают, что уже более двух лет мы проводим исследования соков и нектаров в рамках Соглашения, подписанного в марте 2002 года. Кроме нас – Информационно-издательского фонда “СПРОС” – в Соглашение вошли ведущие производители соков и нектаров – компании “Вимм-Билль-Данн”, “Мултон”, “Лебедянский”, “Нидан”, Российский союз производителей соков, а также Независимое объединение аналитических лабораторий в лице Прикладной научно-исследовательской лаборатории биотехнологии пищевых продуктов Московского государственного университета пищевых производств, Испытательного центра “Академсертификат” и Испытательного центра Сергиево-Посадского филиала ФГУ “Менделеевский ЦСМ”.
СПАП – свод практических и административных правил саморегулирования рынка соков, нектаров и сокосодержащих напитков в области качества продукции.
|
Объединила нас одна общая цель – создание механизма, способного повысить качество соковой продукции, вытеснение с рынка фальсифицированных и низкокачественных товаров.
Работа по каждому виду сока или нектара начинается с изучения наименований и торговых марок, представленных на рынке. По результатам мониторинга Высший совет Соглашения решает, какие именно продукты войдут в исследование. После этого соки и нектары закупаются в розничной торговой сети по методу анонимных потребительских закупок и передаются в лаборатории. Параллельно с лабораторными исследованиями проходит юридическая экспертиза этикеток. Итоги всей работы подводят Экспертный и Высший советы, которые на основе специально разработанного СПАП принимают решение о мерах воздействия на предприятия-нарушители. Это либо письма в их адрес, где указывается, по каким показателям выявлены отклонения с предложением консультативной помощи, либо уведомления в органы государственного контроля и надзора. Иногда и то, и другое, в зависимости от того, какое по счету нарушение данного предприятия нами выявлено. Этот порядок прописан в Своде правил, которым руководствуются в своей работе участники Соглашения.
|
Согласно научной терминологии, “красными“ называют ягоды, имеющие разную природную окраску.
|
В общем и целом
Исследование “красных” нектаров в рамках Соглашения – четвертое по счету после апельсиновых, томатных и грейпфрутовых соков.
Для тестирования мы отобрали 28 продуктов – 27 с заявленным наименованием “нектар” и 1 с заявленным наименованием “сокосодержащий напиток”. Они были изготовлены из сока вишни, черешни, клубники, малины, красной и черной смородины, земляники и черноплодной рябины.
Входили в группу исследуемых и смешанные нектары из двух видов ягод, но только те, в которых сок “красных” ягод преобладал, то есть в названии стоял на первом месте, например землянично-яблочный.
Для полной идентификации (то есть подтверждения соответствия заявленному наименованию) “красные” нектары проверяли по 38 физико-химическим показателям. Такое подробное исследование позволило оценить качество и подлинность не только готовых нектаров, но и исходного сырья – концентрированных соков и воды, применяемой для изготовления нектара или напитка.
После аналитической обработки полученных данных эксперты признали соответствующими наименованию 16 нектаров и 1 сокосодержащий напиток. У одиннадцати образцов было выявлено несоответствие физико-химических показателей заявленному наименованию ”нектар” и несоответствие требованиям к маркировке.
Метод анонимных потребительских закупок заключается в том, что товары для испытаний закупаются в розничной торговой сети. При этом ни производителя, ни продавца не ставят в известность о том, для каких целей приобретается товар.
|
История повторяется
Впервые мы изучали продукцию торговой марки “Вико” и сразу же обнаружили нарушение: вишневый нектар “Вико” не может называться нектаром.
Второй раз в штрафниках оказывается торговая марка “Чемпион Premium”. На сей раз не соответствует заявленному наименованию вишневый нектар.
Красносмородиновый и черноплодно-рябиновый нектары марки “Удачный” также в действительности не могут называться таковыми. Армянские соки марки “Noyan” не новички в “черном” списке нарушителей. На этот раз его пополнил нектар “вишня”.
Пожалуй, уже традиционное место в этом списке занимают марки “Сокос”, “Сокос Реал 100%”, “Jaffa Grand” – вишневые нектары, “Jaffa Plus” – клубничный нектар, “Курортная серия. Венеция” – вишневый нектар, “Долька” – нектар из малины и яблок.
Как и раньше, всем производителям этих продуктов были разосланы письма-уведомления с рекомендациями исправить положение в определенные сроки. Как и раньше, предлагалась консультативная помощь. Ответы мы получили только от четырех из одиннадцати производителей – компаний “Нидан”, “Амтел Софт Дринкс”, “Троя-Ультра” и Одесского консервного завода детского питания.
Руководство “Нидана” сообщило, что рецептура вишневого нектара “Чемпион Premium” уже изменена. Приведена в соответствие с ней и информация на упаковке.
“Троя-Ультра” тоже признала справедливость замечаний, предъявленных к нектару из малины и яблок “Долька”. Суть ответного письма – недостатки устранены, этикетка откорректирована. ООО “Амтел Софт Дринкс” не только признало свой “прокол” с вишневым нектаром “Курортная серия. Венеция”, но и перечислило несколько причин, по которым на предприятии не могут выпускать качественную продукцию. По большому счету все они сводятся к одному – отсутствию денег. “А раз нет денег для производства качественной продукции, будем выпускать ту, на какую денег хватит”, – видимо, так рассуждают производители. Железная логика, только потребителей она вряд ли устроит.
Одесский консервный завод детского питания в защиту своего вишневого нектара “Jaffa Grand” и клубничного нектара “Jaffa Plus” прислал отписку, содержание которой вообще дает повод усомниться в компетентности технологов этого предприятия.
Данные о продукции, несоответствие которой заявленному наименованию было подтверждено неоднократно, но меры предприятием не принимались, направлены нами в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт России) и в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Выводы теста
Соответствует - это значит, что проверенный продукт действительно является соком или нектаром, как это заявляет производитель.
|
Соответствуют своему наименованию 17 из 28 проверенных продуктов:
- нектар клубничный с мякотью “Я”, ОАО ЭКЗ “Лебедянский”, Россия;
- нектар землянично-яблочный “Фруктовый сад”, ОАО ЭКЗ “Лебедянский”, Россия;
- нектар черносмородиново-яблочный “Фруктовый сад”, ОАО ЭКЗ “Лебедянский”, Россия;
- нектар черешневый “Rio Grande”, компания “Вимм-Билль-Данн”, ООО “Фруктовые реки”, Россия;
- нектар вишневый “J7”, компания “Вимм-Билль-Данн”, ООО “Фруктовые реки”, Россия;
- нектар вишневый “Rich”, ЗАО “Мултон”, Россия;
- нектар клубничный “Santal Parmalat”, ОАО “Белгородский молочный комбинат”, Россия;
- нектар черешневый “Santal Parmalat”, ОАО “Белгородский молочный комбинат”, Россия;
- напиток сокосодержащий из вишни “Santal Parmalat”, ОАО “Белгородский молочный комбинат”, Россия;
- нектар из малины “Vigeo”, ЗАО”Стимул”, Россия;
- нектар из красной смородины “Vigeo”, ЗАО “Стимул”, Россия;
- вишневый нектар “Minute Maid”, ООО “Кока-кола Ботлерз Орел”, Россия;
- нектар вишневый “Swell”, ООО “Производственная компания “Мастер-Алко”, Россия;
- нектар вишневый “KJ Королевский”, агрофирма “Казбек”, Россия, РСО-Алания;
- нектар из черной смородины “Happy Day. Rauch”, “Rauch Fruchtsafte GmbH & Co”, Австрия;
- нектар вишневый “Gold Kirsche. Albi”, Albi GmbH & Co., Германия;
- нектар черносмородиновый “Gold Kirsche. Albi”, Albi GmbH & Co., Германия.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Не соответствуют заявленному наименованию:
- нектар вишневый без мякоти “Чемпион Premium”, ООО “Нидан-Гросс”, Россия;
- вишневый нектар “Вико”, ООО “Интерагросистемы”, Россия;
- красносмородиновый неосветленный нектар “Удачный”, ЗАО “Совхоз им. Ленина”, Россия;
- черноплодно-рябиновый неосветленный нектар “Удачный”, ЗАО “Совхоз им. Ленина”, Россия;
- нектар “Вишня” “Noyan”, ЗАО “Евротерм”, Армения;
- “Сокос” вишневый нектар, ОАО “Останкинский молочный комбинат”, Россия;
- “Сокос Реал 100%” вишневый нектар, “Останкинский молочный комбинат”, Россия;
- “Jaffa Grand” вишневый нектар, СП “Витмарк-Украина” ООО, ОАО “Одесский консервный завод детского питания”, Украина;
- “Jaffa Plus” клубничный нектар, ОАО “Одесский консервный завод детского питания”, Украина;
- “Курортная серия. Венеция” вишневый нектар, ООО “Амтел Софт Дринкс”, Россия;
- “Долька” нектар из малины и яблок, ООО “Троя–Ультра”, Россия.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Отрадно сознавать, что заложенные Соглашением задачи приводят к положительным переменам. На момент подведения итогов исследования вишневый нектар “Чемпион Premium” (ООО “Нидан-Гросс”, Россия) и нектар из малины и яблок “Долька” (ООО “Троя-Ультра”) не соответствовали заявленному наименованию. Однако после работы, проведенной по результатам исследования, производители изменили состав своей продукции в соответствии с требованиями нормативов и внесли коррективы в маркировку товара.
Комментарии
Исследование соков прямого отжима
Вы можете ознакомиться с результатами исследования соков прямого отжима, проведенного РИПИ совместно с Московским государственным университетом пищевых производств.
Проверено 12 соков прямого отжима: «Фруто-Няня», «Живые соки», «Сады Придонья», «Tropicana», «Я», «Noyan», «Grante», «Le Grand», «Cuisine Rozale», «Bioitalia», «FRUIT LIFE Healthy», «Biotta Karotte».
Четверть всей исследованной продукции не является соками прямого отжима!