Вы здесь

Автомобильные GPS-навигаторы

фото

Ниже мы приводим полный текст статьи, опубликованной в журнале СПРОС 2010/9.


Каждый водитель знает, как непросто бывает порой сориентироваться в незнакомом районе города и уж тем более за его пределами. В таких случаях незаменим хороший штурман: он подскажет, где именно нужно повернуть и как быстрее добраться до цели. Именно эту роль выполняют автомобильные GPS-навигаторы, которые “СПРОС” решил проверить в деле.

Путеводная звезда

GPS-навигатор определяет свои координаты на основании информации, принимаемой с навигационных спутников. Привязав полученные данные к точке на карте, можно сориентироваться на местности, проложить маршрут, оценить расстояние до того или иного объекта и т. п. Мы протестировали пять недорогих моделей автомобильных навигаторов, достаточно широко представленных в продаже (см. табл. 1).

Таблица 1 "Технические характеристики GPS-навигаторов"

Торговая марка Garmin JJ-Connect Prestigio Mio TomTom
Модель Nuvi 205 AutoNavigator
2100 WIDE
GeoVision 4200 C520 ONE
Цена, руб. 4990 3790 2990 4590 2699
Программное обеспечение Garmin Навител Навител Навител TomTom
Чипсет SiRF Star III SiRF Atlas IV SiRF Atlas IV SiRF Star III SiRF Star III
Число каналов приемника 12 64 64 20 20
Объем встроенной памяти, Мб 1024 2048 2048 1024 1024
Вес, г 147 190 164 190 148
Размеры (ВхГхШ), мм 71х20х97 80х14х120 75х13х119 81х15х126 78х25х92
Диагональ экрана, дюймы 3,5 4,3 4,3 4,3 3,5
Разрешение экрана, пиксели 240x320 272x480 272x480 272x480 240x320
Сенсорный экран + + + + +
Время автономной работы (заявленное), ч 4 н/д 2 ч 30 мин 4 2
Время автономной работы (измеренное), ч 4 ч 25 мин 2 ч 15 мин 2 ч 45 мин 3 ч 35 мин 3 ч 05 мин
Функции и разъемы
Расчет маршрута + + + + +
Голосовые сообщения + + + + +
Загрузка информации о пробках +*) - - - -
MP3-плеер - + + + -
Просмотр графических файлов + + + + -
Просмотр видеофайлов - + + + -
Режим Hands Free - - - + -
Разъем для внешней антенны - - - + -
Разъем для наушников - + + + -
Слот SD - + - + -
Слот MicroSD + - + - -
Bluetooth - - - + -
AV-вход - + - - -

Примечание: * - Для загрузки информации о пробках придется покупать дополнительную антенну стоимостью около 3 тысяч рублей.

GPS-навигатор – всего лишь советчик при выборе маршрута. Иногда и он может ошибаться, так что не стоит слепо доверять командам прибора.
К СВЕДЕНИЮ

Трое из участников теста (Garmin, TomTom и Mio) собраны на известном уже несколько лет процессоре SiRF Star III, а двое (JJ-Connect и Prestigio) – на более современном SiRF Atlas IV. Навигатор с этим процессором действует быстрее при прорисовке карт и обработке данных, воспроизведении музыки и видео, а также имеет встроенный алгоритм для быстрого поиска спутников.

Хорошо сидим!

В отличие от пешеходных навигаторов автомобильные работают в более комфортных условиях, в уютном салоне машины. Поэтому эксперты не предъявляли к участникам теста жестких требований с точки зрения пыле- и водонепроницаемости, ударопрочности корпуса и т. п. А вот надежность крепления к лобовому стеклу в данном случае очень важна. Если на большой скорости навигатор внезапно упадет, водитель может от неожиданности непроизвольно крутануть руль. Надо ли говорить, чем это чревато. Именно таким “внезапным” оказался образец TomTom, который от незначительного толчка вдруг выпал из гнезда крепления. Это было признано грубым недостатком. Остальные приборы, к счастью, прочно сидели на своих местах.

В автономном режиме

ЗАПРЕТ НА ПЕРЕДВИЖЕНИЕ

Разумеется, желательно прокладывать маршрут до начала поездки. Но иногда планы приходится резко менять и вводить новый адрес. Если водитель едет один, в этом случае ему придется остановиться и задать новые параметры. Об этом, кстати, на навигаторах выводится предупреждение.

Но разработчики модели TomTom ONE, не полагаясь на сознательность водителей, вообще запретили менять параметры маршрута во время движения.

В машине навигатор всегда можно подзарядить через бортовую сеть. Поэтому продолжительность автономной работы для автомобильного навигатора не так важна, как для туристического. Тем не менее емкость встроенного аккумулятора все-таки имеет значение. Например, если при аварийной ситуации придется заглушить двигатель, покинуть автомобиль, но при этом нужно найти дорогу к ближайшему населенному пункту. Поэтому эксперты сравнили, сколько протянут участники теста на собственном полностью заряженном аккумуляторе.

Кроме всего прочего навигаторы выдают информацию о так называемых точках интереса (английская аббревиатура POI). Имеются в виду объекты, которые могут быть полезны путешественникам – больницы, магазины, кинотеатры, гостиницы, бары, рестораны, музеи, авторемонтные мастерские и пр.

Победителем в этом виде испытаний стал навигатор Garmin, отработавший без “дозаправки” почти 4,5 часа. Это практически на час больше, чем у образца Mio, занявшего второе место. Ну а последнее место досталось JJ-Connect: он проработал “на одном дыхании” всего 2 часа 15 минут.

Холодный и горячий

Существует два вида запуска навигатора – так называемый “холодный” и “горячий”. “Холодным” называется включение после длительного перерыва в работе. Навигатор в этом случае заново сканирует небосвод, определяя все созвездие спутников над собой. При “горячем” запуске (после незначительного отдыха) навигатор ищет спутники в предполагаемом месте, и на это должно уходить гораздо меньше времени. Самым продолжительным время “холодного” запуска оказалось у образца Prestigio (1,5 минуты). Быстрее всех определили местоположение Garmin и JJ-Connect: на это у них ушло 25 и 26 секунд соответственно. “Горячий” старт не вызвал затруднений ни у одной модели, и это радует. Ведь если по пути автомобиль попадет в тоннель, то на выходе из него навигатор должен как можно быстрее сориентироваться на дороге.

С первого взгляда

Хорошо, когда небосвод не загорожен зданиями или другими помехами. А если они все-таки есть? Мы проверили работу навигаторов в таких сложных условиях. Самым чувствительным оказался JJ-Connect: он умудрялся правильно вычислять координаты там, где остальные модели пасовали.

Поскольку основное внимание водителя сосредоточено на дороге, он должен оценить обстановку буквально с одного взгляда, посмотрев на экран навигатора. Очень удобно, если в окне навигации есть полная информация о маршруте: сколько километров осталось до конечной точки путешествия, сколько времени потребуется, чтобы до нее добраться, когда будет ближайший поворот, куда именно нужно поворачивать и т. д. Наиболее полная информация в окне навигации оказалась у образцов JJ-Connect, Prestigio и Mio, которые используют одну и ту же навигационную систему Навител.

Навигатор должен иметь также широкий диапазон яркости, чтобы ее можно было регулировать в зависимости от освещенности. Но самое оптимальное решение – система автоподстройки яркости дисплея. Правда, она есть только у одного участника теста – Prestigio.

Несколько советов

Лучше покупать навигатор с большим размером дисплея, поскольку маленький экран сильно заужает перспективу. Имеет смысл обратить внимание на объем встроенной памяти и максимальный объем внешней карты памяти прибора. Это важно, если вы планируете устанавливать на навигатор дополнительное программное обеспечение или активно использовать аппарат, скажем, в качестве аудио/видеоплеера (если эта функция предусмотрена).

Многие GPS-навигаторы способны воспроизводить аудио-, видео- и текстовые файлы. У JJ-Connect есть видеовход, через который можно подключить камеру заднего обзора. У Mio предусмотрена функция автомобильного hands free (громкая связь). Для этого в автомобильном креплении навигатора имеется динамик и микрофон, а подключение к мобильному телефону производится через Bluetooth.

Кроме всего прочего навигаторы выдают информацию о так называемых точках интереса (английская аббревиатура POI). Имеются в виду объекты, которые могут быть полезны путешественникам – больницы, магазины, кинотеатры, гостиницы, бары, рестораны, музеи, авторемонтные мастерские и пр.

Таблица 2 "Результаты испытаний GPS-навигаторов"

Торговая марка Garmin JJ-Connect Prestigio Mio TomTom
Модель Nuvi 205 AutoNavigator
2100 WIDE
GeoVision 4200 C520 ONE
Навигационное программное обеспечение 40% 4,1 4,2 4,2 4,2 3*)
прокладка маршрута 40% 4,1 3,5 3,5 3,5 4
покрытие карты 20% 4,5 5 5 5 2
информативность карты 20% 4 5 5 5 3
функция выбора цели по адресу 10% 4,5 3 3 3 5
информация о статусе в окне навигации 10% 3 5 5 5 4
Крепление в автомобиле 15% 4,3 3 4 4,5 2,5
Дисплей 15% 4 4 4,3 3 4
GPS-приемник 10% 4 5 3,7 2,5 4
Автономная работа от батареи 10% 5 3 3,5 4,5 4
Дополнительные функции 5% 3 4 4 5 2
Инструкция 5% 3 4,5 3,5 3,5 3
Итоговая оценка 100% 4,1 4 4 3,9 3,2

Примечание: *) Оценка за навигационное программное обеспечение снижена на 0,5 балла из-за отсутствия возможности прокрутки карты.

Шкала оценок в баллах:
  • отлично - от 4,5 до 5
  • хорошо - от 3,5 до 4,5 (включительно)
  • удовлетворительно - от 2,5 до 3,5 (включительно)
  • с недостатками - от 1,5 до 2,5 (включительно)
  • не рекомендуем - от 0 до 1,5 (включительно)

Выводы теста:

  • Garmin Nuvi 205 – навигатор начального уровня с собственной системой навигации. Маленький дисплей (3,5 дюйма), скромная комплектация и небольшой набор функций при самой высокой цене компенсируются самым высоким качеством навигации. Эта модель показала лучший баланс качества картографической основы и эффективности прокладки маршрутов.

  • JJ-Connect AutoNavigator 2100 WIDE – навигатор с системой навигации Навител. Широкий дисплей (4,3 дюйма). Чувствительный приемник. Батарея слабовата. Неплохая функциональность и комплектация при умеренной цене.

  • Prestigio GeoVision 4200 – навигатор с системой навигации Навител. Широкий наглядный дисплей (4,3 дюйма). Лучшее соотношение цена – функциональность среди участников теста.

  • Mio C520 – навигатор с системой навигации Навител. Широкий дисплей (4,3 дюйма). Не очень чувствительный приемник и не слишком наглядный экран. Зато самая богатая комплектация и набор функций.

  • TomTom ONE – навигатор начального уровня с собственной системой навигации. Маленький дисплей (3,5 дюйма). Дополнительных функций нет, комплектация очень скромная, правда, и цена невысокая.

ПУТЕШЕСТВУЯ ПО КАРТЕ

GPS-навигатор – сложный аппаратно-программный комплекс. Одно дело просто определить координаты и совсем другое – корректно проложить маршрут, чтобы добраться до цели в кратчайшие сроки. Задача эта непростая, поэтому производители навигаторов вкладывают серьезные средства в разработку своих программных продуктов. У образцов Garmin и TomTom собственные навигационные системы, остальные участники теста используют навигационную программу Навител. Чтобы оценить их достоинства и недостатки, экспертам пришлось поездить по Москве, Подмосковью и другим областям Центральной России. К каким же выводам они пришли?

Если для вас важнее всего качество картографической базы (подробность и качество карты), лучше остановиться на системе Навител. Если главное – корректность прокладки маршрута, а “смотреть по сторонам” вы не планируете, выбирайте Garmin. А вот TomTom ONE мы бы не рекомендовали использовать в пригороде из-за слабости картографической базы (отсутствие некоторых дорог, проездов и улиц в небольших населенных пунктах).

Характеристики систем навигации

Навител (JJ-Connect, Prestigio, Мio)

Прокладка маршрута. Маршруты прокладывает несколько прямолинейно и местами ошибается.

Покрытие и информативность карты. Подробные карты Москвы и Подмосковья с высокой степенью детализации: крупно и наглядно прорисованы поля, озера, пруды, обозначены тропинки и проселочные дороги. Все корректно масштабировано. В городах нанесены достоверные контуры домов, отражающие реальную ситуацию. Указаны номера домов. Поддерживаются принятые в России номера корпусов и строений. Есть возможность поворачивать изображение на произвольный угол. Навигатор отображает так называемые “точки интереса” – гостиницы, бары, рестораны, музеи, места досуга, авторемонтные мастерские и пр. Они также подписаны текстом.

Информация в окне навигации. Информация об уровне сигнала и уровне заряда батареи, индикатор включения звука, общее расстояние до цели, расстояние до ближайшего поворота, время до цели, текущее время.

Garmin

Прокладка маршрута. Эта система везде корректно прокладывала маршруты, не удивляя водителей внезапными “пируэтами” на карте.

Покрытие и информативность карты. Не особо детализирует обочину. На карте отображаются контуры и номера домов, а вот номера корпусов и строений нет. Нельзя произвольно повернуть изображение. Есть только три варианта представления карты: вид сверху – направление на север, вид сверху по ходу движения и объемный 3D. “Точки интереса” не отображаются во время движения по маршруту. Их можно увидеть только перед выездом, при прокладке маршрута в режиме обзора карты.

Информация в окне навигации. Только информация о расстоянии до ближайшего поворота.

TomTom (серия ONE/XL)

Прокладка маршрута. По Москве и крупным магистралям прокладывает оптимальные маршруты. А вот в Подмосковье из-за недостатка детализации пользоваться этой системой было неудобно.

Покрытие и информативность карты. Очень слабая картографическая основа, плохая детализация карт и их прорисовка. Домов вообще нет. Карты слишком схематичные. Масштабирование по умолчанию неудобно, потому что обрезает перспективу: непонятно куда и откуда едешь, нарисован просто кусок дороги в пустыне (особенно на междугородных трассах). Выбор режима масштабирования по умолчанию в меню не обнаружен. Некоторые областные центры в российской глубинке не были обозначены вообще – только поле. Огорчает отсутствие возможности просмотра карты в режиме движения. У остальных участников теста во время движения можно посмотреть, что находится за пределами отображаемого поля. Нельзя произвольно поворачивать изображение. Есть только три варианта представления карты: вид сверху – направление на север, вид сверху по ходу движения и объемный 3D.

Информация в окне навигации. Удобная шкала уровня сигнала, расстояние до цели и до ближайшего поворота, текущее время и время прибытия.


Достоинства и недостатки аппаратной части GPS-навигаторов


GPS-навигатор Garmin Nuvi 205

Garmin Nuvi 205

Достоинства: Надежная и удобная система крепления к лобовому стеклу автомобиля. Достаточно чувствительный приемник. При “холодном” старте координаты определяются через 25 с, при “горячем” – через 20 с. Самая емкая батарея: время автономной работы составило 4 ч 25 мин. Достаточно большой диапазон яркости дисплея. Отзывчивый сенсорный экран. Качественный звук.

Недостатки: Практически нет дополнительных функций (только просмотр фотографий и изображений в формате jpeg). Самая высокая цена среди участников теста.


GPS-навигатор JJ-Connect AutoNavigator 2100 WIDE

JJ-Connect AutoNavigator 2100 WIDE

Достоинства: Очень высокая чувствительность GPS-приемника: при “холодном” старте координаты определяются через 26 с, при “горячем” – еще в процессе загрузки программы Навител. Лучше других моделей теста определяет координаты в местах со слабым сигналом. Достаточно большой диапазон яркости дисплея. Возможность подключения камеры заднего обзора. Возможность воспроизведения аудио- и видеофайлов.

Недостатки: Установка навигатора в держатель немного затруднена: из-за неудачной защелки вынимать и вставлять его в крепление было неудобно. Слабая батарея: время автономной работы составило 2 ч 15 мин. Неотзывчивый сенсорный дисплей: нажимать на него приходится с усилием. Немного неприятный тембр звуковых подсказок.


GPS-навигатор Prestigio GeoVision 4200

Prestigio GeoVision 4200

Достоинства: Очень наглядный дисплей. Светочувствительный датчик внешнего освещения, который фиксирует текущее освещение и автоматически подстраивает под него яркость дисплея. Возможность воспроизведения аудио- и видеофайлов.

Недостатки: Пару раз навигатор зависал. Не слишком продолжительное время автономной работы аккумулятора (2 ч 45 мин). Не очень подробная инструкция.


GPS-навигатор Mio C520

Mio C520

Достоинства: Надежное крепление на лобовом стекле автомобиля. Достаточно емкая батарея: время автономной работы составило 3 ч 35 мин. Самая богатая комплектация. В отличие от остальных участников теста в комплект входят сетевое зарядное устройство и чехол. Возможность использования в качестве автомобильного hands free, системы громкой связи. Возможность воспроизведения аудио- и видеофайлов.

Недостатки: Слабая чувствительность GPS-приемника: при “холодном” старте координаты определяются через 50 с. Возникали проблемы с определением координат в местах с плотной застройкой. Не очень наглядный дисплей: на солнце информация на нем видна плохо. Небольшие углы обзора.


GPS-навигатор TomTom ONE

TomTom ONE

Достоинства: Высокая чувствительность GPS-приемника: при “холодном” старте координаты определяются через 30 с, при “горячем” – менее 5 с. Достаточно большой диапазон яркости дисплея. Качественный звук. Чувствительный сенсорный экран.

Недостатки: Крайне неудачная система крепления к лобовому стеклу: шарнир регулировки угла зафиксирован очень жестко: чтобы его повернуть, требуются чрезмерные усилия. Пружинная система крепления ненадежная – от незначительного толчка навигатор выпал из гнезда крепления. Нет возможности прокрутить карту в окне навигации (только в окне обзора карты). Отсутствуют дополнительные функции.