Вы здесь

Прощай, сертификат!

12 марта 2010 года

фото Как мы и обещали ранее, публикуем полный вариант статьи об отмене обязательной сертификации на основные потребительские товары, которая вышла в мартовском номере журнала "СПРОС".
Преимущества добровольной сертификации
СДС "РИПИ"

Прощай, сертификат!

15 февраля вступило в силу постановление Правительства РФ № 982 о переводе продуктов питания и ряда товаров народного потребления с обязательной сертификации на систему декларирования. Само постановление не стало неожиданностью: переход на декларирование был запланирован еще Законом о техническом регулировании. Но вот схема его реализации вызвала бурные дискуссии. Больше десяти лет едва ли не каждую свою статью “СПРОС” заканчивал призывом требовать сертификат соответствия на любой товар, будь то батон колбасы или стиральная машина. Предполагалось, что сертификат – это гарантия безопасности и качества продукции. И хотя этот листок бумаги не всегда обеспечивал то, что обещал, он все же сыграл свою положительную роль в эпоху бесшабашных девяностых.

ПРЕДМЕТ ДЛЯ РАЗГОВОРА
В перечень товаров, подлежащих декларированию, входят практически все предметы домашнего обихода. В том числе бытовая химия, посуда, сложная техника, одежда, мебель. Но предмет нашего сегодняшнего разговора – продукты питания, одна из самых уязвимых областей рынка.

К началу нового века шквал подделок, грубых фальсификатов и откровенно некачественной продукции ослаб, и можно было говорить о какой-то стабилизации. Тогда же стало понятно, что на смену обязательной сертификации должна прийти новая схема подтверждения качества и безопасности товаров. Хотя сертификат и создавал определенный заслон мошенничеству, сама система его оформления подвергалась серьезной критике. И не без оснований. Часто сертификат становился предметом торговли. Его покупали и продавали, а продукция, которая должна была пройти сертификацию, на самом деле никакой проверки не проходила. Кроме того, находилось немало “умельцев”, подделывавших заветные бумажки.

Была и еще одна причина – необходимость привести российский механизм подтверждения качества продукции в соответствие с международными правилами. Еще в 1981 году Международная организация по стандартизации (ISO, International Organization for Standardization) приняла “Общие требования к декларации поставщика о соответствии”. В 1998 году вступил в силу аналогичный европейский стандарт. Так что изобретать велосипед не требовалось. Нужно было только грамотно перенести международный опыт на российскую почву. Но с этим возникли проблемы.

Сам себе голова

Для начала давайте разберемся, в чем же разница между декларацией и сертификатом. Чтобы получить сертификат, производитель должен был предоста вить свою продукцию на испытания в аккредитованную испытательную лабораторию. Там образцы исследовали на безопасность и соответствие установленным нормативам качества. Затем протоколы испытаний и необходимый пакет документов представлялись в орган по сертификации. Выдав сертификат на срок от одного до трех лет, специалисты органа по сертификации проводили инспекционный контроль – раз в три месяца, раз в полгода или год, в зависимости от степени опасности продукции. И ответственность они делили пополам с производителем.

Декларация – совсем другое дело. Ее заполняет сам производитель. В этом документе он указывает, что представляет собой его продукция и какому нормативному документу она соответствует. Кроме того, в декларации должны быть ссылки на документы, которые служат основанием для подтверждения соответствия. Это могут быть, к примеру, протоколы испытаний, проведенных либо самим производителем, либо сторонними лабораториями, гигиенические заключения, ветеринарные свидетельства и т. д. Заполненную декларацию (полностью она называется декларацией о соответствии) производитель регистрирует в органе по сертификации. А там должны убедиться в наличии необходимых документов и проверить, правильно ли они заполнены.

И все. Больше никаких дополнительных проверок. Таким образом, производитель несет единоличную ответственность за качество и безопасность своей продукции и достоверность информации, записанной в декларации.

От этой мысли, признаться, становится как-то не по себе. Ведь всем известно, что наш рынок, мягко говоря, небезупречен, а самосознание производителей еще далеко от идеала. Поэтому мы решили выяснить, как в новых условиях будет защищен потребитель. Какая ответственность ложится на производителя? Где она прописана? Кто, в конце концов, будет отслеживать качество и безопасность продукции?

Как у них?

В государствах Европы требования к качеству продукции изложены в соответствующих директивах ЕС. В каждой директиве оговорена схема подтверждения соответствия товара нормам качества. В ряде случаев это сертификация продукции, но в основном декларирование. Правда, есть один важный момент, который отличает их механизм от нашего. В европейских странах подтверждение соответствия проходит, как правило, с привлечением доказательств третьей стороны. И в первую очередь это касается продуктов питания. В роли третьей стороны обычно выступает орган по сертификации или испытательная лаборатория, а в качестве доказательств приводятся результаты независимых исследований. Кроме того, в странах ЕС (и не только в них) предусмотрена жесткая система наказаний за выпуск некачественной продукции. Это штрафы, исчисляемые десятками тысяч долларов или евро, уголовное наказание, лишение лицензии на право заниматься данным видом деятельности и т. п. Причем суды мгновенно реагируют на исковые заявления контролирующих органов. И весь этот механизм (проверка, суд, отзыв товара, наложение штрафа) срабатывает очень быстро. Неудивительно, что при такой отлаженной системе практически не остается производителей, желающих экспериментировать с законом. Они прекрасно понимают, что потеряют гораздо больше, чем заработают в результате махинаций.

А что у нас?

А что мы можем противопоставить недобросовестному производителю? Штрафы в несколько тысяч рублей? Это смешно по сравнению с прибылями от реализации некачественной продукции! А теперь еще и отсутствие контроля, который предусматривался при выдаче сертификата. Новые предприятия больше никто проверять не будет. Санитарно-эпидемиологические заключения на вид деятельности отменены. Отныне предприятию достаточно отправить в территориальное управление Роспотребнадзора уведомление об открытии. Там поставят штамп – и все. Два года производителя никто не побеспокоит и не поинтересуется, что он выпускает и в каких условиях. А через два года предприятие может перерегистрироваться – и все повторится по новой. “Продукция будет проверяться на безопасность”, – возражают сторонники принятых решений. Но каким образом? Санэпидзаключение выдается на пять лет и в течение этого времени не предусматривается никакого контроля предприятий. А за пять лет можно такого наворотить!

Может быть, качество продукции будет отслеживаться в торговле, то есть уже на стадии реализации? Но об этом сегодня нет и речи. В свете новых решений Ростехрегулирование практически лишено контрольных полномочий. Они теперь возложены на органы Роспотребнадзора, которые, однако, имеют право проводить проверки лишь по жалобам.

Объясняя такие послабления, власти ссылаются на необходимость поддержать малый и средний бизнес. Но он зачастую оказывается наиболее слабым звеном по части качества. По сравнению с крупными предприятиями у мелких гораздо меньше возможностей при покупке сырья и оборудования, при подборе персонала. Если крупные производства могут себе позволить собственные лаборатории, то на маленьких предприятиях об этом и не мечтают. Похоже, заботясь о малом бизнесе, власти совсем забыли о потребителях.

Мнения экспертов

Специалисты, которые работают в сфере потребительского рынка, по-разному оценивают происходящее. Сотрудники сертификационных органов считают, что декларирование на основе собственных доказательств производителя сделает потребителя менее защищенным перед лицом опасной и контрафактной продукции. Свою позицию они изложили в письме к Правительству РФ. – Рано или поздно мы должны были прийти к добровольной сертификации. Но делать это нужно было постепенно, пошагово, – считает руководитель Минресусрсэкспертизы Галина Поповец. – Сначала перейти на декларирование с применением доказательств третьей стороны. Затем проанализировать ситуацию и только после этого решать, как быть дальше.

Заместитель руководителя Ростехрегулирования Евгений Петросян тоже сторонник схемы, действующей в большинстве стран Европы, – декларирования с обязательным участием третьей стороны. По крайней мере для продукции, которая способна причинить наибольший вред. Эта форма уже действует в рамках технических регламентов, принятых в России на продовольственные товары. С другой стороны, напоминает Евгений Робертович, постановление № 982 – временная мера, которая действует до вступления в силу технических регламентов. А в каждом из них будут изложены формы подтверждения соответствия продукции. Не исключено, что в дальнейшем где-то за основу будут приняты декларации с привлечением третьей стороны.

Некоторые полагают, что схему подтверждения соответствия должен выбирать производитель. Об этом, кстати, говорится в Законе о техническом регулировании: либо обязательная сертификация, либо декларирование. Заявитель лучше знает слабые стороны своего производства. И если не может сам обеспечить качество продукции, то должен обращаться за помощью к специалистам. Между прочим, три уже принятых технических регламента (на молочную, масложировую и соковую продукцию) предоставляют производителям такую свободу. Однако желающих воспользоваться ею, похоже, пока не нашлось.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин не считает ситуацию с продовольственным рынком столь драматичной. По его мнению, сертификаты уже давно перестали защищать потребителей от опасной и некачественной продукции. Так что с их заменой на декларации потребитель ничего не потеряет. Но за рынком продуктов питания должен быть установлен надзор и контроль, а также пересмотрена система штрафов. Они должны стать ощутимыми для производителя и сопоставимыми с его доходами, – считает Дмитрий Янин.

Мечтать не вредно

Итак, все участники рынка сходятся на том, что государственный контроль за продуктами питания необходим. Так же как и серьезная система наказаний для нарушителей.

На наш взгляд, было бы разумно предусмотреть переходный период – полгода или год. За это время можно было бы провести “переаккредитацию” лабораторий, оставив только проверенных квалифицированных специалистов. Далее нужно пересмотреть размер штрафов, сопоставив их с оборотом производителей и размером ущерба, который может нанести некачественный или опасный товар.

Нужно, чтобы наказание было адекватным, как это сделано за рубежом. И наконец, должен быть налажен механизм, который запускался бы в действие при выявлении нарушений. Для этого необходима соответствующая инфраструктура и порядок отзыва продукции. И главное, судебная система должна реагировать на подобные сигналы быстро и четко, а не спустя месяцы, как это происходит сейчас. Пока же на рынке продовольствия царит полный хаос. Предприятия Роспотребнадзора и органы по сертификации не очень понимают, в чем состоят их новые полномочия. В лаборатории Роспотребнадзора уже выстраиваются очереди из производителей, которые хотят провести испытания своей продукции. Но набор исследований, проводимых там, существенно меньше, чем в лабораториях, аккредитованных в системе Ростехрегулирования.

Производители в смятении. Многих вполне устраивало разделение ответственности с сертификационным органом, и теперь они чувствуют закономерную тревогу. Крупные компании всерьез опасаются за свои бренды, которые в новых условиях легче будет фальсифицировать. Но пока кипят страсти, большинство потребителей даже не подозревают о переменах. А ведь они коснутся их в первую очередь.

Постскриптум

Что будет дальше, покажет время. А пока мы обращаемся к производителям, представителям органов по сертификации и территориальных управлений Роспотребнадзора, которые читают наш журнал. Расскажите, как в вашем регионе реализуется постановление об отмене обязательной сертификации. Поделитесь своими соображениями о том, как, на ваш взгляд, нужно организовать рынок, чтобы изменить существующие порядки. Ждем ваших писем.

ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

15 февраля, в день вступления в силу постановления правительства об отмене обязательной сертификации, депутат Госдумы Павел Крашенинников сообщил о том, что в ближайшее время на рассмотрение Госдумы будет вынесен законопроект об увеличении штрафных санкций в отношении производителей и продавцов некачественной продукции. Закон разрабатывается Минпромторгом и предусматривает многократное увеличение штрафов. Депутат также отметил, что “есть смысл включить в России вариант, аналогичный европейскому”, когда “при системе добровольной сертификации ответственность за продажу некачественных товаров такова, что ни одна торговая точка не возьмет продукцию на реализацию, если она не имеет подтверждения безопасности всех ее компонентов”.

Организации, стоящие на страже интересов потребителей, считают, что размер штрафа за обман со стороны производителя должен быть очень большим, вплоть до максимального. Чтобы ни у кого не возникало желания выпускать некачественную или опасную продукцию. Будем надеяться, что эти меры окажутся адекватными и действенными.

В перечень товаров, подлежащих декларированию, входят практически все предметы домашнего обихода. В том числе бытовая химия, посуда, сложная техника, одежда, мебель. Но предмет нашего сегодняшнего разговора – продукты питания, одна из самых уязвимых областей рынка.

Комментарии

Уже есть прецедент, когда пассажирам подмосковных электричек удалось заставить власти снизить неимоверно высокую плату за проезд. Вы прочитали статью, в которой мы постарались осветить со всех сторон ситуацию с отменой обязательной сертификации.

Эта тема касается всех и для нас важно ваше мнение, поэтому просим Вас принять участие в опросе. Возможно, что нам всем вместе удастся повлиять на развитие событий.