Новости Твиттера

Вы здесь

Пресс-конференция 23 мая 2005

23 мая 2005 года

ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ – БУДЕТ ЛИ ОБЕСПЕЧЕНО ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЯ НА БЕЗОПАСНОСТЬ И КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ?

В Независимом Пресс-центре состоялась пресс-конференция, в которой участвовали:

фото
  • Элькин Григорий Иосифович - руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  • Виноградова Ирина Владимировна - директор Российского института потребительских испытаний;
  • Титов Борис Юрьевич - председатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия".

Открыла пресс-конференцию Виноградова Ирина Владимировна.

Наша встреча посвящена обсуждению следующих вопросов:

  1. Что сейчас происходит с качеством товаров и услуг на потребительском рынке. Проблема есть.

  2. Что в современных условиях может спасти потребительский рынок и дать основание добросовестным производителям и предпринимателям вытащить свой товар и сохранить прежнее качество, и не дать развиваться тем производителям, которые не хотят добросовестно работать на рынке. Которые и фальсифицируют товары и где-то даже выпускают просто опасную продукцию.

  3. Определить в чем роль потребительской организации, которая уже больше 15 лет на рынке, и в том числе испытательной службы (теперь уже РИПИ), которая ежегодно тестирует более тысячи товаров, проводя 50 тестов в год. Несомненно, обладая знанием о потребительском рынке и о срезе по каждому сегменту рынка потребительских товаров.

Далее Ирина Виноградова передала слово Элькину Григорию Иосифовичу для оценки качества сегодняшнего рынка, оценки того, что может сделать сегодня и государственная организация, и система добровольной сертификации.

фото

Мы сейчас живем в условиях нового законодательства. В законодательстве мы называем эту область - техническое регулирование, это нетарифное регулирование отношений, которые возникают в процессе производства, в процессе обращения продукции на рынке. И действительно, та модель, которую ввел новый закон, во многом базируется на модели европейской. А она ставит в совершенно новые отношения участников, встречающихся на рынке.

Закон в первую очередь направлен на то, чтобы повысить объективность тех требований, которые государство делает обязательными, и которые защищают потребителя от недоброкачественной продукции. Если раньше эти требования устанавливались федеральными ведомствами волевым порядком, то сейчас уровень установления этих требований максимально поднимается и эти требования могут устанавливаться только на уровне федеральных законов и в исключительных случаях на уровне постановления правительства.

Самое важное - эти требования могут быть установлены только тогда, когда они прошли целую процедуру. Очень важной частью которой являются публичные обсуждения. Во время публичных обсуждений все заинтересованные стороны могут включиться в обсуждение, высказывая свое мнение, свою позицию в отношении этих требований. Это очень важно.

Сейчас идет уже обсуждение целого ряда документов, которые устанавливают эти требования, они называются техническими регламентами, и проходят процедуру публичного обсуждения. Но пока, к сожалению, вовлечены еще далеко не все заинтересованные стороны и в этих процессах нужно активно участвовать. Вот это одна идея - поднять уровень требований и постараться сделать эти требования объективными, чтобы снизить давление на нашего производителя.

Одновременно, вторая задача - повысить эффективность защиты нашего потребителя, т.е. уменьшить количество недоброкачественных, опасных товаров, обращающихся на нашем рынке. Разные процедуры, которые позволяют контролировать ситуацию на рынке, тех требований, которые устанавливает государство, а это минимально-необходимые требования для того, чтобы защитить нашу жизнь, здоровье... Вторая часть - дать информацию потребителю о том, какая продукция отвечает каким-то международным стандартам, высшим стандартам, которые уже определяют в том числе и качество конкурентоспособной продукции.

В этом поле как раз и лежит механизм сертификации.

Несколько механизмов из области оценки соответствия обеспечивают исполнение требований, которые устанавливаются государством. Это до рыночные механизмы, такие как сертификация. И механизмы, которые действуют в большей степени на рынке - государственный контроль и надзор федеральных служб.

Кроме сертификации одна из задач технического регулирования - повысить ответственность производителя за продукцию, которую он производит. Вводятся новые формы оценки соответствия, такие как декларирование.

Производитель сам декларирует, без какого-либо контроля третьей стороной, о том, что его продукция соответствует тем требованиям, которые устанавливает государство и предполагается, что в дальнейшем он несет ответственность в большей степени, чем в результате сертификации своей продукции, за то, что он декларировал.

Если выясняется несоответствие показателям декларированной продукции, то работают судебные процедуры. Государство рассчитывает, что добровольное декларирование в значительной степени повысит ответственность производителя, когда он сам ее на себя возлагает.

Сертификация работает как в обязательной сфере, так и в добровольной.

Обязательная сертификация работает в до рыночной сфере с обязательными показателями, которые устанавливает государство. Это достаточно эффективная во всем мире процедура. Раньше этим занимались только государственные организации. Несколько лет тому назад эти функции были переведены в свободную сферу. И сейчас может быть аккредитована практически любая организация, которая пройдет процедуру подтверждения компетентности. Она может стать игроком на рынке сертификации, органом по сертификации или испытательной лабораторией. Процесс перехода был очень быстрым и естественно не без изъянов.

Сейчас на рынке много аккредитованных организаций, которые ведут недобросовестную деятельность. Часто сертификат покупается за небольшую стоимость и это влияет на всю ситуацию с сертификацией. Недобросовестные организации занижают стоимость, а это влияет на тех, кто работает добросовестно.

Существуют процедуры инспекционного контроля. Но только эта работа не может привести к кардинальному улучшению ситуации с сертификацией в нашей стране.

Добровольная сертификация вступает в силу тогда, когда показатели продукции выше установленных государством. Либо, это могут быть органы по сертификации, которые организованы общественными организациями для того, чтобы работать может быть и с обязательным уровнем требований, но, тем не менее, работать добросовестно для того, чтобы реально получать информацию о ситуации на рынке и каким-то образом ее контролировать.

Сейчас наметились в добровольной сертификации новые тенденции, которые мы, как Федеральное агентство, полностью приветствуем и поддерживаем. В области сертификации, испытаний все больше выступают потребители. Один из примеров – наша работа с Институтом. Один из наших совместных проектов родился на основе проекта “Марка года”, который тоже связан с борьбой с некачественной, фальсифицированной продукцией. Этот проект мы бы хотели, чтобы он стал одним из проектов при поддержке Федерального агентства, когда мы заключаем соглашение вместе с потребительскими организациями и строим систему сертификации с потребительскими организациями и организацией, которая имеет большой опыт в области испытаний.

С помощью развития методов добровольной сертификации – это один из путей постепенно влиять на рынок добросовестной обязательной сертификации, сравнивая результаты добровольной сертификации с результатами в обязательной сфере.

фото

Директор РИПИ отметила следующую проблему.

На сегодняшний момент предприятия фактически руководствуются статьей 46 Закона “О техническом регулировании”, которая гласит, что предприятия, производя какую-либо продукцию, обязаны ссылаться на норматив, по которому эта продукция производится и не вводить потребителя в заблуждение.

Все, что касается государственных стандартов, это необязательно для выполнения. Тенденция такова, что очень многие предприятия вытаскивают раскрученные бренды (например, колбаса “докторская”, сгущенка, масло “вологодское” и т.д.), дальше к ним добавляется название, в лучшем случае – колбаса “ДОКТОРСКАЯ ивановская”. Естественно, что потребитель, видя крупно написанное слово “докторская”, покупает, не зная, что это совсем не тот продукт. Но это – полбеды.

Очень часто производитель пишет ГОСТ, но отходит от рецептуры ГОСТа, вводя дополнительные ингредиенты, например, пользуясь определенными способами изменения технологии изготовления продукции. Например, у сгущенки пишут ГОСТ, а там 5% молока, а остальное – пальмовое масло.

Это принципиально новое состояние фальсификации товаров, чем, к примеру, в начале 90-х годов. Тогда были подделки под раскрученные бренды, опасность была больше. Сейчас фальсификация стала изощренной.

Проблема возникла у добросовестных производителей, которые реально переживают за качество своего продукта и за качество этого сегмента рынка. В итоге они могут уйти из этого сегмента рынка. И тенденции такие есть. Потому, что выдерживать конкуренцию с теми, кто фальсифицирует свой товар, которые не вкладываются в производство, позиционируя свой товар на прилавках также, как и добросовестные производители, очень трудно. В конечном итоге разрушается производство в целом.

РИПИ создан для всех добросовестных производителей, которые хотят, чтобы их товар был представлен на рынке с соответствующей отметкой. В данном случае – это знак добровольной сертификации "РИПИ". Который они, после прохождения добровольной сертификации, имеют право использовать в рекламе, устанавливать на товары и т.д.

Знак "РИПИ" - это знак потребителю о том, что это качество продукции гарантирует не производитель, не ассоциация производителей, а система добровольной сертификации, которая учреждена потребительской организацией. В СДС мы будем проверять не только заявленные характеристики, а к продукции будут предъявляться повышенные требования качества.

фото

При поступлении продукции мы будем изучать сначала те стандарты по которым мы можем оценить, это либо национальный стандарт, либо европейский, либо международный. И именно на это соответствие будет тестироваться товар. Потребитель, видя знак РИПИ, понимает, что это не рекламная компания, знак не куплен, это - не ежесекундная акция.

Плюс – возможность обратной связи. Если потребитель вдруг увидел, что на каком-то странном товаре стоит знак РИПИ, то он может связаться с нашей горячей линией, она будет работать в режиме он-лайн (электронная почта, сайт, телефон, почта), и озадачить нас, что с этим товаром не все в порядке. Мы же будем проводить свое расследование.

Институт – это не только СДС, это в основной своей части – продолжение той работы, которой занималась Конфедерация общества потребителей и “СПРОС” с ассоциациями добросовестного бизнеса:

  1. по зондированию качества рынка;
  2. по отслеживанию фальсификаторов, тех кто не хочет работать по выведению этих товаров с рынка;
  3. по инициативному мониторингу качества товаров.

Это позволяет нам порой знать рынок лучше самих производителей.

Проект “Марка года” позволит через средства телевидения донести результаты исследований института до потребителей. Чтобы это знали не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и по всем городам и весям.

В ближайшие полгода планируется образование региональных отделений нашего института. Мы хотим подтянуть к себе, аккредитовать в своей системе лаборатории, испытательные центры системы Госстандарта, которые добросовестно и адекватно могут оценивать качество товаров, и подтянуть региональных производителей. Чтобы они могли представлять свой товар более широкой публике, чем у себя в регионах и областях.

фото

Элькин Григорий Иосифович добавил, что одна из задач этого проекта:

  • научить потребителя разбираться в знаках, которые должны появляться на продукции;
  • научить производителя грамотно использовать знаки на своей продукции.

На западе это является нормой. У нас пока с этим разбираются очень плохо. Это нужно, т.к. на рынке будет присутствовать безопасная, но разного качества продукция, произведенная на основании разных нормативных документов. Это будет продолжаться достаточно долго.

Одно из положений закона “О техническом регулировании” говорит, что одна из целей установления требований контроля на рынке – не введение потребителя в заблуждение. Установление знаков и контроль за тем, чтобы потребитель не вводился в заблуждение способствует этому.

фото

Глава "Деловой России" Титов Борис Юрьевич отметил, что все мы видим как происходит развитие нашего рынка, как он становится более цивилизованным. Сегодня создаются институты рынка, системы контроля качества, новые инфраструктурные элементы рынка.

“Деловая Россия” начала активно поддерживать РИПИ, потому что это новая ступень развития рынка. Институт должен помогать обеспечивать высокое качество товаров на рынке. Это выгодно бизнес сообществу.

Сегодня мы понимаем, что рынок должен быть не диким, а цивилизованным, с правильными, прозрачными схемами работы. Конкуренция должна быть добросовестная. Институт, используя добровольную сертификацию, должен помочь бороться с недобросовестной конкуренцией. Знак Института гарантирует высокое качество. Сразу он не станет общим массовым явлением, это будет происходить постепенно, начиная работать на отдельных секторах рынка.

Сегодня важно работать с сетями. Каждый потребитель не всегда будет смотреть информацию на товаре. Фирма-сеть, заботящаяся о качестве продаваемого товара, должна участвовать в этом процессе.



ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТОВ.

фото

Элькин: Государство не снимает с себя ответственности за то, чтобы продукция была безопасная и не снижает нагрузку в области проверок и т.д. Государство пытается нормы сделать объективными, не завышать. Это сложный процесс и нужно стремиться к тому, чтобы контроль осуществлялся лучше.

Прошлой весной прошла административная реформа направленная на повышение объективности и эффективности контроля и надзора на рынке. Надзорные органы были отделены от государственных ведомств, которые устанавливают нормы. Цель – испытания должны стать независимыми.


фото

Вопрос: Как дорого стоит пройти сертификацию? Могут ли это себе позволить мелкие производители?

Виноградова: Это будет доступно практически для всех. Цена на сертификат какого-либо продукта будет отдельно рассчитываться. Будут учитываться и объем производства, и сложность товара.

Элькин: Нет ответа на этот вопрос. Продукция разная, схемы сертификации разные. Нельзя стоимость сертификации вырывать из экономической модели. Основное в сертификации – стоимость испытаний.

Вопрос: Сколько предполагается основать региональных отделений?

Виноградова: Пока ни одного. Мы планируем на начальном этапе 5-10 региональных отделений в сильных областях, там где есть и сильные производители и испытательные центры.

Если говорить о товарах нескоропортящихся, то здесь вообще проблемы нет. Во многих регионах есть общества потребителей, с которыми мы связаны. Закупку товаров мы можем организовать и через них, или через волонтеров, или сами туда выехать.

Потом существуют отделения “Деловой России”. Если это касается скоропортящихся товаров, то вопрос только о деньгах и транспортировке. Если у нас будут региональные отделения и аккредитованные лаборатории, то процесс будет значительно упрощен.

Проблема в том, что далеко не в каждой области есть достойные испытательные центры, которые могут проводить испытания, результаты которых могут вызывать доверие.

Элькин: Федеральное агентство имеет и меркантильный интерес к этой программе. В стране существуют сто испытательных центров. Часть из них - добросовестные. Наша задача – совместная работа этих центров с обществом потребителей, которые в том числе будут контролировать добросовестность работы этих центров. Надо навести порядок. При административном контроле результат один, а при совместной работе – другой.

фото

Вопрос:

  1. Понятия качества и безопасности. Закон “О техническом регулировании” - это гарантия безопасности. Сертификация – это качество?
  2. Предположим, что я производитель. Изготовил образцовую колбасу “докторскую”, пришел к Вам, получил сертификат. Дальше спокойно штампую знак РИПИ на своей продукции. А дальше что?

Виноградова: Задача добровольной сертификации – контроль качества. Но, на безопасность мы проверим в ходе испытаний, хотя это функции государства.

Элькин: Закон “О техническом регулировании” с одной стороны ставит барьеры опасной продукции, с другой – это механизмы повышения конкурентоспособности и качества продукции.

Во всем мире техническое регулирование – совокупность обязательных норм и добровольных.

  • Добровольные – показатели качества.
  • Обязательные – минимально необходимые показатели безопасности.

Эта вилка и движение ее – саморегулирование, для того, чтобы производителю постоянно государство создавало определенные стимулы для роста конкурентоспособности и качества продукции.

Виноградова: Ответ на второй вопрос. Чтобы не было такого, что через два месяца после получения знака предприятие сменило рецептуру и стало выпускать совсем не то. Существуют периодические проверки за использованием знака. Закупки будут производиться только через торговую сеть. Если с продуктом будет что-то не то, тогда будет действовать процедура отзыва знака и исправление продукта.

фото

Элькин: Есть еще один аспект. Товар продается со знаком, а никто сертификацию не проходил. Следовательно, вступает в силу закон, который говорит, что потребителя нельзя вводить в заблуждение. Техническое регулирование – это тонкий механизм, в том числе и для стимуляции качества и конкурентоспособности продукции. Добровольная сертификация – один из механизмов этого процесса.

Вопрос: Государство отвечает за соответствие качества, если оно ниже указанного?

Элькин: Нет. Государство должно создать условия для того, чтобы качество нашей продукции, конкурентоспособность росла. Но контролировать качество государство не может. Это должна сделать система добровольной сертификации обществ потребителей, производителей. Контролировать и убрать с рынка некачественный товар государство не может. Государство вступает в силу в случае введения потребителя в заблуждение.

Вопрос: Какие меры наказания предусмотрены, где это прописано?

Элькин: Техническое регулирование не дает точных ответов на сколько посадить и куда. Очень большую роль играют судебные органы. Они принимают во внимание все аспекты дела и на основании этого выносят решение.

фото

Вопрос: Не существует добросовестных ассоциаций производителей. Любая ассоциация заинтересована только в увеличении количества членов и членских взносов, а не в повышении качества производимой продукции.

Виноградова: Работа с соками ведется уже около четырех лет. Российский союз включает только мелких производителей, которым трудно составлять конкуренцию с гигантами, такими как Мултон, Лебедянь, Вимм-Биль-Данн и другими. Силы разные.

Российский союз – это пять маленьких производителей, но они едины за столом переговоров. Тогда все успокоилось, пришло в соответствие. Это реальный пример. Мониторится каждый сегмент рынка, проводятся безумно сложные испытания, нормы сокового рынка полностью гармонизированы с европейскими, все лаборатории внутри нашего соглашения проходили все сличительные испытания с ведущей арбитражной лабораторией в Германии (это лучшая лаборатория по сокам).

Титов: Работа с разными производителями должна вестись в некоторых случаях не через ассоциацию, а индивидуально. Есть те, кто набрал уже такие обороты, чтобы работать прозрачно. А есть просто добросовестные, но поменьше. Производители могут реально повлиять на состояние рынка. В том числе, используя знак.

Элькин: Испытательное оборудование очень дорогое. Не все могут позволить себе его иметь. Они будут обращаться к третьей стороне. Объем добровольной сертификации будет увеличиваться по мере введения процедур контролирования.

Титов: Все будут иметь возможность обратиться в испытательный центр. Создание центров – экономия на дорогостоящем оборудовании. Нельзя конкурировать на рынке, будь ты хоть малым, хоть большим, за счет снижения качества. Твоя продукция должна соответствовать определенному уровню качества.

фото

Вопрос: Процедура будет стоить одинаково для крупного и мелкого бизнеса?

Титов: На стоимости товара испытания не оказывают существенного влияния. Из-за этого продукция не может быть неконкурентоспособной. Стоимость испытаний несопоставима с затратами на производство.

Вопрос: РИПИ - единственная система добровольной сертификации?

Элькин: Сейчас зарегистрировано огромное количество систем сертификации. А СДС “РИПИ” – это первый эксперимент на базе потребительской организации.

Мы недавно создали первые технические комитеты по стандартизации не на базе производителей, а на базе потребителей. У потребителя тенденция заложить в стандарты максимальные требования, это механизм регулирования.

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Качество и безопасность продуктовой потребительской корзины 2016

Проанализированы результаты испытаний образцов продукции, составляющей продуктовую потребительскую корзину россиян, проведенных тремя организациями из разных регионов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск).

Исследовано порядка 600 образцов.

Не соответствуют требованиям безопасности:

48% овощной продукции
38% рыбной продукции
24% бакалейной продукции
16% молочной продукции

Являются фальсификатами:

52% мясной продукции
22% молочной продукции

Не соответствуют по физико-химическим показателям и органолептике:

50% рыбной продукции
40% мясной продукции
31% молочной продукции
30% яиц
25% бакалейной продукции

Доля нарушений по маркировке:

100% — яйца
70% — мясная продукция
56% — свежие овощи
53% — бакалейная продукция
40% — молочная продукция
32% — рыбная продукция