Новости Твиттера

Вы здесь

Журнал "СПРОС" закрывается

9 сентября 2011 года

журнал

Дорогие друзья!

Есть новости, которые сообщать не хочется. Просто не поворачивается язык. А сказать нужно. Ни в одном подписном каталоге на будущий 2012 год вы не найдете журнала “СПРОС”. Не будет и редакционной подписки. В следующем году журнал выходить перестанет.

19 лет мы выпускали “СПРОС”. Это достаточно большой срок даже в жизни человека, а для периодического издания в России тем более. За время нашей “спросовской” жизни спокойных и размеренных периодов было очень немного, а уж финансово обеспеченных еще меньше. Пожалуй, можно назвать только два. Первый – в 1992–93 гг., когда “СПРОС” только начинался. Тогда немецкое правительство и Институт по тестированию товаров “Штифтунг Варентест” поддержали наше решение – создать в России потребительский журнал. В значительной степени они финансировали нас и полагали, что наше родное правительство увидит и поймет, насколько важен для развития нормальных рыночных отношений объективный источник информации для потребителей, не ангажированный никакими фирмами и компаниями.

журнал

Они исходили из собственного опыта. Много десятилетий назад, когда зарождался немецкий потребительский журнал “test”, его создатели столкнулись с большой проблемой. Если издаваться только на собственные средства, делать честные и подробные потребительские испытания товаров, но при этом не публиковать рекламу, то выжить практически невозможно. Только родившись, журнал стал быстро умирать. Тогда вмешалось Правительство Германии. Оно решило, что выгоднее иметь образованного и грамотного потребителя, чем держать его в полном неведении. Выгоднее в первую очередь для бизнеса, как это ни странно на первый взгляд. Хорошо информированный потребитель делает правильный выбор в пользу добросовестных производителей и продавцов, голосуя своими деньгами за качественные товары, и таким образом способствует развитию честного бизнеса. Правительство решило, что нужно финансировать журнал, до тех пор пока он не встанет на ноги, пока не будет приходить в каждый немецкий дом. До тех пор пока не сложится традиция: прежде чем что-то купить, нужно посмотреть, на что стоит тратить кровно заработанные марки, а на что нет. Немецкий потребительский журнал уже давно состоялся: тираж более полумиллиона, его сравнительные тесты товаров – одни из самых серьезных и сложных в Европе.

журнал

Сам “Штифтунг Варентест” – богатая организация, сотни сотрудников, бесплатные консультационные службы, собственное здание в центре Берлина. Однако при этом государство полагает, что некоторую долю финансовой подпитки в бюджете журнала все-таки сохранять нужно, чтобы таким образом подтверждать его значимость для общества.

Наше правительство в лихие 90-е тоже пыталось идти в ногу с прогрессом. И господин Чубайс как вице-премьер по вопросам экономической и финансовой политики направил коллегам в Германию очень обнадеживающее письмо. Мол, одобряем вашу инициативу, либе геноссе, поддерживаем и считаем очень важным развитие этого цивилизованного потребительского института на просторах нашей родины. Но дальше этого многообещающего письма дело не пошло: ни при правительстве Гайдара, ни позже при всех остальных руководителях страны.

журнал

Когда финансовая помощь Штифтунга закончилась, несколько месяцев нас еще, как могли, поддерживали потребительские организации Англии и Голландии. А в 1994-м мы полностью перешли на свои хлеба.

До 98-го, года великого российского дефолта, “СПРОС” выходил многотысячными тиражами. Журнал продавался по всей России в розницу. Мы делали специальные тематические выпуски: “Аудио- и видеотехника”, “Бытовая техника”, “Туризм” и многое другое. Тогда существовала нормальная розничная торговля прессой. Продавцы делали разумные наценки на журнал и действительно им торговали, а не брали деньги за вход в розницу и так называемый маркетинг. Конечно, не обходилось и без добрых людей, которые нам помогали. Одним из них был тогдашний руководитель “Роспечати”. Это она стала основным заказчиком специальных выпусков “СПРОСа” и работала практически всегда в “твердый счет”. Профессионалы поймут, что это такое, а для неспециалистов поясню. Это значит – брать весь тираж под заказ, без возврата издателю. Сейчас в это мало кто поверит и оценит просто как чудо.

журнал

К роковому 98-му году мы подошли с приличными накоплениями. В первый и, к сожалению, в последний раз по результатам года выплатили премии сотрудникам. Это был второй беспроблемный период в жизни “СПРОСа”. Но в пожаре августовского дефолта сгорели все деньги подписчиков: часть погибла вместе с “Инкомбанком”, а вторая пропала вместе с государственными краткосрочными обязательствами.

Однако обанкротиться и умереть нам не дали. Зарубежная помощь из Америки, Англии и Нидерландов пришла незамедлительно: коллеги не бросили нас на растерзание спланированной стихии. Неоценимую помощь оказал и господин Сорос. Его фонд выделил “СПРОСу” беспроцентный кредит, а потом разрешил не возвращать эти деньги.

Страна вступала в непростые 2000-е. Уходило в прошлое время лихих проектов, содержательного телевидения, профессионалов, менеджеров, способных принимать решения оперативно и брать ответственность на себя. Постепенно сходила на нет реальная розничная торговля журналами и газетами.

Производители все меньше были заинтересованы в выпуске качественных товаров. Чиновники все больше преследовали собственные интересы, а не защищали интересы граждан.

Все последнее десятилетие мы многократно “пытались” умереть. Но подписка, результаты которой ждешь как манну небесную два раза в год (когда все нормальные люди планируют летний отдых и собираются встречать Новый год), оставляла нас на плаву. Безусловно, были и параллельные проекты, часть средств от которых шла на покрытие дефицита журнала. Это и издание учебника “Основы потребительских знаний”, и заказы, которые выполнял Российский институт потребительских испытаний, и участие в телевизионных программах, и многое другое. Вообще, в самые трагические моменты неожиданно приходила помощь: то вдруг появится новый проект, то помогут друзья в трудную минуту.

журнал

К середине 2008 года – года мирового финансового кризиса – подписные деньги обеспечивали практически 90% бюджета журнала. Кризис не раздавил нас вначале, но серьезно накрыл в следующем году, когда резко снизилась подписка, а все издержки по выпуску журнала лихо скакнули вверх. Другие издания покрывали свои расходы из рекламных денег и спонсорских средств. У нас не было ни того, ни другого. А если и появлялись какие-то дополнительные источники финансирования, то их хватало только для того, чтобы выжить, но никак не для того, чтобы развиваться и расширяться.

Последние полтора года машина по латанию финансовых дыр работала непрерывно. Мы обсуждали разные варианты, чтобы исправить ситуацию. Писали сначала Лужкову, а потом Собянину, предлагая взять журнал под свое крыло. Ведь существует множество изданий, которые дотирует правительство Москвы, но значимость которых для граждан очень призрачна. Поэтому грех не поддержать “СПРОС”.

Однако ничего из этого не вышло. Пытались получить поддержку в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Делали попытки заново войти в розницу, потратив на это личные средства сотрудников редакции. Да много чего было. Результат нулевой!

Мы не можем повысить цену на журнал – она и так уже предельная. Мы не хотим публиковать рекламу, потому что это будет другой журнал, каких огромное количество. Это будет другой “СПРОС”, не наш.

Подписка этого года обеспечивает чуть больше половины всех затрат. И не потому, что цена производства “СПРОСа” высока (поверьте, мы живем на очень скромные деньги), а потому, что тираж невелик. Отсюда и высокая себестоимость, даже выше, чем подписная цена.

журнал

По сути, выпуская такой журнал, как “СПРОС”, – без рекламы, без поддержки государства, – мы ставили большой эксперимент: возможно ли выжить в таких условиях? Всем своим существованием мы пытались доказать, что можно быть честными, давать объективную важную информацию, жить скромно, и люди к нам потянутся. А самое главное – потребительская жизнь без “СПРОСа” станет объективно невыгодна и неполезна. Так не получилось.

У нас никогда не оставалось денег на развитие, на новые проекты, на работу с существующими и потенциальными подписчиками и читателями, на собственную рекламу. Это наша беда. Может быть, мы чего-то не смогли и не доделали. И тогда это наша вина. Но мы старались, поверьте. Такому коллективу единомышленников и профессионалов, способных жертвовать собственными интересами ради дела, может позавидовать любая организация.

Долгую шахматную партию мы проиграли. Нам многократно ставили шах, но мы находили новые свободные клетки и уходили из-под него. В конечном итоге партию мы сдаем – до объявления мата. Только вот что важно: мы играли гандикап без ферзя, ладьи, коня и слона, одними пешками защищали короля.

Что мы планируем делать?

Во-первых, мы выполним свои обязательства перед подписчиками и выпустим до конца года все запланированные номера.

Во-вторых, не оставляем надежду, что спасательный плот все-таки появится, и делаем для этого все возможное. Безумно жалко работу двух десятилетий! Кроме того, если журнал умрет, его больше не возродишь.

В-третьих, будем пытаться сохранить команду, знания, опыт и постараемся перейти на электронный вариант журнала. Но для этого кроме поиска источника финансирования нам необходимо сохранить всех наших теперешних подписчиков, то есть вас, дорогие читатели! Поэтому мы убедительно просим вас: войдите, пожалуйста, на сайт www.spros-online.ru и заполните опубликованную там анкету. На сегодняшний день у нас есть данные только членов Клуба подписчиков – им регистрироваться нет необходимости. Данные же всех остальных читателей хранятся в подписных агентствах, и нам, как и другим издателям, неведомы.

И еще. Последнее, но очень важное. Постоянные наши читатели много лет подписываются на “СПРОС”. Вы хорошо знаете и понимаете нас. Поэтому если у кого-то возникнут мысли и предложения по спасению нашего общего детища, пишите, звоните.

Заранее признательны всем!

Главный редактор журнала
Ирина ВИНОГРАДОВА

Комментарии

Уважаемая Ирина!
Очень печально, что журнал закрывается. Много лет с удовольствием его читал. Так до сих пор и не появились какие-то спасающие проекты?

Дорогие друзья!

Мы искренне благодарны всем, кто откликнулся на нашу невеселую новость о закрытии “СПРОСа” в 2012 году. Особенно ценно, что многие предлагают конкретные пути решения проблемы. Мы прорабатываем все возможные варианты и ответственно заверяем, что занимаемся этим уже много месяцев. Только за последнее время мы встречались с руководителями различных фондов и изданий, чья тематика близка нам по духу и идейному содержанию, обратились в международные потребительские организации, членом которых является “СПРОС”. Никто не сказал “нет”. Все понимают неординарность такого события, все обещали подумать и попытаться что-то сделать. Так что точку пока ставить рано. Мы продолжаем искать выход.

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Качество и безопасность продуктовой потребительской корзины 2016

Проанализированы результаты испытаний образцов продукции, составляющей продуктовую потребительскую корзину россиян, проведенных тремя организациями из разных регионов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск).

Исследовано порядка 600 образцов.

Не соответствуют требованиям безопасности:

48% овощной продукции
38% рыбной продукции
24% бакалейной продукции
16% молочной продукции

Являются фальсификатами:

52% мясной продукции
22% молочной продукции

Не соответствуют по физико-химическим показателям и органолептике:

50% рыбной продукции
40% мясной продукции
31% молочной продукции
30% яиц
25% бакалейной продукции

Доля нарушений по маркировке:

100% — яйца
70% — мясная продукция
56% — свежие овощи
53% — бакалейная продукция
40% — молочная продукция
32% — рыбная продукция