Вы здесь

Работа с ассоциациями производителей

Регулированием качества продукции традиционно занимались в России (а в СССР, в особенности) государственные структуры. Разработка норм и стандартов была задачей Госстандарта РФ, а контроль и надзор за их соблюдением входил в обязанность разных министерств и ведомств: Роспотребнадзора, Госсанэпиднадзора, Госстандарта, Министерства по антимонопольной политике и т.д.

Подавляющее количество потребительских товаров – более 80% подлежало обязательной сертификации. В конце 90-х годов стало очевидным, что вся эта государственная машина работает плохо: обязательная сертификация не защищает потребителя и добросовестного производителя от подделок, фальсификатов, опасных товаров; сформировался параллельный рынок поддельных сертификатов и документов, выдаваемых без проведения необходимой по закону экспертизы; государственные органы не справляются с задачами оперативного выявления недоброкачественной продукции, прекращения ее выпуска, наказания виновных и установления реальных барьеров против недобросовестных производителей.

Параллельно с этими негативными процессами формируется институт добросовестных производителей и продавцов, которые явно не удовлетворены сложившейся ситуацией и заинтересованы в качественном улучшении своих сегментов рынка, завоевании устойчивого положительного отношения потребителей.

Таким образом, в начале века созрели объективные условия для объединения усилий добросовестных производителей, выпускающих однотипную продукцию, с целью мониторинга качества продукции в своей отрасли и выведения с рынка недобросовестных игроков. Однако фактически на этом этапе производители и продавцы объединяются в Ассоциации для лоббирования иных корпоративных интересов, а в вопросах качества продукции позиционируют друг друга как конкурентов, используя подчас некорректные формы борьбы. В отношении же поддельной и фальсифицированной продукции они полагают, что сами производители этому противостоять не могут, а государство с этой задачей не справляется.

В такой ситуации ключевая роль инициатора и организатора по созданию объединения производителей с целью контроля качества переходит к «третьей силе» (то есть не производителями, не государством), которая являлась бы для всех участников рынка независимой, не участвующей в производстве, со сформировавшейся репутацией и накопленными знаниями в области исследования продукции. Ею может быть потребительская организация.

В июле 2003 года вступил в силу Закон РФ «О техническом регулировании». В соответствии с ним государство оставило за собой контроль безопасности потребительской продукции. При этом в технических регламентах, которые должны быть разработаны в течение семи лет и имеют форму закона, регламентируются только нормы безопасности. Иные качественные показатели перестают быть обязательными и полностью отдаются на откуп производителям и их объединениям. Кроме того, Закон о стандартизации прекратил свое действие и список товаров, подлежащих обязательной сертификации, сократился до 20% (взамен прежних 80-ти%).

В этих условиях необычайно возрастает роль ассоциаций добросовестных производителей, которые в тесном взаимодействии с независимыми потребительскими организациями могут взять на себя следующие функции:

  • исследование качества продукции (в своем сегменте рынка) основных участников рынка;
  • разработка отраслевых стандартов качества;
  • участие в создании технических регламентов;
  • способствование формированию высокопрофессиональной исследовательской базы;
  • разработка механизмов работы с недобросовестными производителями;
  • предоставление потребителям информации о высококачественных товарах (отмечая их определенными знаками).

РИПИ, являющийся правоприемником Информационно-издательского фонда «СПРОС» Международной конфедерации обществ потребителей (ИИФ "СПРОС" КонфОП), проводит работу по следующим проектам:

В заключение хочется отметить, что соковая отрасль - модельная. Аналогичные проекты по саморегулированию могут быть организованы в любой сфере.