Вы здесь

Тест: замороженное рыбное филе и креветки

Тест замороженного рыбного филе и креветок. 2011

Предлагаем вашему вниманию результаты теста замороженного рыбного филе и креветок, опубликованного в журнале СПРОС 2011/1-2.


C 1 октября 2010 г. вступили в действие поправки к СанПиН, ограничивающие количество ледяной глазури на рыбной продукции и морепродуктах. Пытаясь проверить, как производители соблюдают новые правила, мы решили подойти к проблеме основательно – с калькулятором и весами.

Конец ледникового периода?

Лишь на упаковке окуня Fish house было сказано о 5-процентном содержании глазури. Правда, как показали испытания, на самом деле льда на рыбе оказалось больше.

Нанесение глазури на рыбу практиковалось еще в советские времена. Цель была вполне благородная – предохранить продукт от порчи. Рыба, закованная в ледяную оболочку, гораздо лучше переносит транспортировку и хранится на 2–3 месяца дольше, чем просто замороженная. Количество глазури нормировалось соответствующими документами и составляло не более 4% от массы рыбы.

В постсоветское время защитная функция глазури отошла на второй план, зато отечественные производители научились с ее помощью извлекать дополнительную прибыль. Они стали торговать льдом по цене рыбы. В результате ледяные наросты увеличивались, а денежки потребителей таяли в прямом смысле слова: после разморозки рыба зачастую теряла больше половины веса, указанного на упаковке. С филе же дела обстояли еще хуже.

У производителей была своя позиция на этот счет. Они утверждали, что манипуляции с глазурью помогают им сдерживать рост цен. А как только на ледяной панцирь введут ограничения, стоимость рыбы сразу возрастет.

ДЛЯ СПРАВКИ

Постановлением № 27 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. утверждено Дополнение № 17 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.3.2.1078-01 “Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов”.

Правила устанавливают требования к маркировке рыбной продукции. Она должна включать в себя информацию о массе рыбы без глазури, о повторном замораживании соленой и маринованной продукции, если она производится из замороженного сырья. В этом же документе установлены нормативные требования к содержанию влаги в филе рыбы и массе глазури.

Меры приняты

Но как бы там ни было, проблема, на которую сетовали тысячи покупателей и которой “СПРОС” посвятил не одну публикацию, теперь, казалось бы, решена. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. было введено ограничение на количество ледяной глазури на рыбе и морепродуктах. Это означает, что “айсберги”, окутывающие рыбу, креветки и других обитателей морей и рек, превратятся в тоненькую ледяную оболочку. Отныне она должна составлять не более 5% от веса рыбы, не более 6% от веса креветок и не более 8% от веса других морепродуктов.

Правда, производителям и поставщикам даров моря, в том числе креветок, дали время перестроиться: с них соблюдение нормативов начнут требовать лишь с 1 апреля 2011 г. А вот применительно к рыбе эти правила действуют уже с 1 октября 2010 г. Но соблюдают ли их производители и продавцы? Походив по магазинам, опросив друзей и знакомых, мы выяснили, что никто ничего нового не заметил. Ледяной глазури на рыбе меньше не стало. Не может быть, чтобы никаких мер так и не приняли, подумали мы и решили внимательно изучить рыбные прилавки.

Ловись, рыбка…

Отправились в сетевые магазины, на всякий случай прихватив с собой лупы. И не напрасно: известно ведь, каким микроскопическим шрифтом пишут производители “неудобную” для них информацию.

В магазине “Седьмой Континент” мы приобрели вакуумную упаковку филе морского окуня Emborg. На ней была проставлена масса нетто 300 г, а о глазури вообще не упоминалось. Стоило это филе 117 рублей. Нетрудно подсчитать, что 1 кг продукта обошелся бы примерно в 350 рублей, что в общем-то дороже обычной стоимости окуня. И это наводит на мысль, что цену здесь рассчитывают по новым правилам. Да и льда на рыбе было почти незаметно.

В магазине “Перекресток” цены тоже, похоже, пересчитали. Во всяком случае, на упаковке морского окуня Fish House написано: “Масса нетто без глазури 985 г”. Дальше шла оговорка: масса глазури не превышает 5% от массы нетто. Нам это показалось странным, ведь под массой нетто обычно подразумевается “чистый” продукт. А что делать с этими 5% – то ли их прибавлять к указанному весу, то ли вычитать? Так или иначе, за эту упаковку мы заплатили 344 рубля.

В супермаркете “Каспий” купили 1 кг филе окуня Sailor ООО “Полар сифуд раша”. О количестве глазури на этикетке не сказано ни слова: упаковка была оформлена по старым правилам. И цена за килограмм “старая” – 221 рубль. В самом пакете кроме изрядно заледеневшей рыбы красовался целый ком снега. Видимо, чтобы не было сомнений, что магазин и производитель, мягко говоря, не придерживаются новых правил.

И наконец, в магазине “Авоська” взяли филе трески (производитель ИП “Землянский”, Калужская область). На ней были указаны две цифры: масса продукта 500 г и масса нетто 400 г. Но по внешнему виду рыбы нетрудно было догадаться, что воды с нее натечет гораздо больше, чем 100 г. Стоила эта треска 78 рублей.

Взвесили, сравнили

Филе трески (ИП Землянский)

После изучения упаковок рыбу сначала взвесили в замороженном виде, а потом положили оттаивать. Было очень интересно, что от нее останется после разморозки.

Продукция торговой марки Emborg потеряла в весе всего 50 г, что составило 15% от фактической массы. На окуне Fish House льда оказалось чуть меньше – 13%. Но как мы помним, на этикетке этого образца написано, что масса глазури не превышает 5%.

В двух других случаях недовес был гораздо серьезнее. От полукилограммового филе трески ИП “Землянский” после размораживания осталось всего 220 г. А от килограммового филе окуня Sailor – 600 г. Если пересчитать в процентах, то получается, что льда на этих образцах соответственно 56% и 45%. Это уже ни в какие ворота не лезет!

СМОТРИ В ОБА

Хотя постановление в части креветок начнет действовать только с 1 апреля 2011 г., производители, поставляющие продукцию в крупные сетевые магазины, готовы к тому, чтобы запутать потребителей. Во всяком случае, упаковки уже промаркированы соответствующим образом. Где-то указаны две массы – с глазурью и без, где-то процент глазирования. Но чтобы его найти, придется изучить всю упаковку от начала до конца. Например, в креветках “Бухта изобилия” ООО “Агама Импэкс” слова “глазировка 20%”, написанные микроскопическим шрифтом, мы нашли на обороте в правом нижнем углу среди информации, посвященной условиям хранения. Трюк явно рассчитан на то, что эти данные никто никогда не увидит.

Креветки королевские варено-мороженные неразделанные AGAMA
Креветки королевские варено-мороженные неразделанные AGAMA

И креветки туда же

А как обстоит дело с креветками? Для теста мы купили две упаковки этих морских деликатесов. Одну из них, креветки королевские AGAMA (ООО “Агама Роял Гринланд”), приобрели в торговой сети “Седьмой континент”. На этикетке была указана масса с глазурью (800 г) и масса нетто без глазури (640 г). Стоила эта упаковка 319 рублей. После разморозки в ней осталось 570 г вместо обещанных 640. То есть на долю льда пришлось добрых 28%.

Креветки Daily fish ООО “Альбатрос Си Фуд Продакшин” весом 1 кг купили в “Копейке”. На этикетке стояла масса нетто 700 г. Таким образом, производители обеспечили себе ледовый запас в целых 300 г. Стоимость этого замороженного удовольствия 265 рублей. На “выходе” после разморозки получилось ровно 700 г, как и было обещано. Но если учесть, что количество ледяной глазури в этом образце составило 30%, этот факт служит слабым утешением.

В конце декабря 2010 г. глава Роспотребнадзора вроде бы решил добавить производителям креветок еще один “бонусный” процент, сделав норматив по глазури не 6, а 7%. Но при нынешней ситуации вряд ли это имеет значение как для производителей, так и для потребителей.

К чему пришли?

Как и следовало ожидать, количество глазури оказалось напрямую связано с ценой рыбы и креветок. Производители и продавцы, в чьей продукции стало меньше льда (в основном это сетевые магазины), тут же подняли ее стоимость. Те, кто пока не перестроился, держат прежние цены, зато на ледяной панцирь они не скупятся. При этом о минимальном 5-процентном “обледенении” рыбы все равно приходится лишь мечтать. Ну а тот хаос, что царит на этикетках, не поддается описанию. Так что вновь установленные правила пока не принесли желаемого облегчения.

Лишь на упаковке окуня Fish house было сказано о 5-процентном содержании глазури. Правда, как показали испытания, на самом деле льда на рыбе оказалось больше.

Участники теста:

Филе морского окуня Emborg1 Филе окуня Fish House2 Филе окуня на коже мороженое Sailor3 Филе трески (ИП Землянский)4 Креветки королевские варено-мороженные неразделанные AGAMA5 Креветка королевская Daily fish6
  1. Филе морского окуня Emborg (Шандонг Йонгканг Фуд Компании Лимитед, Китай / ООО “Уренхольт”, Россия, г. Москва)
  2. Филе окуня Fish House (ЗАО “ТД Перекресток”, Россия, г. Москва)
  3. Филе окуня на коже мороженое Sailor (ООО “ПОЛАР СИФУД РАША”, Россия, Московская обл., г. Наро-Фоминск)
  4. Филе трески (ИП Землянский Ю.В., Россия, Калужская обл., Жуковский район, д. Кривошеино)
  5. Креветки королевские варено-мороженные неразделанные AGAMA (ООО “Агама Роял Гринланд”, Россия, Московская обл., Истринский район, Павло-Слободское с/п, дер. Лешково)
  6. Креветка королевская Daily fish (ООО “Альбатрос Си Фуд Продакшин”, Россия, Московская обл., Ленинский район, Картинский с/о, д. Апаринки)

Результаты испытаний замороженного рыбного филе и креветок

Наименование Филе морского окуня Emborg Филе окуня Fish House Филе окуня на коже мороженое Sailor Филе трески Креветки королевские варено-мороженные неразделанные AGAMA Креветка королевская Daily fish
Цена за 100 г*), руб. 34,4 33,4 22,1 15,6 40 26,5
Состав Филе морского окуня, вода (защитная ледяная оболочка) Филе окуня на коже Филе окуня, вода (глазурь) не указан Креветки, вода (защитная ледяная оболочка), соль Креветки, вода, соль
Масса замороженного продукта (с глазурью) заявленная / фактическая, г не указана /
340
не указана /
1030
1000 /
1050
500 /
500
800 /
800
1000 /
1000
Масса продукта без глазури заявленная / фактическая, г 300 /
290
985 /
900
не указана /
600
400 /
220
640 /
570
700 /
700
Количество глазури, % (норма для рыбы - не более 5%, для креветок не более 6%) 15**) 13**) 45 56 28 30

Примечания:

*) Цены указаны на декабрь 2010 г. в торговой сети Москвы.

**) Количество глазури рассчитывалось исходя из фактической массы замороженного продукта.

Выводы теста

  • Наши подсчеты показали, что в новые нормы по количеству глазури на рыбе (5%) не вписался ни один из четырех образцов. Все они перешагнули этот “ледовый” рубеж: у окуня Fish House “обледенение” составило 13%, у Emborg 15%, а у продукции марки Sailor 45%. Рекордсменом по количеству глазури стало филе трески ИП “Землянский” – 56%.

  • У креветок Daily fish (ООО “Альбатрос Си Фуд Продакшин”) заявленное количество глазури совпало с реальным: производитель обещал, что от 1 кг замороженной продукции останется 700 г, так и вышло. У второго образца AGAMA ООО “Агама Роял Гринланд” слой глазури оказался больше заявленного.

Комментарии

О вступлении в действие дополнения № 17 к СанПиН 2.3.21078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»

С 01.10.2010 года вступает в действие дополнение №17 к СанПиН 2.3.21078-01 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов». Согласно этому документу, масса глазури, нанесенной на мороженую рыбную продукцию, произведенную из рыбы не должна превышать пять процентов массы нетто, из креветки шесть процентов массы нетто.

Введение данных правил позволить искоренить практику обмана потребителей недобропорядочными поставщиками, заставляющих платить покупателя за лед. А так же послужит сигналом бизнесу для создания предприятий по глубокой переработке рыбы, перекрыв тем самым путь рыбному филе, ввозимому по импорту.

Купили замороженное филе трески без кожи в упаковке (производитель ИП Землянский Калужская область, Жуковский р-н, д.Кривошеино произведено для ООО "Арс-Продукт"). Масса на упаковке 942г. После разморозки масса филе составила 326г!!!! Т.е. воды в продукте почти вдвое больше, чем самого продукта! Господа! Не покупайте продукт от ИП Землянский! Этот "производитель" - ОБМАНЫВАЕТ нас с вами!!!

Купила к встрече 2016 года Филе трески без кожи мороженное" производитель ИП Землянский. Вес упаковки - 0,818кг. К сожалению текст на этикетке настолько бледный, что другую информацию о продукте не могу привести из-за невозможности прочесть. На вид - цвет свежего продукта; выбрала, где в в упаковке меньше всего свободного льда. После разморозки, слила воду - оказалось - вес 300г с пакетом!!!! Вот и считайте - 64% воды.
Прочла заметку 2010 г. о введении норм на кол-во воды в замороженной рыбе и говорю, что ничего не изменилось ни смотря на введение ГОСТа и продолжительное время для внедрения в производстве.
Кто же будет проверять качество? Опять сплошное надувательство.
Зоя Эдуардовна.

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)