Новости Твиттера

Вы здесь

Натуральные соки. О качестве соков на российском рынке.

12 июля 2011 года

Ирина Виноградова на РБК ТВ

Сегодня 12 июля в 18:36 на телеканале РБК (первое российское бизнес-телевидение) в прямом канале пройдет передача "Сфера интересов". Тема выпуска - "Сочное разнообразие".

По утверждению производителей соков, в России практически нет плодоовощной продукции, подходящей для изготовления соков. Даже яблочный сок, производимый на наших заводах, лишь на четверть из отечественного сырья. Из чего же тогда "давят" соки? Как меняется технология производства? Натуральный ли это продукт? Можно ли по упаковке определить его качество? Сколько сока выпивают россияне? И какие вкусы самые популярные?

В передаче принимает участие директор РИПИ Ирина Виноградова. Напомним, что темой соков РИПИ занимается уже десять лет, в рамках "Соглашения 12 марта 2002 года", контролирующего рынок соков и соковой продукции в России.

Подробнее о результатах, полученных в рамках Соглашения.

Комментарии

Вы можете посмотреть передачу "Сочное разнообразие" на телеканале РБК с участием директора РИПИ Ирины Виноградовой:

Предлагаем вашему вниманию выдержки из телепередачи «Сочное разнообразие» на канале РБК:

В передаче принимали участие:

Ирина Виноградова - Директор Российского института потребительских испытаний.
Наталья Иванова - Президент Российского Союза Производителей Соков

Ведущий: Что интересно с точки зрения качества, к нам в начале 90-х начали ввозить иностранную соковую продукцию, потом мы стали производить сок у себя. Как это все меняется, что сейчас мы пьем под названием натуральный сок?

Ирина: Мы начали проверять соки где-то с 1994 года и до сегодняшнего дня. То есть у нас где-то около 17 лет ретроспективный показ качества. Могу сказать, что где-то до 98 года это было что-то непонятное и люди не понимали что такое натуральные соки.
Золотой век натуральных соков по качеству пришелся, где-то на начало 2000 х. С 2003 года до 2007 года. В марте 2002 года нам удалось создать уникальное соглашение.
В него вошли все крупные производители натуральных соков. Около 80 % всего рынка – «Вимм Билль Данн», «Мултон» и «Лебедянь». С той целью, чтобы на основе саморегулирования «мониторить» качество рынка натуральных соков. Отслеживать аутсайдеров. Отслеживать тех, кто как это называется «бадяжит». То есть тот кто выпускает фальсификаты. И ко всему прочему эти производители за круглым столом решили договориться, что они все выполняют закон о рекламе.

Ведущий: Почему вы говорите, что пик пришелся? Потом как-то вы рассорились?

Ирина: Мы разошлись с производителями соков во время работы над техническим регламентом. Мы считаем, что технический регламент понизил планку требований к натуральным сокам. Интерес у производителей к проверке качества продукции снизился после 2006 года. И на сегодняшний момент я, например соки не покупаю. Я была активным сторонником и активно пропагандировала натуральные соки, как здоровую форму питания.
Например, мы сейчас проверяем гранатовые соки и только один соответствует заявленным свойствам, а те которые объявляются как соки прямого отжима – они таковыми не являются. Не только прямого отжима, но даже не являются гранатовыми!
Скажите - почему я должна верить этому рынку?

Ведущий: Скажите мне насколько это «маржинальный» бизнес, производство соков?
Просто складывается впечатление, что концентрат можно купить самому, разболтать его с водой и вот тебе, пожалуйста, получился натуральный сок. То есть технологически процесс не выглядит сложным. Действительно ли это так? Сколько «маржи» на каждом пакете сока у производителя?

Наталья: Тому, кто не знаком с основами производства натуральных соков, оно покажется достаточно простым. На самом деле это достаточно точные и сложные технологические процессы, которые позволяют на выходе получить тот продукт, к которому привык потребитель.

Ведущий: В США подушевое потребление натурального сока примерно 30 – 40 л на человека в год, у нас где то 20 литров. Хочется понять – это люди, которые еще не поняли, что нужно пить больше или это люди такие как вы, которые немного разочаровались?

Ирина: Я считаю, что у нас граждане не очень образованны в потребительском плане.
У нас люди больше верят россказням и различным телепередачам, которые только нагнетают. Сегодняшний рынок, чем отличается еще принципиально от 90 - х.
Что не стало явных подделок. То есть грубых подделок. Они стали изощренные, это специально выстроенные подделки, но сейчас, к счастью, есть очень большой арсенал возможностей у экспертных лабораторий, которые могут это проверить и выявить.

Ведущий: Ну, вы выявили, а дальше то что? Какой у вас есть инструмент?

Ирина: Мы пишем в Роспотребнадзор, к сожалению, сейчас только Роспотребнадзор остался, как контролирующее звено.

Ведущий: А что он делает?

Ирина: А практически ничего. Потому, что Роспотребнадзор - они как неграмотный потребитель говорят – «А от этого можно умереть скажите? Нет? Ну, тогда пусть остается.»



Далее следуют блиц вопросы телезрителей:

вопрос: Есть ли на Российском рынке натуральных соков, в принципе качественный продукт, по доступной цене, который можно было бы употреблять без ущерба здоровью?

Ирина: Я думаю есть , но немного.
Наталья: Есть.

вопрос: Чем соки для детей отличаются от соков, на которых не написано, что они рекомендованы для детского питания?

Наталья: Для детских соков установлены специальные требования по безопасности и некоторые требования по пищевой ценности. С точки зрения безопасности требования чуть более жесткие, чем для взрослых продуктов. По добавленному сахару для нектаров тоже есть ограничения. И есть ограничения по кислотности. Это связано с физиологией детского организма.

вопрос Ирине: Вы сравнивали яблочный детский сок и сок, на котором нет пометки, там одно и тоже или разное?
Ирина: Практически одно и тоже.

вопрос: Какой смысл переплачивать за дорогие соки? В чем, кроме цены, принципиальное отличие соков премиального сегмента, от эконом? Из чего делают одно и другое?

Наталья: Немножечко разное качество сырья - так же как мы можем купить яблоки по 3 рубля, а можем купить яблоки по 5 рублей и у них будет разное качество.

вопрос: Можно ли верить надписи – «Сок не содержит сахара»?

Ирина: Можно. Так и должно быть. Во многих натуральных соках сахар вообще не докладывается. Если это нектар, то сахар там должен присутствовать. То, что внутри должно соответствовать тому, что на упаковке.

вопрос: Вот когда на упаковке написано 100% сок это что значит?

Наталья: Это значит что там 100% сока, что там не добавлено воды больше чем ее было непосредственно в самом фрукте.

вопрос: А когда воду добавляют, ее берут оттуда же откуда «бутилировщики» все?

Наталья: Для воды, которая используется для разбавления соков, тоже имеются дополнительные требования, которые позволяют обеспечить свойства соковой продукции.

Ирина: Кстати вот по поводу воды это один из показателей, по которым сейчас можно определить сок это восстановленный или сок прямого отжима. То есть раньше этого сделать было нельзя, не было соответствующего оборудования и технологий.

На форуме РИПИ в разделе "Качество товаров" опубликованы ответы специалистов на наиболее часто встречающиеся вопросы о качестве соков и нектаров:

  • Правда ли, что более 90% соков и нектаров сейчас делают не из фруктов, а путем восстановления из замороженного концентрированного сока и/или пюре?
  • Что такое концентрированные соки?
  • А что такое восстановленный сок?
  • ...

подробнее...

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Качество и безопасность продуктовой потребительской корзины 2016

Проанализированы результаты испытаний образцов продукции, составляющей продуктовую потребительскую корзину россиян, проведенных тремя организациями из разных регионов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск).

Исследовано порядка 600 образцов.

Не соответствуют требованиям безопасности:

48% овощной продукции
38% рыбной продукции
24% бакалейной продукции
16% молочной продукции

Являются фальсификатами:

52% мясной продукции
22% молочной продукции

Не соответствуют по физико-химическим показателям и органолептике:

50% рыбной продукции
40% мясной продукции
31% молочной продукции
30% яиц
25% бакалейной продукции

Доля нарушений по маркировке:

100% — яйца
70% — мясная продукция
56% — свежие овощи
53% — бакалейная продукция
40% — молочная продукция
32% — рыбная продукция