Вы здесь

Нектары из “красных” ягод

фото

Данное исследование нектаров из "красных" ягод проводилось в рамках "Соглашения 12 марта 2002 года", направленное на повышение качества соковой продукции. Поэтому ниже мы приводим полный текст статьи, опубликованной в журнале СПРОС 2005/01.


Ягода-малина нас с тобой манила...

Тестирование нектаров из “красных” ягод – очередной этап исследования сокового рынка. Как обычно, не обошлось без нарушителей, хотя в силу особенностей продукции ни один из образцов в этот раз не претендовал на “звание” 100-процентного сока.

К СВЕДЕНИЮ

В Программу исследований были включены не соки, а нектары и сокосодержащие напитки. Это продукты, изготовленные из сока, сахарного сиропа и других разрешенных ингредиентов. Доля сока ”красных” ягод составляет в нектарах не менее 25%, в сокосодержащих напитках – не менее 10%. Так называемые 100%-ные соки из “красных” ягод не производят для продажи в торговой сети, поскольку они непригодны для непосредственного употребления из-за высокой кислотности.

Сегодня мы подводим итоги очередного исследования соковой продукции. В этот раз эксперты изучали качество нектаров и сокосодержащих напитков из “красных” ягод – вишни, черешни, малины, красной и черной смородины, клубники (земляники) и черноплодной рябины.

Наши постоянные читатели знают, что уже более двух лет мы проводим исследования соков и нектаров в рамках Соглашения, подписанного в марте 2002 года. Кроме нас – Информационно-издательского фонда “СПРОС” – в Соглашение вошли ведущие производители соков и нектаров – компании “Вимм-Билль-Данн”, “Мултон”, “Лебедянский”, “Нидан”, Российский союз производителей соков, а также Независимое объединение аналитических лабораторий в лице Прикладной научно-исследовательской лаборатории биотехнологии пищевых продуктов Московского государственного университета пищевых производств, Испытательного центра “Академсертификат” и Испытательного центра Сергиево-Посадского филиала ФГУ “Менделеевский ЦСМ”.

СПАП – свод практических и административных правил саморегулирования рынка соков, нектаров и сокосодержащих напитков в области качества продукции.

Объединила нас одна общая цель – создание механизма, способного повысить качество соковой продукции, вытеснение с рынка фальсифицированных и низкокачественных товаров.

Работа по каждому виду сока или нектара начинается с изучения наименований и торговых марок, представленных на рынке. По результатам мониторинга Высший совет Соглашения решает, какие именно продукты войдут в исследование. После этого соки и нектары закупаются в розничной торговой сети по методу анонимных потребительских закупок и передаются в лаборатории. Параллельно с лабораторными исследованиями проходит юридическая экспертиза этикеток. Итоги всей работы подводят Экспертный и Высший советы, которые на основе специально разработанного СПАП принимают решение о мерах воздействия на предприятия-нарушители. Это либо письма в их адрес, где указывается, по каким показателям выявлены отклонения с предложением консультативной помощи, либо уведомления в органы государственного контроля и надзора. Иногда и то, и другое, в зависимости от того, какое по счету нарушение данного предприятия нами выявлено. Этот порядок прописан в Своде правил, которым руководствуются в своей работе участники Соглашения.

МОНИТОРИНГ РЫНКА

Прежде чем закупить образцы для испытаний, мы провели маркетинговое исследование рынка этого вида соковой продукции. Анализ осуществлялся на основании изучения ассортимента различных предприятий розничной торговли – рынков и ярмарок, обычных и сетевых магазинов, супер и гипермаркетов.

В ходе мониторинга выяснилось, что около 70% продаваемых нектаров и сокосодержащих напитков из “красных” ягод – отечественного производства. Немногим более 5% таких нектаров поступает к нам из стран ближнего зарубежья. Импортная продукция составляет 23–24%. Чаще всего ее поставляют из Германии, Австрии, Франции.

Самые распространенные из “красных” нектаров – вишневые. Второе место занимают смешанные – из фруктов двух, а то и трех видов. Далее идут черносмородиновые, клубничные (земляничные), брусничные, черноплодно-рябиновые, малиновые, клюквенные, красносмородиновые. Встречаются и такие “экзотические” нектары и напитки, как черничные, ежевичные, голубичные.

Импортные нектары дороже отечественных в 2–6 раз. Их практически невозможно встретить на мелкооптовых рынках и продовольственных ярмарках. И наоборот, недорогие нектары вы вряд ли увидите в фирменных магазинах.

Прочно вошли в нашу жизнь упаковки типа “Тетра-пак” и “Комбиблок” – они удобны и практичны. Но по-прежнему популярны соки и нектары в стеклянной таре – бутылках и даже трехлитровых банках.

Несмотря на то что категория “красных” нектаров вобрала в себя напитки из множества ягод, все равно по количеству представленных на рынке торговых марок ей далеко до яблочных и апельсиновых соков. Самый большой ассортимент “красных” нектаров и сокосодержащих напитков представлен компаниями “Вимм-Билль-Данн”, “Стимул” и ЭКЗ “Лебедянский”.


Согласно научной терминологии, “красными“ называют ягоды, имеющие разную природную окраску.

В общем и целом

Исследование “красных” нектаров в рамках Соглашения – четвертое по счету после апельсиновых, томатных и грейпфрутовых соков.

Для тестирования мы отобрали 28 продуктов – 27 с заявленным наименованием “нектар” и 1 с заявленным наименованием “сокосодержащий напиток”. Они были изготовлены из сока вишни, черешни, клубники, малины, красной и черной смородины, земляники и черноплодной рябины.

Входили в группу исследуемых и смешанные нектары из двух видов ягод, но только те, в которых сок “красных” ягод преобладал, то есть в названии стоял на первом месте, например землянично-яблочный.

Для полной идентификации (то есть подтверждения соответствия заявленному наименованию) “красные” нектары проверяли по 38 физико-химическим показателям. Такое подробное исследование позволило оценить качество и подлинность не только готовых нектаров, но и исходного сырья – концентрированных соков и воды, применяемой для изготовления нектара или напитка.

После аналитической обработки полученных данных эксперты признали соответствующими наименованию 16 нектаров и 1 сокосодержащий напиток. У одиннадцати образцов было выявлено несоответствие физико-химических показателей заявленному наименованию ”нектар” и несоответствие требованиям к маркировке.


Метод анонимных потребительских закупок заключается в том, что товары для испытаний закупаются в розничной торговой сети. При этом ни производителя, ни продавца не ставят в известность о том, для каких целей приобретается товар.

История повторяется

Впервые мы изучали продукцию торговой марки “Вико” и сразу же обнаружили нарушение: вишневый нектар “Вико” не может называться нектаром.

Второй раз в штрафниках оказывается торговая марка “Чемпион Premium”. На сей раз не соответствует заявленному наименованию вишневый нектар.

Красносмородиновый и черноплодно-рябиновый нектары марки “Удачный” также в действительности не могут называться таковыми. Армянские соки марки “Noyan” не новички в “черном” списке нарушителей. На этот раз его пополнил нектар “вишня”.

Пожалуй, уже традиционное место в этом списке занимают марки “Сокос”, “Сокос Реал 100%”, “Jaffa Grand” – вишневые нектары, “Jaffa Plus” – клубничный нектар, “Курортная серия. Венеция” – вишневый нектар, “Долька” – нектар из малины и яблок.

Как и раньше, всем производителям этих продуктов были разосланы письма-уведомления с рекомендациями исправить положение в определенные сроки. Как и раньше, предлагалась консультативная помощь. Ответы мы получили только от четырех из одиннадцати производителей – компаний “Нидан”, “Амтел Софт Дринкс”, “Троя-Ультра” и Одесского консервного завода детского питания.

Руководство “Нидана” сообщило, что рецептура вишневого нектара “Чемпион Premium” уже изменена. Приведена в соответствие с ней и информация на упаковке.

“Троя-Ультра” тоже признала справедливость замечаний, предъявленных к нектару из малины и яблок “Долька”. Суть ответного письма – недостатки устранены, этикетка откорректирована. ООО “Амтел Софт Дринкс” не только признало свой “прокол” с вишневым нектаром “Курортная серия. Венеция”, но и перечислило несколько причин, по которым на предприятии не могут выпускать качественную продукцию. По большому счету все они сводятся к одному – отсутствию денег. “А раз нет денег для производства качественной продукции, будем выпускать ту, на какую денег хватит”, – видимо, так рассуждают производители. Железная логика, только потребителей она вряд ли устроит.

Одесский консервный завод детского питания в защиту своего вишневого нектара “Jaffa Grand” и клубничного нектара “Jaffa Plus” прислал отписку, содержание которой вообще дает повод усомниться в компетентности технологов этого предприятия.

Данные о продукции, несоответствие которой заявленному наименованию было подтверждено неоднократно, но меры предприятием не принимались, направлены нами в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (бывший Госстандарт России) и в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


Выводы теста

Соответствует - это значит, что проверенный продукт действительно является соком или нектаром, как это заявляет производитель.
  • Соответствуют своему наименованию 17 из 28 проверенных продуктов:

    1. нектар клубничный с мякотью “Я”, ОАО ЭКЗ “Лебедянский”, Россия;
    2. нектар землянично-яблочный “Фруктовый сад”, ОАО ЭКЗ “Лебедянский”, Россия;
    3. нектар черносмородиново-яблочный “Фруктовый сад”, ОАО ЭКЗ “Лебедянский”, Россия;
    4. нектар черешневый “Rio Grande”, компания “Вимм-Билль-Данн”, ООО “Фруктовые реки”, Россия;
    5. нектар вишневый “J7”, компания “Вимм-Билль-Данн”, ООО “Фруктовые реки”, Россия;
    6. нектар вишневый “Rich”, ЗАО “Мултон”, Россия;
    7. нектар клубничный “Santal Parmalat”, ОАО “Белгородский молочный комбинат”, Россия;
    8. нектар черешневый “Santal Parmalat”, ОАО “Белгородский молочный комбинат”, Россия;
    9. напиток сокосодержащий из вишни “Santal Parmalat”, ОАО “Белгородский молочный комбинат”, Россия;
    10. нектар из малины “Vigeo”, ЗАО”Стимул”, Россия;
    11. нектар из красной смородины “Vigeo”, ЗАО “Стимул”, Россия;
    12. вишневый нектар “Minute Maid”, ООО “Кока-кола Ботлерз Орел”, Россия;
    13. нектар вишневый “Swell”, ООО “Производственная компания “Мастер-Алко”, Россия;
    14. нектар вишневый “KJ Королевский”, агрофирма “Казбек”, Россия, РСО-Алания;
    15. нектар из черной смородины “Happy Day. Rauch”, “Rauch Fruchtsafte GmbH & Co”, Австрия;
    16. нектар вишневый “Gold Kirsche. Albi”, Albi GmbH & Co., Германия;
    17. нектар черносмородиновый “Gold Kirsche. Albi”, Albi GmbH & Co., Германия.

    фото1 фото2 фото3 фото4 фото5 фото6 фото7 фото8 фото9 фото10 фото11 фото12 фото13 фото14 фото15 фото16 фото17

  • Не соответствуют заявленному наименованию:

    1. нектар вишневый без мякоти “Чемпион Premium”, ООО “Нидан-Гросс”, Россия;
    2. вишневый нектар “Вико”, ООО “Интерагросистемы”, Россия;
    3. красносмородиновый неосветленный нектар “Удачный”, ЗАО “Совхоз им. Ленина”, Россия;
    4. черноплодно-рябиновый неосветленный нектар “Удачный”, ЗАО “Совхоз им. Ленина”, Россия;
    5. нектар “Вишня” “Noyan”, ЗАО “Евротерм”, Армения;
    6. “Сокос” вишневый нектар, ОАО “Останкинский молочный комбинат”, Россия;
    7. “Сокос Реал 100%” вишневый нектар, “Останкинский молочный комбинат”, Россия;
    8. “Jaffa Grand” вишневый нектар, СП “Витмарк-Украина” ООО, ОАО “Одесский консервный завод детского питания”, Украина;
    9. “Jaffa Plus” клубничный нектар, ОАО “Одесский консервный завод детского питания”, Украина;
    10. “Курортная серия. Венеция” вишневый нектар, ООО “Амтел Софт Дринкс”, Россия;
    11. “Долька” нектар из малины и яблок, ООО “Троя–Ультра”, Россия.

    фото1 фото2 фото3 фото4 фото5 фото6 фото7 фото8 фото9 фото10 фото11

  • Отрадно сознавать, что заложенные Соглашением задачи приводят к положительным переменам. На момент подведения итогов исследования вишневый нектар “Чемпион Premium” (ООО “Нидан-Гросс”, Россия) и нектар из малины и яблок “Долька” (ООО “Троя-Ультра”) не соответствовали заявленному наименованию. Однако после работы, проведенной по результатам исследования, производители изменили состав своей продукции в соответствии с требованиями нормативов и внесли коррективы в маркировку товара.

Комментарии

Вы можете ознакомиться с результатами исследования соков прямого отжима, проведенного РИПИ совместно с Московским государственным университетом пищевых производств.

Проверено 12 соков прямого отжима: «Фруто-Няня», «Живые соки», «Сады Придонья», «Tropicana», «Я», «Noyan», «Grante», «Le Grand», «Cuisine Rozale», «Bioitalia», «FRUIT LIFE Healthy», «Biotta Karotte».

Четверть всей исследованной продукции не является соками прямого отжима!