Вы здесь

Жесткий контроль сока из цитрусовых из Америки

16 января 2012 года

карбендазим в апельсиновом соке

Роспотребнадзор сообщает, что на официальном веб-сайте Управления США по надзору за качеством пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) размещена информация об обнаружении карбендазима в готовой соковой продукции, изготовленной из Бразильского концентрата.

Для справки: карбендазим - химическое вещество, используемое для защиты растений от «черной пятнистости» (вид плесени апельсиновых деревьев).

Управлениям Роспотребнадзора, дано указание контролировать соковую продукцию из цитрусовых изготовленную из концентрата, произведенного в Бразилии и США, в случае обнаружения превышения в ней норматива содержания карбендазима принять меры, направленные на прекращение ее реализации.

Отметим, что в России требования к качеству и безопасности продукции регламентируются техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей и являются более жесткими, чем в ЕС.

Источник информации: Роспотребнадзор. Пресс-релиз "О контроле за соковой продукцией"


Со своей стороны добавим, что РИПИ много лет занимается мониторингом рынка соков. Начиналось все с "Соглашения 12 марта 2002 года", контролирующего рынок соков и соковой продукции в России.

За эти годы проведены следующие исследования:

Для наглядности приведем диаграмму, иллюстрирующую состояние рынка соков (по оси Х указано число исследованных образцов).

качество соков

Комментарии

Колеснов А.Ю. эксперт по сокам

Мы попросили прокомментировать новость об опасном соке нашего эксперта - ведущего научного сотрудника, доктора технических наук Колеснова Александра Юрьевича (эксперта по фруктам, овощам и продуктам их переработки).

Читайте комментарии к пресс-релизу о том, что:

  • Роспотребнадзор изменил отношение к пестицидам в соковой продукции
  • об отношении стран к карбендазиму
  • О неэффективности выборочного контроля только по отдельным пестицидам
  • Почему российский техрегламент на соковую продукцию существенно понизил требования к безопасности?
  • О недостатках российского техрегламента на соковую продукцию
  • О недостатках нормативных документов Таможенного союза на соковую продукцию
  • На что нам нужно равняться по сравнению со странами ЕС?

Данный пресс-релиз интересен, т.к. отражает современную позицию Роспотребнадзора в вопросе о присутствии в соках и соковой продукции нежелательных веществ - пестицидов, нормы для которых не содержит действующий в настоящее время российский регламент на соковую продукцию (федеральный закон «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» от 27.10.2008 г. № 178-ФЗ).

Как показывают результаты анализа практики подтверждения соответствия (сертификации, декларирования соответствия, государственной регистрации), контроль соковой продукции осуществлялся (и осуществляется в настоящее время) только по двум пестицидам - гексахлорциклогексану (ГХЦГ) и дихлордифенилтрихлорэтану (ДДТ) (таблицы 1 и 2 приложения 1 вышеуказанного регламента), другие пестициды не контролируются.

Карбендазим (др. названия - мерказол, карбендазол) является т.н. действующим веществом, которое относится к пестицидам и входит в подгруппу фунгицидов, т.е. химических соединений, которые используются для борьбы с грибковыми заболеваниями растений (напр., семечковых и цитрусовых фруктов, бананов, ананасов, ягод и др.). Отношение к применению карбендазима для обработки сельскохозяйственного растительного сырья в мире неоднозначное. Так, например, «Едиными санитарно-эпидемиологическими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» Таможенного союза, действующими с 2010 года (приложение 15.1 к разделу 15 главы II, стр. 1031) и Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (вступает в силу 01.07.2013 г.) установлены гигиенические нормативы содержания действующих веществ пестицидов в объектах окружающей среды, продовольственном сырье, пищевых продуктах, а также определены положения и требования к их контролю. Согласно данным документам карбендазим является допустимым компонентом пищевых продуктов (напр., семечковых фруктов, винограда), если его содержание не превышает максимально допустимый уровень (МДУ) или временный максимально допустимый уровень (ВМДУ). Указанные в «Единых требованиях» нормы применимы не только к сырью (напр., к фруктам и овощам), но и к пищевым продуктам из которого они изготовлены (напр., к сокам). Перечень, содержащихся в «Единых требованиях» пестицидов, а также перечень пестицидов, включённых в «Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации» (Минсельхоз России, 2009), являются единственными документами для использования в целях регулирования применения пестицидов и их остаточных количеств в сырье и пищевых продуктах. Кроме Российской Федерации карбендазим разрешён к применению также в 24 странах Европейского союза, но запрещён в Австралии.

Все пестициды (это примерно 14 групп различных отдельных химических веществ и смесей разного назначения) подлежат строгому контролю в ходе их применения при сельскохозяйственном производстве растительного и животного сырья. В готовых пищевых продуктах контролю подлежат т.н. остаточные количества пестицидов, которые в виду высокой химической устойчивости этих соединений к технологическому воздействию (напр., к механическому и/или тепловому) при переработке сырья попадают в конечный пищевой продукт. Следует подчеркнуть, что контроль будет только тогда эффективным, когда он будет не выборочным, т.е. только по отдельным пестицидам, а полным, т.е. будет осуществляться по максимально возможному перечню пестицидов, которые допущены к применению в производстве того или иного вида сырья (напр., фруктов, овощей или отдельных групп фруктов и овощей - цитрусовых фруктов, корнеплодов и т.п.). Только в рамках эффективного контроля возможно поддержание необходимой безопасности пищевой продукции, соответствующей современному уровню техногенных рисков.

Невозможно оставить без комментария заключительное предложение из пресс-релиза Роспотребнадзора от 12.01.2012 г., в котором утверждается (цитата): «Одновременно сообщаем, что в России требования к качеству и безопасности продукции регламентируются техническим регламентом на соковую продукцию из фруктов и овощей являются более жёсткими, чем в ЕС». Это утверждение не соответствует действительному состоянию дел в части нормативного обеспечения безопасности и качества соков и соковой продукции в Российской Федерации. Российский технический регламент на соковую продукцию (см. выше) существенно понизил нормативный уровень обеспечения безопасности, не только по отношению к нормам ЕС и международным нормам, но и даже по отношению к ранее действовавшим нормам известного российского документа СанПиН 1078-2001.

Применительно к рассматриваемой теме пестицидов следует выделить следующие недостатки российского технического регламента на соковую продукцию, которые не позволяют подтвердить тезис о якобы «более жёстких, чем в ЕС требованиях к безопасности»:

  1. в регламенте установлены нормы о максимально допустимых уровнях в соковой продукции из фруктов и овощей только для двух пестицидов - ГХЦГ и ДДТ (таблица 1 приложения 1 регламента), в регламенте нет требований, в т.ч. норм для контроля, к максимально допустимым уровням для других пестицидов, применяемых в сельскохозяйственном производстве фруктов и овощей;
  2. в регламенте нет т.н. ссылочных норм на другие нормативные правые документы, согласно которым осуществлялся бы контроль остаточных количеств всех пестицидов, которые снижают уровень безопасности соков и соковой продукции;
  3. вместе с тем, например, только в ЕС для производства цитрусовых фруктов разрешено применение, более чем 200 разнообразных пестицидов, в этой связи, для проведения контроля загрязнения соков и соковой продукции (и другой продукции) из цитрусовых фруктов необходимо использовать нормы для не менее, чем 200 пестицидов;
  4. целесообразно подчеркнуть, что включение в регламент норм для двух пестицидов означает, что в Российской Федерации может производиться и реализовываться соковая продукция, произведённая из сырья, которое получено с применением одного или двух указанных пестицидов, но в ЕС ГХЦГ и ДДТ как действующие вещества давно запрещены, т.е. любая соковая продукция из фруктов и овощей, в которой будут обнаружены эти пестициды в количестве, превышающем минимальный предел обнаружения метода контроля (0,01 и 0,05 мг/кг соответственно для ГХЦГ и ДДТ), не подлежит продаже на территории ЕС! В регламенте на соковую продукцию нормы о максимально допустимом уровне этих пестицидов превышают предел обнаружения в 5 и 50 раз (для ГХЦГ, соответственно для соковой продукции из фруктов и овощей) и в 2 раза (для ДДТ, для любой соковой продукции), данный пример подтверждает необоснованность тезиса пресс-релиза о якобы более жёстких требованиях регламента);
  5. часть 2 статьи 14 регламента, содержащая фактически декларативное положение о том, что (цитата) «2. В отношении сырья растительного происхождения, используемого при производстве соковой продукции из фруктов и (или) овощей, обязательно наличие информации о применении пестицидов при выращивании соответствующих растений, фумигации производственных помещений и тары для хранения этого сырья в целях защиты его от вредителей и болезней сельскохозяйственных растений» не является эффективной нормой, т.к. регламент не содержит положений для контроля выполнения поставщиками и изготовителями данного требования. Так, например, можно сделать вывод о том, что сырьё растительного происхождения (напр., концентрированный сок), в сопроводительной документации к которому написано, что при его производстве не применялись пестициды или вообще нет никакой информации (что характерно), не будет контролироваться или будет контролироваться только по двум пестицидам (ГХЦГ и ДДТ), нормы для которых приведены в регламенте (см. выше). В документах, например, в регламентах, определяющих нормативный уровень безопасности пищевой продукции, речь должна идти не только об обязанности поставщиков и изготовителей приводить информацию о наличии пестицидов, но и в большей степени о мерах, которые должны быть предприняты уполномоченными органами для контроля выполнения данного требования (при чем вне зависимости от наличия или отсутствия в документах данной информации).

Технические регламенты Таможенного союза - регламент на соковую продукцию и регламент «О безопасности пищевой продукции» не меняют кардинально ситуацию с безопасностью соковой продукции в части пестицидов и, соответственно, не повышают нормативный уровень безопасности по сравнению с требованиями ЕС. Так, например, в регламенте о безопасности, а также в упомянутых выше «Единых санитарно-эпидемиологических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» речь идёт гигиенических нормативах содержания действующих веществ 486 наименований пестицидов, разрешённых в России и на территории Таможенного союза. Из этого количества прямое отношение к сырью (фруктам и овощам), из которого производят соки и соковую продукцию, имеют примерно 227 пестицидов. Кроме того, в перечне приведены 106 пестицидов, максимально допустимые уровни (или временные максимально допустимые уровни) которых в пищевой продукции вообще не нормируются или нормирование для которых не требуется. Таким образом 106 пестицидов остаются без какого-либо контроля их остаточных количеств в пищевой продукции!

Рассматриваемые документы Таможенного союза аналогично действующему российскому регламенту на соковую продукцию содержат нормы об обязанности поставщика и/или изготовителя указывать информацию об использовании пестицидов. В случае отсутствия информации запрет на ввоз и оборот распространяется только на сырье, но не на готовые продукты (статья 13 технического регламента «О безопасности пищевых продуктов»). При изготовлении сырья этим регламентом не допускается использование тех пестицидов, которые запрещены законодательством государств-членов Таможенного союза (статья 25). Но это требование также не затрагивает готовую пищевую продукцию, которая, как показывает практика мониторинга безопасности продуктов (см. ниже), может содержать запрещённые пестициды. Речь о готовой пищевой продукции и определении в ней остаточных количеств пестицидов идёт в данном регламенте в статье 36, но упомянутое в ней определение (контроль) проводится только на основании информации о применении пестицидов. Как было отмечено выше, регламент не обязывает поставщиков и/или изготовителей готовой пищевой продукции (напр., соков) указывать информацию о применении пестицидов в сырье, из которого она изготовлена. Кроме того, в той же 36 статье указано, что определение остаточных количеств пестицидов осуществляется в соответствии с гигиеническими нормативами содержания пестицидов в объектах окружающей среды, т.е. по перечню из 486 наименований пестицидов.

Дополнительно следует подчеркнуть, что ряд действующих веществ пестицидов запрещены в ЕС. К таким запрещённым действующим веществам пестицидов (наряду с ГХЦГ и ДДТ) относятся (согласно регламенту ЕС № 1107/2009, по состоянию на 22.11.2011 г.):

  • алдрин
  • диазинон
  • процимидон
  • фенитротион

Непонятно также, каким образом будет осуществляться контроль в готовых пищевых продуктах, например, в соках таких пестицидов, запрещённых в ЕС, как ометоат, триазофос, диэтилтолуамид, т.к. они не включены ни в «Единые санитарно-эпидемиологические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», ни в регламенты Таможенного союза о безопасности пищевой продукции, и на соковую продукцию., т.к. они не включены ни в «Единые санитарно-эпидемиологические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)», ни в регламенты Таможенного союза о безопасности пищевой продукции, и на соковую продукцию.

Вышеуказанные отличия от норм ЕС не позволяют подтвердить обоснованность тезиса о «жёсткости» российских требований к безопасности соковой продукции. В завершение комментария можно также упомянуть, что в ЕС функционирует постоянно действующая система мониторинга и контроля загрязнителей (пестицидов, токсинов, антибиотиков, ветеринарных препаратов и др.) пищевых продуктов, которые поступают на рынок ЕС. Система мониторинга называется RASFF - Rapid Alert System for Food and Feed, и используется для оповещения потребителей и принятия уполномоченными органами оперативных действий (напр., отзыва продукции с продажи или предотвращения поступления на рынок ЕС продукции, которая не соответствует действующим нормам по безопасности).

отчет RASFF за 2010 г В части пестицидов - контроль осуществляется по максимально возможному перечню пестицидов и группам пищевых продуктов, в которых могут содержаться пестициды. Периодические отчёты о результатах мониторинга публикуются в электронном виде и являются общедоступными (см. например прилагаемый отчёт результатов мониторинга RASFF за 2010 год). Потребители могут также бесплатно подписаться на рассылку по электронной почте оперативных оповещений о текущих результатах мониторинга – выявленных и отозванных с рынка партиях продуктов.

В отношении остаточных количеств пестицидов в продовольственном сырье и пищевых продуктах в ЕС периодически проводится масштабный специальный мониторинг рынка. Результаты исследований также публикуются в виде отчётов, которые являются общедоступными (см. прилагаемый отчёт о результатах исследования пищевых продуктов и сырья пестицидами за период 2008-2010 гг.). Сравнимые по масштабу исследования загрязнения пищевых продуктов пестицидами в Российской Федерации не проводились (если судить по опубликованным общедоступным данным). Завершая тему о пестицидах и сравнении норм, можно также отметить, что в ЕС пестициды получают разрешение на применение на ограниченный срок. Выданные разрешения подлежат периодическому пересмотру, в т.ч. с позиций новых научных знаний и сопоставлений с актуальным уровнем рисков и угроз здоровью потребителей. Данную работу осуществляет специальная комиссия - EFSA (European Food Safety Authority).

Таким образом, в настоящее время существует необходимость внесения дополнений в нормы по безопасности соков и соковой продукции, в т.ч. по пестицидам, для их приведения в соответствие с действующими нормами ЕС, а также с международными нормами, например, с международным стандартом на фруктовые соки и нектары Комиссии Кодекс Алиментариус (стандарт CODEX STAN 247-2005). Для практической реализации и контроля норм безопасности, в т.ч. в рамках систем мониторинга Роспотребнадзора и/или других систем (также систем независимого потребительского контроля), аналогичных приведённым выше европейским примерам, в Российской Федерации имеется необходимый экспертный, научный и инструментальный потенциал.


P.S. Можно рекомендовать пресс-службе следить не только за публикациями о соках из FDA (США), но и за европейскими публикациями. Так, например, в 2011 году в журнале Talanta (№ 83, стр. 1552-1561) опубликованы результаты исследования в Испании соков и соковой продукции из апельсинов, ананасов, персиков и др., отобранных из розничной торговли в рамках программы разработки нового метода для контроля остаточных количеств пестицидов. Наряду с карбендазимом в соках обнаружены и другие пестициды, в т.ч. запрещённые - диазинон и даже диэтилтолуамид («DЕЕT» - пестицид военного происхождения, использовался во Вьетнаме). Результаты исследований и мониторинг, который проводится в ЕС, наглядно демонстрируют необходимость обязательного контроля в соках и соковой продукции всех пестицидов, применяемых (и запрещённых) в настоящее время в производстве фруктов и овощей.

25 января 2012 года на сайте Российского союза производителей сока была опубликована статья, в которой заверяется, что беспокоиться не нужно. Продукция проверяется. Нормы в России жестче. И ни слова про другие пестициды, о которых пишет эксперт по сокам в комментарии выше.

Даю ссылку: http://www.rsps.ru/main/index.php?ELEMENT_ID=821

Президент Российского Союза Производителей Сока Наталья Иванова в интервью, данном газете "ВЗГЛЯД" (http://www.vz.ru), уверила, что в России предъявляются очень высокие требования по содержанию этого токсичного вещества в соках.

Причем они более жесткие, чем в Евросоюзе. К примеру, в России норма по содержанию карбендазима в соках составляет 0,05 миллиграмма на 1 килограмм продукции, а в ЕС – 0,2 миллиграмма на 1 килограмм продукции. В концентрате из Бразилии был обнаружено 0,01 миллиграмма на 1 килограмм.

Как отметила Наталья Иванова, в таких малых дозах, которые были обнаружены, нет рисков для здоровья. Причем речь идет об апельсиновом концентрате, который впоследствии разводится водой для получения сока. То есть содержание карбендазима в готовом соке гораздо меньше.

По словам Натальи Ивановой, сами заводы – производители соковой продукции заинтересованы в проверке качества сырья.

«Производитель соковой продукции, приобретая сырье у поставщика, тестирует в лабораториях образцы продукции и при несоответствии нормам отказывается от поставок. При выявлении контролирующими органами, в частности Роспотребнадзором, нарушений требований безопасности продукции изготовитель понесет колоссальные убытки, связанные с отзывом продукции с рынка».

Наталья Иванова пояснила, что шумиха, поднятая в США из-за присутствия карбендазима в концентрате, была вызвана тем, что к реализации в этой стране вообще не допускаются продукты, в которых содержатся любые дозы карбендазима. Вместе с тем в России и Европе таких ограничений нет.

Ссылка на источник: http://www.vz.ru/economy/2012/1/13/553263.html

Президент РСПС в своем интервью не уточнила, что российская норма в 0,05 мг/кг действует в отношении остаточных количеств карбендазима ТОЛЬКО для земляники, смородины, плодовых (семечковых) фруктов, а также для винограда и огурцов. Дополнительно есть нормы по карбендазиму для сахарной свеклы (0,1 мг/кг) и зерну хлебных злаков (0,2 мг/кг). Это весь перечень продуктов в российском документе. Для других фруктов, в т.ч. цитрусовых, и овощей, а также для продуктов их переработки нормы по карбендазиму полностью ОТСУТСТВУЮТ. В этой связи непонятно заявление президента РСПС Ивановой Натальи об «очень высоких требованиях по содержанию этого токсичного вещества в соках». В каких? Из земляники, смородины, семечковых фруктов, винограда и огурцов? Если да, то это понятно. А в соках из других фруктов или овощей? Так, например, томатов (т.е. помидоров) нет в указанном перечне, поэтому в томатном соке карбендазим вообще не контролируют, т.к. норма отсутствует. Не контролируют этот пестицид в продуктах переработки абрикосов, персиков, слив, например, в пюре, которое является сырьем для изготовления продуктов детского питания. Не предусмотрен контроль в России по карбендазиму для малины, крыжовника, клюквы и другим ягодам, а также для тропических фруктов (напр., для бананов, ананасов, манго, гранат и др.), из которых также изготавливают соки, нектары и напитки. Как следует из цитаты «Производитель соковой продукции, приобретая сырье у поставщика, тестирует в лабораториях образцы продукции и при несоответствии нормам отказывается от поставок» проверка сырья осуществляется на соответствие НОРМАМ. А нормы известны – это два пестицида (см. выше комментарий эксперта) и иногда (при появлении пресс-релиза Роспотребнадзора) по карбендазиму (в очень ограниченном количестве продуктов). А если нормы нет, то нет и контроля. В этой связи заявления президента РСПС Ивановой Натальи о якобы более «высоких» требованиях по карбендазиму для всех российских соков и других чудесах с «тестированием сырья» и «отказами от поставок» неназванными российскими производителями просто не выдерживают никакой критики.
С российскими нормами по карбендазиму и др. пестицидам и перечнями продуктов можно ознакомиться в этом документе: «Единые санитарно-эпидемиологические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)» таможенного союза (загрузка с сайта Таможенного союза по ссылке http://www.tsouz.ru/db/techregulation/sanmeri/Pages/default.aspx). Нормы ЕС по остаточным количествам пестицидов и перечни контролируемых продуктов доступны по ссылке http://ec.europa.eu/sanco_pesticides/public/index.cfm.

  • Именно Бразилия является основным поставщиком апельсинового концентрата в нашу страну.
  • Вторым по величине производителем апельсинового сока выступают США. Производство продукта в основном сосредоточено во Флориде.
  • Конфликт США и Бразилии скажется на потребителях всего мира. Многие эксперты ожидают значительного роста цен на апельсиновый сок на рынке. Фьючерсы на поставку апельсинового сока взлетели до максимума за 34 года. США собираются перекрыть импорт сырья из Бразилии, поскольку в нем нашли опасные для здоровья вещества.
  • Как уверила глава Российского Союза Производителей Сока, повышения цен на апельсиновый сок в России в 2012 году не ожидается, несмотря на опасения из-за непогоды во Флориде. «По прогнозам 2012 год должен стать самым урожайным за последние десять лет, поэтому дальнейшего роста цен на апельсиновую соковую продукцию мы не ожидаем. Причем они даже могут незначительно снизиться.
  • Американцы стали пить намного меньше апельсинового сока: потребление снизилось на 25% за последнее десятилетие, а раньше США были мировым лидером по закупкам этого товара (по данным министерства сельского хозяйства США).

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)