Новости Твиттера

Вы здесь

Чиновники меняют законы в сторону ущемления права потребителей

Всеволод Вишневецкий, Председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей Общественный контроль

19 ноября 2020 года

Председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей "Общественный контроль" Всеволод Вишневецкий обратился в Минпромторг по поводу упразднения Книг жалоб и предложений. Его мнение - чиновники меняют законодательство в сторону ущемления права потребителей.

Приводим ответ Минпромторга от 17.11.2020 № ПГ-15-13648:

Уважаемый Всеволод Борисович!

Департамент развития внутренней торговли Минпромторга России (далее – Департамент) рассмотрел Ваше обращение, поступившее письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № П48-147794, по вопросу разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" (далее – проект постановления) и сообщает следующее.

Проект постановления разработан в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины".

С целью правовой экономии и соблюдения юридико-технических требований при подготовке проекта постановления использован подход, исключающий дублирование правовых норм, содержащихся в других нормативных правовых актах, в том числе в международных договорах Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей".

По вопросу упразднения обязанности продавца иметь в наличии книгу отзывов и предложений, а также предоставлять ее по требованию потребителя отмечаем, что книга отзывов и предложений – это устаревший механизм взаимодействия продавца и потребителя, который свойственен для иной формы экономики, не предполагающей наличия конкурентной среды.

Упразднение такой обязанности продавца не лишает потребителя способов защиты своих прав, которыми он обладает на сегодняшний день.

Так, потребитель вправе защищать свои права как в судебном, так и во внесудебном порядке. К примеру, он может обратиться с претензией непосредственно к продавцу, жалобой в надзорные органы либо с иском в суд.

Кроме того, сейчас для быстрой коммуникации продавца с потребителем сформировались более эффективные каналы: социальные сети, мессенджеры, отзывы на маркетплейсах и на сайтах магазинов, отзывы в блогах.

Такие каналы коммуникации позволяют достаточно быстро разрешить конфликт между потребителем и продавцом, а также отследить текущую ситуацию на рынке как продавцу, так и потребителю.

Кроме того, информация в Интернете о продавце – более объективный и актуальный источник сведений нежели книга отзывов и предложений. Это обусловлено тем, что книга отзывов и предложений находится под полным контролем продавца, что не исключает возможности ее замены на новую или возможности внесения в нее различных правок, выгодных продавцу.

Таким образом, упразднение обязанности продавца иметь в наличии книгу отзывов и предложений, а также предоставлять ее по требованию потребителя не только никак не ущемляет права потребителей, но и соответствует текущему уровню технологического развития общественных отношений в сфере розничной торговли товарами.

Одновременно обращаем внимание, что в соответствии с Положением о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438, Минпромторг России не является органом, уполномоченным давать официальные разъяснения положений законодательных актов Российской Федерации. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать мнение по изложенному вопросу, не являющееся обязательным для правоприменителей.

Заместитель директора Департамента развития внутренней торговли
С.В. Лобанов

Комментарии

Сильно далеки они от народа

На ответ Минпромторга, который он отправил в адрес Всеволода Борисовича Вишневецкого, Председателя ООП "Общественный контроль" из Санкт-Петербурга, хочется крикнуть: "Как же вы, господа, далеки от народа!" Но, увы, не узок ваш круг - ведомств много и думают они схоже...

Суть проблемы: мы считаем, что упразднением "Книг жалоб" в торговых предприятиях (Минпромторг пытается их законодательно упразднить как "устаревший механизм") ущемляет права граждан и лишает их реальной возможности оперативно, непосредственно в торговом зале, пожаловаться, указать на нарушение прав потребителей.

Ведомство мотивирует свои действия, в частности, "правовой экономией". Это сентенция - полная загадка! Государство собирается экономить на наших правах? Минпромторг предлагает писать претензию непосредственно продавцу (Вопрос - как? Электронно или здесь же - в торговом зале, купив ручку и блокнот?). А еще рекомендуется обращаться в надзорные органы или еще хуже - сразу с иском в суд. У нас возникает резонный вопрос, который схож с криком возмущения - а кто-нибудь из чиновников ведомства пытался лично как физическое лицо обращаться в суд? И знают ли они, что сейчас творится в судах?

Уважаемый Минпромторг считает, что "для быстрой коммуникации продавца и с потребителем сформировались более эффективные каналы: социальные сети, мессенджеры, отзывы на маркетплейсах..." А никто не учитывает, что такие термины незнакомы половине пенсионеров (а их почти треть в нашей стране) и они не являются продвинутыми пользователями интернета, а у большинства граждан, которые живут за Московской кольцевой дорогой, и компов то нет, да и интернет работает не как в столице.

Вывод: господа чиновники, мы не хотим, чтобы вы ущемляли наши потребительские права. Нам - обычным гражданам, и так сейчас тяжело живется. Займитесь делом и не трогайте то, что нам дано по закону! Не надо таких оптимизаций и новаций!

Председатель Высшего Совета РИПИ
Ирина Виноградова

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Горячая линия для родителей о качестве школьного питания. СПРОС

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)