Новости Твиттера

Вы здесь

Предложения РИПИ по внесению изменений в ФЗ-294

18 декабря 2019 года

Законодательная инициатива РИПИ 2019

Предложения РИПИ для рабочей группы "По противодействию обороту фальсифицированных и опасных продуктов питания".

В настоящее время потребительский рынок характеризуется:

  • присутствием опасных и фальсифицированных товаров вследствие неэффективности государственной контрольно-надзорной деятельности;
  • слабой информированностью и просвещенностью потребителей;
  • недостаточной координацией органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей;
  • отсутствием или неразвитостью механизмов разделения ответственности между субъектами рынка за оборот опасных и фальсифицированных товаров;
  • несравнимостью размеров извлекаемой недобросовестными участниками рынка прибыли с законодательно установленными штрафами.

Основными элементам инфраструктуры обеспечения безопасности и качества товаров на потребительском рынке являются:

  • формальные законы;
  • реальные практики правоприменения;
  • взаимодействие государственных и общественных организаций, осуществляющих защиту прав потребителей на безопасные и качественные товары;
  • общий уровень потребительской культуры граждан.

Основной целью эффективной системы контроля и надзора на потребительском рынке является изменение процедур, компетенций и механизмов, позволяющих реализовать гарантии в части:

  1. предотвращения появления на рынке опасной и фальсифицированной продукции;
  2. оперативного выявления опасной и фальсифицированной продукции и изъятия ее с рынка;
  3. привлечения к ответственности лиц, виновных в появлении на рынке опасной и фальсифицированной продукции, вплоть до уголовной ответственности.

При этом важно осознавать, что полностью исключить возможность появления опасных товаров невозможно, поэтому речь идет о поддержании общественно приемлемого уровня риска. Важным моментом является то, что выполнение производителями любого дополнительного правила фактически означает для них рост издержек — явных или косвенных. Следовательно, при реформировании системы контроля и надзора необходимо учитывать ограничения, связанные с опасностью чрезмерной административной нагрузки на бизнес, приводящей, в конечном итоге, к ухудшению благосостояния общества.

Опыт работы РИПИ показывает, что узловой проблемой при взаимодействии НКО с организациями Роспотребнадзора является доказательство фактов выявления опасной и фальсифицированной продукции. А именно Управления Роспотребнадзора:

  • в подавляющем большинстве случаев ищут законодательно-нормативные аргументы, чтобы отказать в проведении внеплановой проверки производителя (отсылка к ФЗ-294);
  • работают не оперативно;
  • не находят в торговле своих регионов продукта, по которому выявлено несоответствие;
  • отсылают информацию в другие регионы – по месту нахождения производителя, прекращая (или даже не возбуждая) дело в своих регионах, где реализуется продукт и т.д.

Предложение РИПИ

Поэтому предлагается в первую очередь внести изменения в ФЗ-294, ст. 10, п. 2 "Основания для проведения внеплановой проверки", расширив за счет пункта: - фальсификация товаров и (или) несоответствие заявленным производителем свойствам. Дополнить п. г), п. 2, ст. 10. следующим:

Нарушенные права и интересы потребителя по его поручению (простая письменная форма) может представлять любая некоммерческая организация. При этом личное обращение гражданина в Роспотребнадзор не требуется.

Дополнить ФЗ-294 в части проведения внеплановых проверок: подготовка внеплановой проверки проводится управлениями Роспотребнадзора при непосредственном взаимодействии с некоммерческой организацией-заявителем.

Дополнить ФЗ-294: при подтверждении в результате внеплановой проверки фактов несоответствия продукции обязательным требованиям Технических регламентов ТС, возбуждать административное производство (по КоАП) непосредственно в регионе, где реализуется продукт.

Предлагается разработать механизм обеспечения прозрачности и публичности отслеживания процесса с момента направления обращения в Роспотребнадзор на опасный или фальсифицированный товар до момента взыскания штрафа с производителя и (или) отзыва товара с рынка, с указанием ответственных лиц за принятие и реализацию решений.

Комментарии

Предлагаю: Вместо слов Роспотребнадзор, заменить на любой контрольно-надзорный орган. Почему я не могу, провести совместно проверку с Россельхознадзором,Ростехнадзором...? Зная отношение руководства Роспотребнадзора к общественным и экспертным организациям, мы опять наступим на "очередные грабли".

Мне кажется, что ответ состоит в том, что у Роспотребнадзора одна из основных функций Защита прав потребителей. Это закреплено закондательно.

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Проверка качества продуктов в регионах

Исследования, проводимые РИПИ совместно с партнерами по реализации межрегиональной программы мониторинга качества продуктов питания.

Фонд президентских грантов