Вы здесь

Ананасовые соки, нектары и напитки

фото

Данное исследование соков проводилось в рамках Соглашения 12 марта 2002 года", направленное на повышение качества соковой продукции. Поэтому ниже мы приводим полный текст статьи, опубликованной в журнале СПРОС 7-8/2009.


За последние три года это второе испытание ананасовой соковой продукции. По результатам первого теста (“СПРОС” № 2/2006) своему наименованию не соответствовало 5 образцов из 18. На этот раз самозванцев оказалось еще больше.

Да! Или нет?

Великолепная шестерка

В исследовании приняли участие 17 образцов ананасовой продукции отечественных и зарубежных изготовителей. Из них 9 заявлено как соки, 6 – как нектары и 2 – как напитки. Чтобы установить, правда ли это, их проверили по трем десяткам физико-химических показателей.

Результаты идентификации показали, что за три года общий уровень качества снизился. Из 17 образцов свое наименование подтвердили лишь 6. Это соки “Biotta” и “Mr. Juice”, а также нектары “100% Gold premium”, “Добрый”, “Любимый сад”, “Фруктовый сад”. Остальные 11 образцов, по заключению экспертов, именуются соками, нектарами или сокосодержащими напитками без всяких на то оснований.

В числе возможных причин отклонений названы две. Это несоблюдение технологии получения концентрированного сока, в том числе недостаточный контроль исходного сырья, и нарушение требований к восстановлению концентрированных продуктов.

Готовьте лупу

К ряду образцов были замечания по маркировке. Так, оформление упаковок соков “Santal”, “Swell” и “Pago” не соответствует нормативным требованиям*). Дело в том, что в наименовании продукта или в непосредственной близости от него нет надписи “Восстановленный” или “Изготовленный из концентрированного сока”. Это можно расценить как введение потребителей в заблуждение.

Кстати, данная маркировка должна приводиться каждый раз при повторении наименования в различных частях упаковки. Однако некоторые производители игнорируют это требование, приводя дополнительную маркировку только один раз, обычно рядом с наименованием, которое напечатано мелким шрифтом.

Маловато будет…

фото

Уже во второй раз не прошел испытания ананасовый сокосодержащий витаминизированный напиток “Да!”. Экспертиза выявила, что реальная концентрация аскорбиновой кислоты в нем ниже указанной на упаковке. В связи с этим образец вновь был “дисквалифицирован” как несоответствующий заявленному наименованию. Тот же недостаток обнаружен еще у трех образцов: нектаров “Мой”, “Моя семья” и напитка “Фрутинг”.

*) Это требование содержится в Федеральном законе “Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей” от 27.10.2008 г. № 178-ФЗ и ГОСТ Р 52186-2003.

Тест стал очередным этапом постоянного мониторинга качества продуктов, в котором участвуют Российский институт потребительских испытаний, производители соковой продукции и экспертные организации.

МОНИТОРИНГ РЫНКА

В рамках “Соглашения от 12 марта 2002 года” журнал “СПРОС” регулярно проводит маркетинговые исследования соковой продукции. Систематическое изучение ассортимента супермаркетов, продуктовых магазинов, рынков и торговых палаток дает информацию о широте и насыщенности данного сегмента, позволяет судить о тенденциях его развития и отслеживать уровень цен.

Очередное маркетинговое исследование, проведенное в торговых точках Москвы и Московской области, показало, что около 80% ассортимента – продукция российских производителей. На долю стран дальнего зарубежья (Польша, Австрия, Швейцария, Израиль, Германия, Бельгия, Франция) приходится 10–12%. Из ближнего зарубежья (Армения, Азербайджан, Литва) привозят 5–8% всех соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Самый богатый выбор предлагают покупателям компании ОАО “ВБД Напитки”, ОАО “Лебедянский”, ЗАО “Мултон”, ООО “Нидан-Гросс”. Их продукция продается во всех исследованных торговых точках.

За последний год заметно вырос ассортимент продуктов в группе “Морсы” (“Я”, “Моя семья”, “Tropicana premium”, “Добрый”, “Любимый сад”). Расширился выбор и в группе “Соки прямого отжима” (“Кедровый бор”, “Красота спасет мир”, “Живые соки”).

Наиболее широкий ассортимент соков, нектаров, напитков и морсов представлен в крупных супермаркетах. В небольших продуктовых магазинах и палатках выбор довольно скромный. Там преобладают торговые марки “Любимый сад”, “Добрый”, “Фруктовый сад”, “J7”, “Тонус”, “Моя семья”, реже “Santal”, “Rich” и “Caprice”. Соковую продукцию зарубежных компаний можно приобрести только в крупных сетевых магазинах. Из стран СНГ в достаточном количестве представлена лишь продукция из Армении и Азербайджана, в основном в группе “Гранатовый сок”.

В процессе исследования было установлено, что розничные цены на импортные соки и нектары в 3–5 раз выше отечественных. Разница в стоимости напитков российских производителей составляет от 5 до 15 рублей. По сравнению с 2006 годом цены на отечественную продукцию выросли на 20–30%, на импортную – в среднем на 30%.

Выводы теста:

  • Подтвердили свое наименование соки “Biotta” и “Mr. Juice” и нектары “100% Gold premium”, “Добрый”, “Любимый сад”, “Фруктовый сад”.
  • 11 образцов из 17 не соответствуют наименованию, заявленному на упаковке.
  • Из-за отклонений в физико-химическом составе образцы “Albi”, “Caprice”, “Pago”, “Santal”, “Swell”, “Tropicana”, “Золотая Русь” не могут именоваться соками.
  • В продуктах с заявленными наименованиями “Нектар” (“Мой”, “Моя семья”) и “Сокосодержащий напиток” (“Да!” и “Фрутинг”) обнаружены отклонения от информации, заявленной на упаковке, по показателю аскорбиновой кислоты.
  • Упаковки соков “Santal”, “Swell” и “Pago” оформлены с нарушением требований Федерального закона “Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей” от 27.10.2008 г. № 178-ФЗ и ГОСТ Р 52186-2003.

Результаты испытаний ананасовых соков, нектаров и напитков


Соответствуют заявленному наименованию «Сок»

фото

Biotta. 100% Свежевыжатый ананасовый сок

Производитель: Biotta AG, Швейцария
Объем: 0,5 л
Средняя цена: 220 руб.

фото

Mr. Juice. Анасовый сок восстановленный

Производитель: ЗАО “Бородино”, завод “Спасо-Бородинские воды”, Россия, Московская обл., г. Можайск
Объем: 1 л
Средняя цена: 55 руб.


Соответствуют заявленному наименованию «Нектар»

фото

100% Gold premium. Ананасовый нектар с витаминами

Производитель: ОАО “ВБД Напитки”, Россия, Московская обл., г. Раменское Объем: 1 л Средняя цена: 45 руб.

фото

Добрый. Ананасовый нектар неосветленный

Производитель: ЗАО “Мултон”, Россия, Московская обл., г. Щелково
Объем: 1 л
Средняя цена: 35 руб.

фото

Любимый сад. Ананасовый нектар неосветленный

Производитель: ОАО “ВБД Напитки”, Россия, Московская обл., г. Раменское
Объем: 1 л
Средняя цена: 33 руб.

фото

Фруктовый сад. Нектар ананасовый неосветленный для детского питания

Производитель: ОАО “Лебедянский”, Россия, Липецкая обл., г. Лебедянь

Объем: 1 л
Средняя цена: 35 руб.

Не соответствуют заявленному наименованию «Сок» в связи с отклонениями в физико-химическом составе (по 1-5 показателям)

фото

Albi. Сок ананасовый

Производитель: Альби Гмбх & Ко., Германия
Объем: 1 л
Средняя цена: 170 руб.

фото

Caprice. Ананасовый сок восстановленный

Производитель: ООО “Нидан-Гросс”, Россия, г. Котельники
Объем: 1 л
Средняя цена: 55 руб.

фото

Pago. 100% ананасовый сок

Производитель: Альби Гмбх & Ко., Германия
Объем: 0,75 л
Средняя цена: 160 руб.

фото

Santal. 100% ананасовый сок

Производитель: ОАО “Белгородский Молочный Комбинат”, Россия, г. Белгород
Объем: 1 л
Средняя цена: 60 руб.

фото

Swell. Сок ананасовый восстановленный с мякотью

Производитель: ООО “Производственная компания “Мастер-Алко”, Россия, Московская обл., п. Малаховка
Объем: 0,75 л
Средняя цена: 68 руб.

фото

Tropicana. Ананасовый сок неосветленный восстановленный

Производитель: ООО “Нидан-Гросс”, Россия, г. Котельники
Объем: 1 л
Средняя цена: 48 руб.

фото

Золотая Русь. 100% ананасовый сок для детского питания восстановленный

Производитель: ОАО “Сады Придонья”, Россия, Волгоградская обл., пос. Сады Придонья
Объем: 1 л
Средняя цена: 46 руб.


Не соответствуют информации, заявленной на упаковке

фото Мой. Нектар ананасовый неосветленный

Производитель: ОАО “АПК “Придонье”, Россия, Волгоградская обл., пос. Сады Придонья
Объем: 1 л
Средняя цена: 30 руб.

фото

Да! Ананасовый сокосодержащий витаминизированный напиток неосветленный

Производитель: ООО “Нидан-Гросс”, Россия, г. Котельники
Объем: 2 л
Средняя цена: 52 руб.

фото Моя семья. Ананасовый нектар с витамином С неосветленный

Производитель: ООО “Нидан-Гросс”, Россия, г. Котельники
Объем: 2 л
Средняя цена: 60 руб.

фото Фрутинг. Напиток из натурального ананасового сока с кусочками ананаса

Производитель: Шеньянг Тианли Бевередж Ко. Лтд, КНР
Объем: 0,43 л
Средняя цена: 45 руб.


Комментарии

Отчёт ёмкий, лаконичный, его приятно просматривать.

Хотелось бы более подробных данных по сокам Swell, PAGO, Caprice. Что именно в них не так и насколько существенны отклонения

Уважаемый гость!

Данный тест ананасовых соков, нектаров и напитков проводился летом 2009 года. На нашем сайте статья о данном тесте опубликована полностью. Все материалы (протоколы испытаний в лаборатории...) уже давно находятся в архиве. Поэтому, если для Вас более подробная информация очень важна, то сделайте официальный запрос в журнал "СПРОС" или РИПИ. Возможно, найдется возможность Вам помочь.

С уважением, РИПИ

Вы можете ознакомиться с результатами исследования соков прямого отжима, проведенного РИПИ совместно с Московским государственным университетом пищевых производств.

Проверено 12 соков прямого отжима: «Фруто-Няня», «Живые соки», «Сады Придонья», «Tropicana», «Я», «Noyan», «Grante», «Le Grand», «Cuisine Rozale», «Bioitalia», «FRUIT LIFE Healthy», «Biotta Karotte».

Четверть всей исследованной продукции не является соками прямого отжима!