Новости Твиттера

Вы здесь

Гранатовые соки

Я. Гранат 100%. Cок неосветленный восстановленный

РИПИ проверил гранатовые соки на соответствие заявленному наименованию и выяснил, что только один из пяти образцов - соответствует. Участвовали следующие торговые марки:

  1. Я
  2. Mr. Juice
  3. SWELL
  4. NAR
  5. Le’Grand

Другие тесты гранатовых соков:
2008, 2017

Ниже опубликована полная версия статьи о тесте гранатовых соков, опубликованная в журнале "СПРОС" 2011/7-8.


Зачастую производители делают вид, что не понимают разницы, и ставят знак равенства между восстановленными соками и соками прямого отжима. Вот только поймать таких хитрецов за руку до сих пор не удавалось: до 2009 года в арсенале отечественной пищевой науки не было необходимой методологии и соответствующего оборудования. Но наконец невозможное стало возможным. Впервые в испытаниях “СПРОСа” ученым удалось точно определить природу исследованных соков.

Вывели на чистую воду

Утверждая, что восстановленный сок ничем не отличается от сока прямого отжима, производители, конечно, лукавят. Напомним: соки прямого отжима получают непосредственно из свежих фруктов или овощей. Понятно, что такую продукцию можно сделать только на месте сбора урожая и в ограниченные сроки.

У восстановленных соков более сложный и длинный путь до потребителя. Ведь их изготавливают не из самих фруктов или овощей, а из концентрированных соков, которые получают из свежих плодов с помощью целого ряда операций. Такая продукция проходит через много рук: изготовители концентрированного сырья, посредники, которые осуществляют хранение, транспортирование, купажирование и продажу концентрированных соков и, наконец, предприятие, фигурирующее на упаковке как производитель. Именно ему предстоит “финальный аккорд” в этой длинной технологической цепочке: добавить в концентрат специально подготовленную питьевую воду.

Разумеется, в результате многочисленных манипуляций восстановленные соки теряют часть питательных и полезных веществ, и глупо было бы это отрицать. По крайней мере среди производителей в мире об этом никто не спорит. Называть же восстановленный сок продуктом прямого отжима не просто некорректно, а незаконно, поскольку это вводит потребителей в заблуждение. Особенно когда от сока ожидают не только вкусовых достоинств, но и пользы для здоровья. Как, например, в случае с гранатовыми соками, которые обычно покупают в лечебно-профилактических целях. И именно производители гранатовых соков чаще других маркируют свой товар как продукцию прямого отжима. Но имеют ли они такое право?

Три плюс два

Чтобы выяснить это, мы купили пять образцов продукции с наименованиями “гранатовый сок”: “Я”, Mr. Juice Premium, Swell, Le’Grand и NAR. Первые три произведены российскими компаниями, а на упаковках написано “восстановленный сок”. Два последних, согласно информации, приведенной на этикетках, сделаны в Азербайджане и позиционируются как соки прямого отжима.

Образцы отправили в научно-исследовательскую лабораторию, где впервые в России начали применять новейшую методологию определения способов производства соков. Впрочем, ученые должны были ответить и на ряд других вопросов. В том числе натуральные ли это соки, действительно ли они изготовлены из граната, нет ли в них красителей и других посторонних ингредиентов. Программа научных исследований, которую составили специалисты, была продумана таким образом, что позволяла пролить свет на все эти “тайны”.

Чем меньше, тем лучше

Для начала эксперты определили количество гидроксиметилфурфурала в соках. Это соединение – пищевой токсикант, образуется в результате теплового воздействия на продукты, содержащие глюкозу, фруктозу и аминокислоты. Оно обладает канцерогенными свойствами и отрицательно влияет на качество соков. Даже превышение предельно допустимых количеств этого вещества всего на несколько миллиграммов вызывает ухудшение вкусовых свойств продукции.

Международная норма содержания гидроксиметилфурфурала для большинства соков не более 20 мг на литр (для соков из цитрусовых в два раза ниже – 10 мг/л). Такой максимум установлен в Европейском Своде правил для оценки качества фруктовых и овощных соков (Code of practice AIJN). Эта норма была и в российском ГОСТе до тех пор, пока ему на смену не пришел технический регламент на соковую продукцию. В нем она не нашла отражения, ограничение сохранилось только для детского питания. Однако и “детская” норма удивительным образом выросла до “взрослой”: с 10 до 20 мг на литр сока. Что, конечно, не сделало соковую продукцию более безопасной.

Выяснилось, что в двух образцах содержание гидроксиметилфурфурала выше 20 мг. Но если в соке торговой марки Swell превышение незначительное (21 мг/л), то в образце Mr. Juice Premium оно существенное – 26 мг/л. О чем это говорит? Вероятнее всего производитель не следит за точностью соблюдения технологического процесса. По всей видимости, продукт подвергли излишнему нагреву или он был изготовлен из концентрированного сырья, которое хранилось в ненадлежащих температурных условиях в течение длительного времени. Подобное нарушение скорее всего повлечет за собой изменение и других качественных характеристик.

Наши пожиже будут

Следующий исследованный показатель – количество растворимых сухих веществ. В Европейском Своде правил для оценки качества фруктовых и овощных соков он составляет не менее 15% для восстановленных соков и не менее 14% для соков прямого отжима. В российском техрегламенте эта цифра немного меньше – 12%. Если учесть, что содержание сухих веществ в сочных и зрелых плодах граната, как правило, не менее 14%, получается, что для производства соковой продукции разрешается использовать недозрелые плоды, а сам сок может быть более водянистым, чем аналогичный продукт, сделанный в Европе.

Исследования пяти образцов показали, что содержание сухих веществ ни в одном из них не дотягивает до европейских норм. А Mr. Juice Premium, Le’Grand и NAR не соответствуют даже скромным отечественным требованиям.

Что там с гранатом?

Чтобы узнать, не разбавлены ли гранатовые соки какими-нибудь другими растительными ингредиентами, ученые исследовали природные красящие пигменты соков – антоцианины. Затем сравнили результаты с эталоном – соком, отжатым из натурального граната и прошедшим тепловую обработку в лабораторных условиях. Выяснилось, что лишь у образца “Я” показатели действительно похожи на характеристики натурального сока. Остальные напитки далеки от идеала, а стало быть, не обладают теми свойствами, которые должен иметь подлинный гранатовый сок.

Чтобы получить более точное подтверждение этой версии, пришлось проводить еще одно исследование антоцианинов. На сей раз на специальном приборе – жидкостном хроматографе. За эталонный образец снова приняли натуральный свежеотжатый гранатовый сок. Его хроматограмму сравнивали с хроматограммами других образцов. И снова единственным образцом, который имел схожие характеристики с эталоном, стал сок “Я”.

“А вот относительно других образцов мы не можем сделать такой вывод, – комментирует результаты испытаний ведущий научный сотрудник Лаборатории фундаментальных и прикладных исследований качества и технологий пищевых продуктов Московского государственного университета пищевых производств (ФГБОУ ВПО “МГУПП”) доктор технических наук, кандидат биологических наук, профессор, эксперт по фруктам, овощам и продуктам их переработки Александр Колеснов. – Продукция торговых марок Mr. Juice Premium и Swell, судя по полученным результатам, очень низкого качества. Определенные изменения в показателях позволяют предположить, что в эти образцы скорее всего добавлены экстракты других, более дешевых растений, например бузины, черноплодной рябины, свеклы или так называемой “черной” моркови. Еще хуже результаты у двух других участников испытаний – Le’Grand и NAR. Они вообще не обладают составом и свойствами, характерными для подлинного гранатового сока”.

КАК ПРОВЕРИТЬ СОК ДОМА

Этот вывод подтвердили и дальнейшие исследования. В частности, выяснилось, что в образце Le’Grand присутствует искусственный краситель.

“Такой тест можно провести и в домашних условиях, – рассказывает профессор Колеснов. – Растворяете столовую ложку пищевой соды в половине стакана воды и добавляете полученную смесь в полстакана сока. Если окраска сока изменится и станет не темно-рубиновой, а бурой или темно-синей, значит, продукт содержит только природные красящие пигменты. Если же цвет напитка не изменится, можно утверждать, что там есть искусственный краситель. Объясняется это превращение просто: антоцианин, природный красящий пигмент гранатов и других “красных” фруктов, меняет свой цвет в зависимости от щелочности среды”.

Вода воде рознь

Итак, с качественным составом соков все ясно. Осталось выяснить способ их производства – какие из них соки прямого отжима, а какие восстановленные.

“Впервые в России мы исследовали природу воды, которая содержится в соке, – раскрывает суть уникальной научной методологии Александр Колеснов. – Дело в том, что вода бывает разной и эта разница определяется составом стабильных изотопов кислорода и водорода.

Своеобразным индикатором происхождения воды является, например, стабильный изотоп кислорода 18О. Вся грунтовая вода, находящаяся ниже уровня поверхности земли (ее еще называют “геологической”), бедна этим изотопом. А вода, которая находится в растениях, в результате природных биологических процессов, наоборот, обогащена им. Правда, из этого правила есть несколько редких исключений, но подлинных гранатовых соков это не касается. Мы исходили из того, что в составе образцов Le’Grand и NAR должна быть только биологическая вода и не должно быть воды “геологической”. Ведь эти соки заявлены как соки прямого отжима и, следовательно, питьевую “геологическую воду”, которой разбавляют восстановленные соки, содержать не должны. Но исследования показали обратное: оба продукта содержат геоводу, а значит, не являются соками прямого отжима”.

Результаты исследований гранатовых соков

Я. Гранат 100%. Cок неосветленный восстановленный Mr. Juice. Premium granat juice. Гранатовый сок восстановленный SWELL. Изысканный вкус. Гранатовый 100% NAR. Гранатовый сок прямого отжима Premium Le’Grand. 100% натуральный гранатовый сок premium
Наименование Я
Гранат 100%. Cок неосветленный восстановленный
Mr. Juice
Premium granat juice. Гранатовый сок восстановленный
SWELL
Изысканный вкус. Гранатовый 100%
NAR
Гранатовый сок прямого отжима Premium
Le’Grand
100% натуральный гранатовый сок premium
Производитель ОАО “Лебедянский”. Россия, Липецкая обл., г. Лебедянь ЗАО “Бородино”. Россия, Московская обл., Можайский район, усадьба “Бородинское поле” ООО “Производственная компания “Лидер”. Россия, Московская обл., Люберецкий район, пос. Малаховка OOO “Ника-S”. Азербайджан, г. Баку OOO “Гаджи & Расул”. Азербайджанская Республика, г. Сабирабад
Объем, л 1 1 0,75 1 1
Цена, руб. 190 120 160 98 98
Состав, заявленный на упаковке Сок гранатовый. Изготовлен из концентрированного гранатового сока, восстановленный Сок фруктовый гранатовый, пастеризованный, осветленный, восстановленный Сок гранатовый восстановленный, неосветленный. Содержит калий, натрий, кальций, магний и витамины Гранатовый сок неосветленный. Не содержит генетически модифицированных продуктов. Содержит витамины и минералы Натуральный гранатовый сок прямого отжима. Содержит витамины и минералы
Результат исследования Состав и свойства, характерные для восстановленных соков из гранатов Существенные отклонения от состава и свойств подлинного гранатового сока Существенные отклонения от состава и свойств подлинного гранатового сока Состав и свойства, не характерные для подлинного гранатового сока Состав и свойства, не характерные для подлинного гранатового сока. Обнаружен искусственный краситель.
Соответствие заявленному наименованию Соответствует Не соответствует заявленному наименованию Не соответствует заявленному наименованию Не соответствует заявленному наименованию “Гранатовый сок прямого отжима” Не соответствует наименованию “Гранатовый сок прямого отжима”

Выводы теста:

  • “Я” – единственный образец теста, представляющий собой восстановленный гранатовый сок. Доля сухих веществ в нем соответствует российскому техническому регламенту, но немного недотягивает до европейской нормы.

  • Продукция торговых марок Mr. Juice Premium и Swell имеет существенные отклонения от состава и свойств подлинного гранатового сока и не может именоваться гранатовым соком.

  • Образцы Le’Grand и NAR не являются гранатовыми соками, в том числе соками прямого отжима. Они не обладают составом и свойствами, характерными для подлинного гранатового сока. Кроме того, в образце Le’Grand обнаружен искусственный краситель.

Комментарии

В 2008 году РИПИ проводил исследование гранатовых соков в рамках работы по Соглашению. Читайте полный текст статьи "Не королевских кровей" о тесте.

Вы можете ознакомиться с результатами исследования соков прямого отжима, проведенного РИПИ совместно с Московским государственным университетом пищевых производств.

Проверено 12 соков прямого отжима: «Фруто-Няня», «Живые соки», «Сады Придонья», «Tropicana», «Я», «Noyan», «Grante», «Le Grand», «Cuisine Rozale», «Bioitalia», «FRUIT LIFE Healthy», «Biotta Karotte».

Четверть всей исследованной продукции не является соками прямого отжима!

Интересно,если производитель указывает на упаковке сок прямого отжима,но на самом деле это не так,почему их не наказывают,почему они и по сей день продают свой не качественный товар!?!?!?!?!предполагаю что это для покупателя обман,не каждый покупатель может отнести товар на экспертизу,поэтому приходится верить написанному!
получается что машенники работали,работают и будут работать?!?!?!?

Это и есть "завоевания демократии", в проклятые советские времена за такое следовал вызов к прокурору.

провокаторов на рынке очень много.которые заказывают статьи против конкурентов и ругают продукцию хорошую.

Twitter RIPI   Vkontakte RIPI
Мы в социальных сетях

Качество и безопасность продуктовой потребительской корзины 2016

Проанализированы результаты испытаний образцов продукции, составляющей продуктовую потребительскую корзину россиян, проведенных тремя организациями из разных регионов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Красноярск).

Исследовано порядка 600 образцов.

Не соответствуют требованиям безопасности:

48% овощной продукции
38% рыбной продукции
24% бакалейной продукции
16% молочной продукции

Являются фальсификатами:

52% мясной продукции
22% молочной продукции

Не соответствуют по физико-химическим показателям и органолептике:

50% рыбной продукции
40% мясной продукции
31% молочной продукции
30% яиц
25% бакалейной продукции

Доля нарушений по маркировке:

100% — яйца
70% — мясная продукция
56% — свежие овощи
53% — бакалейная продукция
40% — молочная продукция
32% — рыбная продукция