Вы здесь

Оценка результатов реализации проекта, в т. ч. социальный эффект (грант 2018-2019 г.г.)

Фонд президентских грантов

15 апреля 2020 года

Подводим основные итоги проекта "Межрегиональная система мониторинга безопасности и качества продуктов питания некоммерческими организациями как институт гражданского общества в области защиты прав потребителей".

Оценка результатов реализации проекта, в том числе полученного социального эффекта

Чтобы оценить социальную значимость нашего проекта, приведем несколько исторических фактов.

Опыт наш начался еще в прошлом веке, когда в 1992 году был создан первый в РФ журнал для потребителей «СПРОС», который работал до последнего своего дня без рекламы, чтобы соблюсти принцип независимости. Журнал первым в стране начал тестировать потребительские товары и продукты питания в том числе. Без рекламы журнал, естественно, не выдержал конкуренции и прекратил свое существование в 2011 году, но в 2004 на базе испытательной службы журнала был создан Российский институт потребительских испытаний.

О сути нашего проекта. Занимаясь тестированием и техники и продуктов питания, примерно 7–8 лет назад, мы поняли, что акцент надо смещать на продуктовый рынок. Мы исследовали качество и безопасность продуктов и начали публиковать ежегодные аналитические отчеты, выступили с докладом на саммите НКО в январе 2015 года.

К тому времени к нам уже присоединились партнеры из Санкт-Петербурга и Красноярска. Они тоже проводили испытания и цифры в докладе были обобщающими для трех организаций.

В последующие годы к нам подтянулись другие регионы: Воронеж, Ижевск, Ярославль, Смоленск. Руководители общественных организаций рассказывали о своих трудностях. «Люди не верят, что можно что-то изменить», — жаловался руководитель одной из общественных организаций. «Роспотребнадзор не реагирует на наши жалобы, суды с недобросовестными производителями проигрываем», — говорит другой. «Местные власти не поддерживают», — говорит третий. И тогда родился простой вывод: давайте объединять усилия. Так возникла идея Межрегиональной системы.

В чем суть системы? Есть региональные НКО, которые «бьются» на местах за свою, за нашу общую правду, и есть РИПИ – опытная организация. И опыт её воплощен, например, в разработанных стандартах (ТК 111 «Контроль качества продукции на стадии обращения») и регламентах, в методике правильного выбора испытательной лаборатории, в квалифицированном анализе полученных результатов испытаний. У контрольных органов есть свои стандарты и правила и это одна из причин непринятия жалоб на фальсификаты или опасные продукты от НКО. Но мы для испытаний покупаем образцы как обычные потребители. Поэтому, например, РИПИ разработал регламент, а затем и национальный стандарт «Закупка образцов для потребительских испытаний для некоммерческих организаций», и еще ряд стандартов.

Уникальность проекта в том, что, в отличие от других потребительских организаций, работающих точечно, РИПИ идет широким фронтом, вскрывая и прорабатывая весь пласт проблем, связанных с испытаниями продуктов питания:

  • недоработки в нормативной документации;
  • недостаточность методов исследования;
  • отсутствие возможностей у испытательных лабораторий проводить необходимые исследования;
  • отсутствие испытательных лабораторий в регионах;
  • некачественность работы испытательных лабораторий в регионах, что приводит к недостоверности получаемых результатов;
  • невозможность получить конструктивные и действенные ответы от органов контроля и надзора;
  • множество других сопутствующих проблем.

Одновременно с проведением испытаний продуктов питания РИПИ ведет работу по изучению испытательной базы в регионах, работу с производителями, с органами надзора и контроля.

Такое погружение в проблематику позволяет не просто обнаружить некачественные продукты питания, но и выявить причины такого положения, они позволяют увидеть картину целиком. Например, в течение последних лет РИПИ неоднократно указывал на одну из причин широкого распространения фальсификации молочной продукции — недостаточность методов исследования фальсификации.

Очевидно, что объем этих работ намного превышает просто точечное проведение испытаний продуктов питания. Затраты на подобные расширенные исследования, как правило, превосходят простое проведение испытаний в 2-3 раза, так как включают в себя проведение параллельных испытаний в нескольких испытательных лабораториях, сопоставление и анализ полученных результатов, нормативной базы, методологии исследований.

На основании такого анализа, обобщений, РИПИ разрабатывает стандарты, целью которых является помощь и создание опор для некоммерческих организаций при проведении испытаний. В частности, последний из разработанных РИПИ стандартов, регламентирующий процесс закупки образцов, дает реальную опору в спорах с недобросовестными производителями.

Надо отметить, что потребительские организации и даже ведущие испытательные центры не имеют возможности проводить такие глубокие и широкие при этом независимые, что очень важно!, исследования. В данный момент РИПИ проводит обсуждение первой редакции проекта стандарта, устанавливающего правила взаимодействия с испытательными лабораториями, и основные замечания состоят в том, что нет организаций, которые могли бы взять на себя ответственность за такой объем сопутствующих работ при проведении испытаний, так как это требует и наличия специалистов, и немалых дополнительных затрат.

Всю эту работу видят и ценят наши коллеги в регионах, руководители НКО, занимающиеся потребительской тематикой.

Обществам по защите прав потребителей в регионах требуется поддержка:

  • информационная;
  • методическая;
  • юридическая;
  • финансовая.

Частично РИПИ берет на себя эту поддержку, в частности, благодаря проекту наши коллеги в регионах:

  • смогли публиковать свои новости на наших информационных площадках;
  • получили доступ ко всем методологическим и нормативным документам РИПИ: собственно разработанным регламентам и стандартам; помощь в выборе методик по тестированию продуктов питания; помощь в организации мониторинга и подбору критериев для выбора образцов для испытаний; информацию о добросовестных испытательных лабораториях, где можно проводить испытания и в результатах исследований которых нет сомнений;
  • при покупке образцов для испытаний учитываются все нюансы, которые могут позволить недобросовестному производителю купировать претензии и ускользнуть от санкций;
  • могут консультироваться с нашими юристами в особо сложных случаях;
  • ну и пожалуй самое главное - смогли протестировать продукцию местных производителей за счет средств гранта.

Все без исключения коллеги отметили высокую степень доверия к РИПИ и выразили желание продолжить совместную работу.

Также о высокой значимости проекта свидетельствует его победа в конкурсе "Мой проект - моей стране", который проводит Общественная палата РФ.

А также приглашение руководителя проекта к участию в решении вопросов безопасности и качества продуктов питания на самом высоком уровне общественного контроля в РФ.

Другие итоговые материалы по гранту:

Количественные результаты
Качественные результаты
Наличие и характер незапланированных результатов
Недостатки, выявленные в ходе реализации проекта
Общие выводы по результатам реализации проекта

МЫ В СОЦСЕТЯХ       Vkontakte RIPI

Грамота форума Сообщество

Наш проект стал победителем конкурса социально значимых проектов "Мой проект – моей стране!"

Фонд президентских грантов

Безопасность и качество питания в школах и детских садах

Проект направлен на повышение качества питания в школах и детских садах, создание условий для здорового питания детей

(подробнее...)