Вы здесь

Правила функционирования Cистемы добровольной сертификации «РИПИ»

Система добровольной сертификации «РИПИ» разработана Российским институтом потребительских испытаний.

Зарегистрирована Федеральным Агентством по техническому регулированию и метрологии в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации.

Регистрационный № РОСС RU.К133.04.ПЛ00 от 22.11.2004г.

Данные материалы приведены в сокращенном варианте.
  1. Цель Системы добровольной сертификации
  2. Основные принципы Системы
  3. Область распространения Системы
  4. Организационная структура Системы и функции участников
  5. Схемы сертификации
  6. Порядок проведения сертификации
  7. Инспекционный контроль
  8. Ведение единого реестра
  9. Рассмотрение апелляций по сертификации
  10. Уполномочивание испытательных лабораторий и экспертов
  11. Оплата работ по сертификации
  12. Внесение изменений в Правила CДС «РИПИ» от 22 марта 2008 года

Цель Системы добровольной сертификации

Система добровольной сертификации направлена:

  • на предоставление гражданам достоверной информации о качестве и потребительских свойствах товаров и услуг;
  • на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей относительно качества и потребительских свойств товаров и услуг;
  • на защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц;
  • на охрану окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

Для достижения этих целей в Системе осуществляется подтверждение соответствия объектов сертификации требованиям (показателям назначения, функциональным характеристикам), установленным национальными и международными стандартами, стандартами организаций, условиями договоров, а также подтверждение заявленных возможностей стабильно предоставлять услуги запланированного качества и в установленные контрактами сроки.

Деятельность Системы призвана содействовать совершенствованию сертификации товаров и услуг, организации саморегулирования рынка и стандартизации в сферах производства и обращения продукции, повышению качества продукции, работ и услуг; обеспечению взаимодействия системы с аналогичными зарубежными системами сертификации и саморегулирования.

Система по роду своей деятельности, принципам и правилам является системой добровольной сертификации и не подменяет обязательную сертификацию, предусмотренную действующим законодательством в области технического регулирования.

Основные принципы Системы

Деятельность в Системе осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

  • добровольности;

  • недопустимости принуждения к осуществлению добровольной сертификации;

  • объективности и достоверности результатов сертификации, что обеспечивается участием в работах по сертификации аттестованных экспертов;

  • независимости участников сертификации от производителей и пользователей продукции, исполнителей услуг и других заинтересованных сторон;

  • открытости информации о результатах деятельности системы для федеральных органов исполнительной власти и общественных организаций;

  • защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении сертификации в Системе;

  • отсутствия дискриминации в отношении заявителей на проведение сертификации в Системе;

  • обеспечения конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.

Область распространения Системы

Областью распространения Системы являются:

  • сертификация отдельных видов продукции, товаров и услуг по заявке производителя, продавца или лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, для подтверждения:
    • показателей назначения продукции,
    • данных, заявленных производителем этой продукции,
    • соответствия продукции требованиям стандартов;
  • содействие формированию систем саморегулирования потребительского рынка и непосредственное участие в них;
  • проведение инспекционного контроля за качеством сертифицированной продукции;
  • мониторинг потребительского рынка РФ с целью идентификации товаров и услуг, выявления опасной и некачественной продукции.

При сертификации в Системе используют международные стандарты, национальные стандарты, стандарты организаций, технические условия и другие документы, представленные заявителем и включенные в условия договоров.

Система является открытой для участия в ней предприятий и организаций различных форм собственности, заинтересованных в деятельности Системы, в том числе российских и зарубежных испытательных центров и лабораторий, независимых экспертов, других организаций и ведомств, в т.ч. научных организаций и лабораторий, которые не входят в системы сертификации.

Область распространения Системы довольно широка и может быть скорректирована в зависимости от появления новых видов продукции путем внесения изменений в зарегистрированные документы Системы.

Система имеет право временно ограничить номенклатуру товаров и услуг, на которую распространяется ее действие или установить очередность организации работ по сертификации определенных видов продукции и услуг.

Для выявления некачественной или опасной продукции ОС проводит регулярный мониторинг потребительского рынка РФ. При этом проверке и оценке подвергается однотипная продукция разных производителей, как имеющая, так и не имеющая сертификата Системы. Мониторинг потребительского рынка проводится за счет средств ЦОС.

Организационная структура Системы и функции участников

Организационную структуру Системы - образуют:

  • Совет Системы, являющийся высшим наблюдательным органом Системы;

  • Российский институт потребительских испытаний, выполняющий функции центрального органа по сертификации (ЦОС);

  • Испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном правительством РФ, а также лаборатории, аккредитованные в других системах, в т.ч. зарубежных, и уполномоченные ЦОС на проведение испытаний в целях сертификации в Системе;

  • Независимые эксперты, уполномоченные в Системе, в том числе независимые эксперты, действующие в других системах, в т.ч. зарубежных;

  • Органы по сертификации (ОС), уполномоченные ЦОС для проведения работ в Системе.

Совет Системы

Совет Системы формируется на добровольной основе из представителей:

  • Российского института потребительских испытаний;
  • органов по сертификации;
  • испытательных лабораторий и независимых экспертов;
  • других организаций, заинтересованных в деятельности Системы.

В функции Совета Системы входит:

  • формирование единой политики в области сертификации в рамках Системы;
  • привлечение новых участников Системы;
  • представительство интересов Системы в органах законодательной власти, судах, органах исполнительной власти и муниципальных образованиях, в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию и национальном органе по стандартизации, а также во взаимоотношениях с негосударственными организациями;
  • формирование апелляционной комиссии для рассмотрения претензий по проведению сертификации;
  • участие в разрешении споров в качестве арбитра (третейского судьи);
  • представление и продвижение Системы и ее Знака;
  • определение регламента и условий работы Секретариата, действующего на постоянной основе.

ЦОС

Центральный орган по сертификации (ЦОС) выполняет следующие функции:

  • устанавливает правила и процедуры проведения сертификации в Системе;
  • участвует в разработке и внедрении нормативных документов;
  • разрабатывает программы сертификационных испытаний продукции;
  • организует и координирует работу по проведению испытаний продукции в испытательных лабораториях;
  • организует работу по проведению инспекционного контроля за сертифицированной продукцией и принимает решение о возможности подтверждения, приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия;
  • ведет единый реестр выданных и аннулированных сертификатов Системы;
  • осуществляет информационное обеспечение Системы;
  • взаимодействует с федеральными и региональными органами государственной власти;
  • сотрудничает с национальными и международными организациями по сертификации и стандартизации;
  • уполномочивает испытательные лаборатории (центры) и органы по сертификации на право проведения работ в Системе на основании договоров (соглашений);
  • формирует инфраструктуру Системы для обеспечения ее деятельности.

Испытательные лаборатории

Испытательные лаборатории в Системе выполняют следующие функции:

  • участвуют в разработке программы испытаний продукции;
  • проводят испытания по принятой программе;
  • выдают заверенные протоколы испытаний продукции.

Уполномоченные представители испытательных лабораторий (центров) могут участвовать в работе апелляционной комиссии при возникновении спорных ситуаций, но не в качестве членов этой комиссии.

ОС

Сеть органов по сертификации (ОС) формируется по региональному принципу.

Орган по сертификации выполняет следующие функции:

  • выполняет правила и процедуры прохождения сертификации в Системе;
  • регистрирует сертификаты соответствия и направляет сведения о вступивших в действие, прекративших действие и приостановленных сертификатах в реестр Системы;
  • оформляет сертификаты соответствия Системы на продукцию (услугу), прошедшую сертификацию;
  • организует совместно с ЦОС и проводит инспекционный контроль сертифицированной продукции (услуг).

Кроме указанных выше функций, региональный орган по сертификации в Системе:

  • осуществляет продвижение и информационное обеспечение Системы в данном регионе;
  • участвует в работах по совершенствованию нормативных документов, применяемых при сертификации продукции;
  • взаимодействует с региональными органами исполнительной власти в случаях выявления некачественной или опасной продукции.

Организации, претендующие на уполномочивание в Системе в качестве органов по сертификации, должны быть аккредитованы в порядке, установленном Правительством РФ, и иметь:

  • статус юридического лица по законодательству Российской Федерации;
  • организационную структуру, включающую систему обеспечения качества, которая позволяет ей выполнять признанные технические функции;
  • квалифицированный персонал;
  • соответствующие правила по обеспечению защиты прав собственности и конфиденциальности информации.

Схемы сертификации

Схемы сертификации продукции в Системе:

  • схема А - испытания в испытательной лаборатории (центре) выборки образцов из торговой партии продукции (отбор у продавца);

  • схема Б - испытания в испытательной лаборатории (центре) типового образца (отбор у изготовителя) и выборки образцов из торговой партии (отбор у продавца);

  • схема В - испытания в испытательной лаборатории (центре) выборки образцов из торговой партии продукции (отбор у продавца);

  • схема Г - испытание в испытательной лаборатории (центре) единичного изделия (отбор у продавца).

Схемы А и Б используются при проведении сертификации серийно изготавливаемой заявителем продукции.

Схема А применяется для сертификации продукции, на безопасность и потребительские свойства которой не оказывают существенного влияния условия транспортирования и хранения. При сертификации по этой схеме орган по сертификации должен запросить у заявителя материалы, подтверждающие стабильность выпуска сертифицируемой продукции.

Схему Б применяют для сертификации продукции, на безопасность и потребительские свойства которой могут влиять условия транспортирования и хранения. При проведении сертификации по схеме Б выдача сертификата соответствия и маркирование продукции Знаком соответствия Системы осуществляется только в случае, если при проведении испытаний получены положительные результаты как при испытании образцов, отобранных у изготовителя, так и при испытании образцов, отобранных у продавца.

Схему В применяют при сертификации партии продукции, схему Г - для сертификации единичного изделия.

Срок действия сертификата соответствия определяет орган по сертификации на основании решения ЦОС. При использовании схемы А срок действия сертификата соответствия не может превышать 1 год, при использовании схемы Б – от 1 года до 3 лет. Для продукции, сертифицированной по схемам В и Г, срок действия сертификата соответствия не устанавливают.


Схемы сертификации услуг в Системе:

  • схема Д - оценка мастерства исполнителя услуг; проверка процесса оказания услуги, включая проверку результатов услуги; контроль мастерства исполнителя услуг;

  • схема Е - оценка организации (предприятия); проверка процесса оказания услуги, включая проверку результатов услуги; контроль соответствия установленным требованиям.

Схему Д применяют для сертификации услуг, безопасность и качество которых обусловлены мастерством исполнителя.

Схему Е применяют для сертификации организации – исполнителя услуг.

Срок действия сертификата соответствия устанавливает орган по сертификации на основании решения ЦОС, но не более 3 лет.

Порядок проведения сертификации

В Системе принят следующий общий порядок сертификации:

  • подача заявки на сертификацию объекта;
  • рассмотрение и принятие решения по заявке;
  • проведение необходимых проверок (анализ документов, испытания, оценка процесса выполнения работ (услуг), в зависимости от объекта сертификации и т.п.);
  • анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
  • выдача сертификата и разрешения на применение Знака соответствия;
  • инспекционный контроль за сертифицированным объектом.

Порядок проведения сертификации продукции

При сертификации продукции в Системе осуществляются следующие операции:

  • подача заявки Заявителем в ОС;
  • регистрация заявки в реестре ОС и передача её в ЦОС;
  • регистрация заявки в едином реестре Системы в ЦОС;
  • оплата Заявителем предварительного этапа анализа документации;
  • рассмотрение заявки в ЦОС и принятие решения о возможности сертификации;
  • направление через ОС Заявителю решения о возможности (невозможности) сертификации продукции;
  • оформление договора между Заявителем и ОС на проведение работ по сертификации;
  • оплата Заявителем работ по сертификации;
  • закупка образцов продукции в торговой сети или отбор органом по сертификации у заявителя образцов продукции для испытаний;
  • проведение сертификационных испытаний образцов заявленной продукции;
  • принятие решения о соответствии продукции указанным требованиям на основании протоколов испытаний;
  • регистрация сертификата соответствия в реестре Системы;
  • оплата Заявителем планового инспекционного контроля;
  • выдача сертификата соответствия Заявителю и разрешения на маркирование продукции Знаком соответствия;
  • проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (если это предусмотрено схемой сертификации);
  • подтверждение, приостановление или прекращение действия сертификата соответствия по результатам инспекционного контроля.

При сертификации продукции в Системе проверяют:

  • информацию на упаковке, маркировке и в сопроводительной документации на данную продукцию;
  • показатели назначения продукции;
  • потребительские свойства продукции;
  • показатели безопасности (в отдельных случаях).

Порядок проведения сертификации услуг

Система предусматривает следующий порядок проведения сертификации услуг:

  • подача заявки Заявителем в ОС;
  • регистрация заявки в реестре ОС и передача её в ЦОС;
  • регистрация заявки в едином реестре Системы в ЦОС;
  • оплата Заявителем предварительного этапа анализа документации;
  • рассмотрение заявки в ЦОС и принятие решения о возможности сертификации услуги;
  • направление через ОС Заявителю решения о возможности (невозможности) сертификации услуги;
  • оформление договора между Заявителем и ОС на проведение работ по сертификации;
  • оплата Заявителем работ по сертификации;
  • проведение сертификационных испытаний заявленной услуги;
  • на основании протоколов испытаний принятие решения о соответствии услуги указанным требованиям;
  • регистрация сертификата соответствия в реестре Системы;
  • оплата Заявителем планового инспекционного контроля;
  • выдача сертификата Заявителю;
  • проведение инспекционного контроля за сертифицированной услугой.

При сертификации услуг в Системе проверяют их характеристики, используя при этом методы проверок, позволяющие:

  • провести идентификацию услуги, в том числе проверить ее принадлежность к классификационной группировке в соответствии с нормативными и техническими документами, провести испытания результатов услуги;
  • полно и достоверно подтвердить соответствие услуги требованиям, направленным на обеспечение ее качества и безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителя, окружающей среды, установленным в нормативных документах, регламентирующих эту услугу.

В зависимости от вида услуги исследуется:

  • полнота и актуализация документации, устанавливающей требования к процессу;
  • оснащение необходимым оборудованием, инструментом, средствами измерений (испытаний, контроля), веществами, материалами, помещениями и др., а также их соответствие установленным требованиям;
  • метрологическое, методическое, организационное, программное, информационное, материальное, правовое, техническое и др. обеспечение;
  • безопасность и стабильность процесса;
  • профессиональная компетентность исполнителей работ и услуг, обслуживающего и производственного персонала.

При сертификации услуг в Системе Знак соответствия может применяться для идентификации этих услуг среди прочих.

Проведение сертификации продукции

Проведение сертификации товаров включает 3 этапа:

Предварительный анализ

Предварительный анализ проводится по следующим правилам и в следующей последовательности:

  1. обращение Заявителя в ОС о намерении сертифицировать продукцию в Системе;

  2. ознакомление Заявителя с основными условиями сертификации, выдача бланка заявки на сертификацию товаров и банковских реквизитов ОС;

  3. при принятии решения о добровольной сертификации продукции Заявитель подает заявку на сертификацию конкретной продукции, входящей в область распространения Системы;

    в заявке указываются следующие данные:

    • наименование, адрес и банковские реквизиты Заявителя;
    • полное наименование продукции, заявляемой на сертификацию;
    • описание и характеристики сертифицируемой продукции;
    • обозначение и наименование нормативных документов, устанавливающих требования к сертифицируемой продукции;
    • схема проведения сертификации.

    к заявке прилагается следующая документация:

    • перечень нормативных документов, устанавливающих требования к сертифицируемой продукции и методы испытаний;
    • полный перечень выпускаемой продукции (оказываемых услуг), с указанием модификаций и их основных отличий.
  4. оплата Заявителем этапа предварительного анализа (согласно. п. 9.1-9.3);

  5. по требованию ОС должны быть предоставлены дополнительные документы на данную продукцию (протоколы приемочных испытаний, решение о постановке на производство, сертификат системы качества производителя, и т.д.);

  6. для продукции, подлежащей обязательной сертификации, прилагается сертификат соответствия системы сертификации ГОСТ Р, учитывается также действующая система качества, и наличие у Заявителя сертифицированного производства;

  7. решение по заявке о возможности (невозможности) проведения сертификации направляется заявителю в письменной форме не позднее 15 дней со дня получения заявки. Решение содержит основные условия сертификации продукции: схему сертификации, нормативные документы, на соответствие которым будет проведена сертификация, предлагаемые сроки начала работ, периодичность и объем инспекционного контроля.

Проверка и оценка качества продукции

Проверка и оценка качества продукции проводится по следующим правилам и в следующей последовательности:

  1. Заключение договора между Заявителем и ОС на проведение работ по сертификации продукции.

  2. Оплата Заявителем работ по сертификации.

  3. Отбор образцов путем закупки в торговой сети в количестве, необходимом для проведения сертификации (схемы А, Б, В). Заявитель вправе осмотреть закупленные образцы продукции для определения их подлинности, о чем составляется акт идентификации. Отбор органом по сертификации у Заявителя образцов продукции для испытаний (схема Б); идентификация проводится по признакам и требованиям, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию. В качестве описания продукции могут быть использованы стандарты, технические условия, нормативные документы, конструкторская, эксплуатационная и товаросопроводительная документация, договоры поставки, спецификации, технические описания, этикетки, ярлыки и другие документы, характеризующие продукцию (услугу).

  4. Программа сертификационных испытаний определяется ЦОС совместно с испытательной лабораторией.

  5. Испытания образцов продукции проводят по правилам и методам, указанным в Программе сертификационных испытаний.

  6. Программа сертификационных испытаний состоит из лабораторной и потребительской части.

  7. Образцы продукции перед передачей в испытательные центры должны быть по возможности обезличены, т.е. с них должны быть удалены (закрыты) данные о производителе, наименование торговой марки, название модели, штрих-коды. При этом каждому образцу присваивается учётный номер.

  8. Для оценки соответствия продукции установленным требованиям ЦОС использует протоколы лабораторных и потребительских испытаний. Протокол каждого вида испытания должен включать объем информации, достаточный для оценки характеристик образцов продукции и определения их соответствия установленным требованиям.

  9. ЦОС выдает Заявителю Заключение о соответствии (несоответствии) продукции (услуги) установленным требованиям к качеству и выносит решение о выдаче или невозможности выдачи сертификата соответствия.

  10. Заключение по итогам сертификационной работы должно соответствовать требованиям, установленным в Системе, и содержать следующее:

    • наименование объекта сертификации (полное название, ТУ, ОКП);
    • область применения (назначение);
    • данные о Заявителе;
    • основание (договор);
    • дату и место проведения;
    • схему сертификации;
    • раздел с методами и условиями проведения испытаний;
    • результаты испытаний;
    • описание выявленных особенностей и рекомендации;
    • ссылки на регламентирующие качество документы;
    • решение.
  11. Заключение должно быть подписано и утверждено руководителем ЦОС.

  12. В случае невозможности выдачи Сертификата по результатам испытаний Заявителю направляется уведомление в письменном виде в трехдневный срок со дня принятия решения. Заявителю также предоставляется Заключение, с указанием выявленных недостатков и несоответствий нормативным требованиям.

  13. При соответствии продукции установленным требованиям по всем испытанным показателям ЦОС регистрирует сертификат соответствия в едином Реестре Системы и передаёт эту информацию в ОС.

  14. Оплата Заявителем планового инспекционного контроля (если он предусмотрен схемой сертификации).

  15. ОС оформляет и выдает Заявителю сертификат Системы, а также разрешение на использование Знака соответствия Системы.

  16. Заявитель, продукция которого сертифицирована в Системе (за исключением случаев, описанных в пункте 6.2.2 настоящего документа), должен маркировать ее Знаком соответствия Системы на основании разрешения на применение Знака соответствия.

  17. Протоколы лабораторных и потребительских испытаний не предоставляются Заявителю и хранятся в ОС.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией

В зависимости от выбранной схемы сертификации инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводится в течение всего срока действия сертификата Системы. Инспекционный контроль проводится в форме плановых или, при необходимости, внеплановых проверок органом по сертификации, выдавшим сертификат соответствия.

  1. В том случае, если ЦОС или ОС располагают сведениями о снижении качества продукции, получившей сертификат, в том числе о внесении согласованных изменений в ее состав, конструкцию, технологию производства, может быть проведен внеплановый инспекционный контроль. Если проведенный инспекционный контроль подтвердит сведения о снижении качества продукции, то ЦОС приостанавливает действие сертификата на данную продукцию. ОС обращается к Держателю сертификата с требованием провести корректирующие мероприятия для повышения качества продукции. Возобновление действия сертификата возможно только после проведения повторных инспекционных испытаний, подтверждающих соответствие продукции указанным требованиям и оплаты инспекционного контроля. В противном случае действие сертификатов прекращается.

  2. Порядок проведения испытаний сертифицированной продукции при инспекционном контроле является таким же, как при сертификационных испытаниях данной продукции, а объем и содержание определяются органом по сертификации совместно с ЦОС. Программа испытаний при инспекционном контроле может отличаться от программы сертификационных испытаний, если в период действия сертификата вступили в действие нормативные документы, изменяющие требования к качеству продукции.

  3. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, один экземпляр которого хранится в ОС, а второй направляется Держателю сертификата.

    Решение по результатам инспекционного контроля принимает ЦОС.

    По результатам инспекционного контроля может быть принято одно из следующих решений:

    • считать действие сертификата Системы подтвержденным;
    • приостановить действие сертификата соответствия и использование знака Системы;
    • прекратить действие сертификата.

    Информацию о принятом решении ЦОС направляет в ОС.

    Решение о подтверждении сертификата с актом инспекционного контроля регистрируется в Реестре Системы и направляется Держателю сертификата.

  4. Приостановление действия сертификата соответствия Системы осуществляется в случае выявления несоответствий продукции требованиям, подтвержденным при сертификации, которые могут быть устранены путем выполнения корректирующих мероприятий, согласованных с ОС. При положительном результате повторных испытаний решение о приостановлении действия сертификата аннулируется и действие сертификата возобновляется. Информация о приостановлении действия сертификата доводится ОС до Держателя сертификата в течение 5 дней со дня принятия такого решения.

  5. Прекращение действия сертификата соответствия Системы осуществляется в случае невозможности устранения выявленных несоответствия путем выполнения корректирующих мероприятий или отказа Держателя сертификата от корректирующих мероприятий.

    Если Держатель сертификата не проводит корректирующие мероприятия по устранению недостатков продукции или повторные испытания дают отрицательный результат, то принимается решение о прекращении действия сертификата и лишения права маркирования знаком соответствия. Эта информация доводится до Совета Системы, и распространяется через СМИ до потребителей продукции и других заинтересованных лиц.

    Повторное представление на сертификацию продукции, на которую были отменены сертификаты Системы, осуществляется в общем порядке, установленном настоящими Правилами.

  6. При внесении изменений в состав или технологию изготовления серийно выпускаемой сертифицированной продукции, влияющих на соответствие продукции требованиям, подтвержденным при сертификации, Держатель сертификата обязан в течение 10 дней известить ОС.

    ЦОС принимает решение о возможности распространения ранее выданного сертификата на продукцию с внесенными в ее состав изменениями, конструкцию, либо необходимости проведения дополнительных испытаний и повторного представления продукции на сертификацию. Заявитель информируется через ОС о принятом решении.

Проведение сертификации услуг

Проведение сертификации услуг включает 3 этапа:

Предварительный анализ

Предварительный анализ проводится по следующим правилам и в следующей последовательности:

  1. Обращение Заявителя в ОС о намерении сертифицировать услугу в Системе.

  2. Ознакомление Заявителя с основными условиями сертификации, выдача бланка заявки на сертификацию услуги и банковских реквизитов ОС.

  3. При решении о добровольной сертификации услуги Заявитель подает заявку на сертификацию конкретной услуги, входящей в область распространения Системы.

  4. В заявке указываются следующие данные:

    • наименование, адрес и банковские реквизиты Заявителя;
    • полное наименование услуги, заявляемой на сертификацию;
    • описание и характеристики услуги;
    • обозначение и наименование нормативных документов, устанавливающих требования к сертифицируемой услуге;
    • схема проведения сертификации;
  5. Оплата Заявителем этапа предварительного анализа документации.

  6. По требованию ОС должны быть предоставлены иные материалы и документы на данную услугу.

  7. Решение по заявке о возможности (невозможности) проведения сертификации направляется заявителю в письменной форме не позднее 15 дней со дня получения заявки. Решение содержит основные условия сертификации услуги: схему сертификации, нормативные документы, на соответствие которым будет проведена сертификация, предлагаемые сроки начала работ, периодичность и объем инспекционного контроля, реквизиты для договора Заявителя с ОС.

Проверка и оценка качества услуги

Проверка и оценка качества услуги проводится по следующим правилам и в следующей последовательности:

  1. Заключение договора между Заявителем и ОС на проведение работ по сертификации услуги.

  2. Оплата Заявителем работ по сертификации, включая стоимость оплаченной услуги. Оплата услуг производится в количестве, необходимом для проведения сертификации. Заявитель вправе сверить адрес оказанной услуги.

  3. Проверке подвергают процесс оказания предварительно идентифицированной услуги. Идентификация проводится по признакам, параметрам, показателям и требованиям, которые в совокупности достаточны для подтверждения соответствия конкретной услуге и (или) ее описанию. В качестве описания услуги могут быть использованы стандарты, нормативные документы и другие документы, характеризующие услугу.

  4. Проверку процесса оказания услуги проводят в соответствии с программой проверки. При необходимости проводят испытания результатов услуги по правилам и методам, указанным в Программе сертификационных испытаний.

  5. Для оценки соответствия услуги установленным требованиям ЦОС использует акт проверки процесса оказания услуги и (при наличии) протокол сертификационных испытаний. Протокол каждого испытания должен включать объем информации, достаточный для оценки характеристик услуги и определения ее соответствия установленным требованиям. В протоколе должны быть указаны данные об условиях и методах испытаний, позволяющие, при необходимости, провести повторные испытания.

  6. Акт проверки процесса оказания услуги должен соответствовать требованиям, установленным в Системе, и содержать следующие сведения:

    • сведения о проверяемой организации;
    • идентификация услуги (услуг), проверяемых при сертификации;
    • сведения об объектах проверки (проверяемые помещения, оборудование, персонал, документация);
    • результаты проверки организации;
    • общее заключение по результатам проверки с итоговой оценкой.

    Акт проверки процесса оказания услуги подписывается руководителем и членами комиссии, проводившей проверку.

  7. Протокол испытаний должен соответствовать требованиям, установленным в Системе, и содержать следующие сведения:

    • данные об испытанных результатах услуги (дата оказания и т.п.), их количестве и иные данные;
    • результаты идентификации услуги;
    • данные испытаний результатов услуги;
    • основные характеристики сертифицируемой услуги;
    • оценку соответствия информации на испытанную услугу указанным требованиям;
    • раздел с методами и процедурами проведения испытаний;
    • общее заключение по результатам испытаний услуги.

    Протокол испытаний должен быть подписан руководителем ЦОС. К нему должны быть приложены копии акта оплаты услуги, заключение о соответствии услуги указанным требованиям, подписанные исполнителями испытаний.

  8. Подлинники экземпляров актов проверки процесса оказания услуги и протоколов испытаний хранятся в ЦОС.

  9. ЦОС на основании анализа актов проверки процесса оказания услуги и протоколов испытаний принимает решение о соответствии услуги установленным требованиям и выдаче или невозможности выдачи сертификата соответствия.

  10. Уведомление о невозможности выдачи сертификата направляется в ОС. ОС уведомляет Заявителя в трехдневный срок со дня принятия решения в письменном виде. Заявителю также предоставляется копии акта проверки процесса оказания услуги и полных протоколов испытаний с указанием выявленных недостатков и несоответствий нормативным требованиям.

  11. При соответствии услуги установленным требованиям по всем испытанным показателям ЦОС регистрирует сертификат соответствия в едином реестре Системы, где ему присваивается порядковый номер и передаёт эту информацию в ОС.

  12. Оплата Заявителем планового инспекционного контроля качества предоставления услуги.

  13. ОС оформляет и выдает Заявителю сертификат Системы, а также разрешение на использование Знака соответствия Системы.

Инспекционный контроль за соответствием сертифицированной услуги

Инспекционный контроль (ИК) за соответствием сертифицированной услуги установленным требованиям проводится в течение всего срока действия сертификата Системы. Инспекционный контроль проводится в форме ежегодных плановых или, при необходимости, внеплановых проверок.

  1. Внеплановый инспекционный контроль проводят в случаях поступления в ЦОС или ОС информации о претензиях к качеству сертифицированных услуг от потребителей, федеральных органов исполнительной власти, общественных организаций.

    Если проведенный инспекционный контроль подтвердит сведения о снижении качества услуг, то ЦОС приостанавливает действие сертификата на данную услугу. ОС обращается к Держателю сертификата с требованием провести корректирующие мероприятия для повышения качества услуги. Возобновление действия сертификата возможно только после проведения повторных инспекционных испытаний, подтверждающих соответствие услуги указанным требованиям и оплаты инспекционного контроля. В противном случае действие сертификатов прекращается.

  2. Порядок проведения испытаний результатов сертифицированной услуги при инспекционном контроле является таким же, как при сертификационных испытаниях, а объем и содержание определяются органом по сертификации совместно с ЦОС. Программа испытаний при инспекционном контроле может отличаться от программы сертификационных испытаний, если в период действия сертификата вступили в действие нормативные документы, изменяющие требования к качеству услуги.

  3. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, один экземпляр которого хранится в ОС, а второй направляется Держателю сертификата.

    Решение по результатам инспекционного контроля принимает ЦОС.

    По результатам инспекционного контроля может быть принято одно из следующих решений:

    • считать действие сертификата Системы подтвержденным (продленным);
    • приостановить действие сертификата соответствия и использование Знака Системы;
    • прекратить действие сертификата.

    Информацию о принятом решении ЦОС направляет в ОС.

    Решение о подтверждении сертификата с актом инспекционного контроля регистрируется в Реестре Системы и направляется Держателю сертификата.

  4. Приостановление действия сертификата соответствия Системы осуществляется в случае выявления несоответствий услуги требованиям, подтвержденным при сертификации, которые могут быть устранены путем выполнения корректирующих мероприятий, согласованных с ОС. При положительном результате повторных испытаний решение о приостановлении действия сертификата аннулируется и действие сертификата возобновляется. Информация о приостановлении действия сертификата доводится ОС до Держателя сертификата в течение 5 дней со дня принятия такого решения.

  5. Прекращение действия сертификата соответствия Системы осуществляется в случае невозможности устранения выявленных несоответствия путем выполнения корректирующих мероприятий или отказа Держателя сертификата от корректирующих мероприятий.

    Если Держатель сертификата не проводит корректирующие мероприятия по устранению недостатков или повторные испытания дают отрицательный результат, то принимается решение о прекращении действия сертификата и лишения права использования Знака соответствия. Эта информация доводится до Совета Системы, и распространяется через СМИ до потребителей продукции и других заинтересованных лиц.

    Повторное представление на сертификацию услуги, на которую были отменены сертификаты Системы, осуществляется в общем порядке, установленном настоящими Правилами.

Инспекционный контроль

В течение всего срока действия сертификата Системы проводится инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции (услуги) установленным требованиям. В зависимости от выбранной схемы сертификации инспекционный контроль проводится в форме ежегодных плановых или, при необходимости, внеплановых проверок.

В том случае, если ЦОС или ОС располагают сведениями о снижении качества продукции (услуги), получившей сертификат, в том числе о внесении несогласованных изменений в ее состав, конструкцию, технологию производства (предоставления), может быть проведен внеплановый инспекционный контроль. Если проведенный инспекционный контроль подтвердит сведения о снижении качества продукции (услуги), то ЦОС приостанавливает действие сертификата на данную продукцию (услугу). ОС обращается к Держателю сертификата с требованием провести корректирующие мероприятия для повышения качества продукции (услуги). Возобновление действия сертификата возможно только после проведения повторных инспекционных испытаний, подтверждающих соответствие продукции (услуги) указанным требованиям и оплаты инспекционного контроля. В противном случае сертификаты аннулируются.

Порядок проведения испытаний при инспекционном контроле качества сертифицированной продукции (услуги) является таким же, как при сертификационных испытаниях данной продукции (услуги), а обьем и содержание определяются договором о сертификации продукции (услуги). Программа испытаний при инспекционном контроле может отличаться от программы сертификационных испытаний, если в период действия сертификата вступили в действие нормативные акты, изменяющие требования к качеству продукции (услуге).

На основании протокола испытаний результаты инспекционного контроля оформляются актом, один экземпляр которого хранится в ОС, а второй направляется Держателю сертификата.

По результатам инспекционного контроля ЦОС может принять следующие решения:

  • считать действие сертификата Системы подтвержденным;
  • приостановить действие сертификата соответствия и использование Знака Системы;
  • отменить действие сертификата.

Решение о подтверждении сертификата с актом инспекционного контроля регистрируется в Реестре Системы и направляется Держателю сертификата.

Приостановление действия сертификата соответствия Системы осуществляется в случае несоответствия продукции (услуги) требованиям, подтвержденным при сертификации. Решение о приостановлении действия сертификата и маркирования Знаком соответствия Системы принимается в случае, когда с помощью корректирующих мероприятий, согласованных с ОС, Держатель сертификата может устранить обнаруженные причины несоответствия. При положительном результате повторных испытаний решение о приостановлении действия сертификата аннулируется.

Информация о приостановлении действия сертификата доводится ОС до Держателя сертификата в течение 5 дней со дня принятия такого решения. Если Держатель сертификата не проводит корректирующие мероприятия по устранению недостатков продукции (услуги) или повторные испытания дают отрицательный результат, то принимается решение об отмене действия сертификата и лишения права маркирования Знаком соответствия. Эта информация доводится до Совета Системы, и распространяется через СМИ до потребителей продукции и других заинтересованных лиц.

Отмена действия сертификата соответствия Системы осуществляется в случае отказа Держателя сертификата от корректирующих мероприятий с целью устранения выявленных несоответствий.

Повторное представление на сертификацию продукции (услуги), на которую были отменены сертификаты Системы, осуществляется в общем порядке, установленным настоящими Правилами.

При внесении изменений в серийно выпускаемую сертифицированную продукцию (технологию предоставления услуги), влияющих на соответствие продукции (услуги) требованиям, подтвержденным при сертификации, Держатель сертификата обязан заранее известить ОС.

ЦОС принимает решение о возможности распространения ранее выданного сертификата на продукцию (услугу) с внесенными изменениями в ее состав, конструкцию или технологию производства (предоставления), либо необходимости проведения дополнительных испытаний и повторного представления продукции (услуги) на сертификацию.

Заявитель информируется через ОС о принятом решении.

Ведение единого реестра

Сертификат соответствия Системы вступает в действие с момента его регистрации в реестре сертифицированных объектов Системы.

  1. Ведение реестра сертифицированных объектов в Системе осуществляет структурное подразделение ЦОС (отдел регистрации).

    Отдел регистрации проводит регистрацию сертификатов соответствия, выданных в Системе, путем присвоения регистрационного (персонального) номера сертификату и внесения данных о его сроке действия, о продукции (услуге), на которую он распространяется, а также сведений о производителе продукции (исполнителе услуги) в реестр Системы (базу данных). В реестр Системы также вносятся сведения о сроках проведения и результатах инспекционного контроля за сертифицированным объектом, а также информация о продлении, приостановлении или прекращении действия сертификатов. По окончании срока действия сертификата информация о нём переносится в архив реестра.

  2. Отдел регистрации проводит также регистрацию заявок на проведение сертификации, решений о выдаче сертификатов соответствия, решений о подтверждении (продлении), приостановлении или прекращении их действия.

  3. Отдел регистрации ведет реестр сведений об участниках Системы (ОС, ИЛ и независимых экспертах).

  4. Отдел регистрации осуществляет хранение Заключений, протоколов испытаний и актов проверки.

  5. Отдел регистрации Системы обеспечивает открытый доступ к реестру (базе данных) сертификатов соответствия. Информацию о продукции (услуге), получившей сертификат в Системе, ЦОС представляет в средства массовой информации и публикует в сети Интернет.

  6. В случае получения отрицательного результата при сертификационных испытаниях, информация о продукции не получившей сертификат, вносится в базу данных. Эта информация является конфиденциальной, за исключением случаев нарушения требований безопасности.

  7. Отдел регистрации ведёт базу данных используемых в системе методов испытаний и стандартов.

Рассмотрение апелляций по сертификации

При возникновении спорных ситуаций, связанных с сертификацией продукции (товаров и услуг) в Системе, заявители и участники Системы (их представители) могут обратиться с жалобой на принятые решения в Совет Системы. Жалоба подается в секретариат Совета Системы. После извещения о жалобе всех заинтересованных сторон, в течение 10 дней формируется Апелляционная комиссия.

Апелляционная комиссия состоит из 9 членов, 3 из которых вводятся в комиссию по предложению участника Системы, подавшего жалобу, 3 члена – от ЦОС и 3 члена – от Совета Системы.

В том случае, если предметом спора являются результаты или методы испытаний, в Апелляционную комиссию вызывается представитель испытательной лаборатории, в которой проходили сертификационные испытания или инспекционный контроль. При этом представители этой испытательной лаборатории не могут быть членами Апелляционной комиссии.

Для участия в работе Апелляционной комиссии могут привлекаться независимые эксперты на возмездной основе за счет средств Держателя сертификата.

Апелляционная комиссия рассматривает полученные материалы в течение 15 дней с момента их получения. При необходимости, Апелляционная комиссия может запросить у сторон дополнительную информацию.

В результате работы Апелляционной комиссии могут быть приняты следующие решения:

  1. удовлетворить жалобу и отменить оспариваемое решение;
  2. оставить решение, принятое в Системе, без изменений, а жалобу без удовлетворения;
  3. провести дополнительные исследования или повторные испытания за счет участника Системы, подавшего жалобу.

Если проведенные дополнительные исследования или повторные испытания выявят необоснованность ранее принятых оспариваемых решений, то ОС полностью возмещает участнику Системы, подавшему жалобу, затраты на проведение дополнительных исследований или повторных испытаний.

В случае подтверждения обоснованности решений, оспариваемых участником Системы, затраты на проведение дополнительных исследований или повторных испытаний ему не возвращаются.

Решение, принятое Апелляционной комиссией, направляется участнику Системы, подавшему жалобу. В случае его несогласия с решением Апелляционной комиссии, спорный вопрос разрешается в соответствии с действующим законодательством РФ.

Уполномочивание испытательных лабораторий и экспертов

Организации, претендующие на уполномочивание в Системе в качестве испытательных центров и лабораторий, должны быть аккредитованы в порядке, установленном Правительством РФ и иметь:

  • статус юридического лица по законодательству Российской Федерации;
  • организационную структуру, включающую систему обеспечения качества, которая позволяет ей выполнять признанные технические функции;
  • компетентность и опыт в проведении испытаний конкретной продукции и (или) видов испытаний на соответствие требованиям нормативных и иных документов;
  • квалифицированный персонал;
  • соответствующие правила по обеспечению защиты прав собственности и конфиденциальности информации.

Испытательная лаборатория должна декларировать свою независимость от предприятий-изготовителей продукции, подлежащей сертификации, или их дилеров, как в финансовом отношении, так и с технической точки зрения, а также обеспечивать гарантию объективности испытаний и беспристрастную оценку качества продукции.

Уполномоченные представители испытательных лабораторий (центров) могут участвовать в работе апелляционной комиссии при возникновении спорных ситуаций, но не в качестве членов этой комиссии.

Оплата работ по сертификации

Оплата работ по сертификации производится на договорной основе между Заявителем и ОС. Осуществляется поэтапно в виде полной предоплаты каждого этапа работ (рассмотрение заявки, сертификационная работа, инспекционный контроль) и не зависит от результатов работы.

Оплата работ по рассмотрению заявки производится Заявителем одновременно с подачей заявки на сертификацию продукции (услуги). Стоимость оговаривается с Заявителем в каждом случае отдельно и зависит от вида продукции (услуги), ее сложности, объема аналитических и других выполняемых работ.

Оплата работ по сертификации напрямую зависит от технической сложности продукции (услуги), стоимости образцов, объема аналитических и лабораторных работ.

Плановый инспекционный контроль оплачивается Заявителем при условии положительного решения по результам сертификационной работы. Оплата осуществляется до момента получения сертификата соответствия и разрешения на применение Знака.

Внеплановый инспекционный контроль проводится за счет средств ОС. Если он подтвердит сведения о снижении качества продукции (услуги), то ОС приостанавливает действие сертификата и обращается к Держателю сертификата с требованием возместить стоимость проведенного внепланового инспекционного контроля. Возобновление действия сертификата возможно после проведения корректирующих мероприятий, повторных испытаний и оплаты Держателем сертификата всех внеплановых инспекционных контролей.

Внесение изменений в Правила CДС «РИПИ» от 22 марта 2008 года

  1. При заключении договора на сертификацию оговаривается срок выхода на рынок сертифицированной продукции со знаком СДС «РИПИ» на упаковке (в случае положительного результата сертификационных испытаний). Для продукции бытового назначения срок не должен превышать 2 месяца с момента выдачи сертификата соответствия.

  2. Держатель сертификата письменно уведомляет АНО «РИПИ» о факте и дате поступления в торговую сеть сертифицированной продукции со Знаком СДС «РИПИ» с указанием региона России.

  3. АНО «РИПИ» предусматривает возможность наличия в торговой сети сертифицированной продукции со Знаком СДС «РИПИ» в течение двух месяцев после окончания срока действия сертификата.

  4. Не позднее 1 месяца до окончания срока действия сертификата соответствия СДС «РИПИ» держатель сертификата имеет право подать заявку на продление срока действия сертификата и проведение сертификационных испытаний с целью подтверждения уровня качества сертифицированного изделия.

  5. В случае отсутствия заявки на продление срока действия сертификата соответствия, АНО "РИПИ" публикует уведомление об окончании срока действия данного сертификата.

  6. Рекламные заявления держателя сертификата СДС «РИПИ», относящиеся к сертифицированной продукции, не должны содержать какой-либо информации, содержащей сравнительные оценки с продукцией других производителей, и должны соответствовать выводам приведенным в Заключении на продукцию, успешно прошедшую сертификационные испытания. В случае нарушения данного требования АНО «РИПИ» оставляет за собой право на аннулирование сертификата соответствия СДС «РИПИ».